Малообеспеченным окажут поддержку местные власти.
Президент России Дмитрий Медведев представил правительству Бюджетное послание на 2011–2013 годы. Это аналитический документ стратегического характера с оценками ожидаемых доходов, расходов и бюджетного баланса. Он стал продолжением бюджетного послания 2009 года. Среди его приоритетов – социальные обязательства, последовательное снижение размеров бюджетного дефицита, поиск оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, завершение формирования пенсионной системы.
Особенность бюджета 2011 года в том, что он будет переходным – его сверстают по старым принципам, попытавшись структурировать расходы с учетом комплекса долгосрочных государственных программ. Как уточнил министр финансов Алексей Кудрин, будущий год станет экспериментальным – наряду с обычным бюджетом появится и бюджет в программном разрезе.
Еще одной особенностью послания стало объявление о завершении антикризисных мер. Средства, потраченные в период кризиса, дело свое сделали – обеспечили социальную стабильность и сохранили доверие граждан. По объему антикризисной поддержки к ВВП (7,6?%) Россия лидирует среди стран G20. Благодаря своевременным антикризисным мерам ряд секторов экономики в настоящее время демонстрирует признаки роста, без перебоев функционирует финансовая система, отметил Дмитрий Медведев. Господдержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время, подчеркнул он.
В планах развития экономики надо предусмотреть и сценарии ухудшения конъюнктуры, предупредил глава государства. Для сокращения дефицита в ближайшие три года необходимо ограничить расходы и провести ревизию имеющихся обязательств. Сейчас важно не наращивать расходы, а вновь накапливать резервы. Медведев призвал не упустить шанс в период высоких цен на нефть. В Торонто он, как и главы других государств «двадцатки», пообещал до 2013 года сократить бюджетный дефицит вдвое. Сделать это предлагается, в частности, за счет активизации работы по сокращению госсобственности – не только предприятий, выведенных из числа стратегических, но и отдельных пакетов акций тех, кто остается в этом списке.
Обозначив курс на борьбу с дефицитом бюджета, президент призвал к оптимизации налоговой нагрузки. Медведев поручил правительству представить план поэтапной отмены федеральных льгот по налогам, идущим в региональные и местные бюджеты. Также он призвал ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе за счет формирования кадастров и разработки системы его вычисления, исходя из рыночной стоимости объекта. При этом для малообеспеченных семей будет установлен необлагаемый минимум. Возможно, понизят транспортный налог, но повысят бензиновые акцизы.
Ставка социальных взносов с 2011 года вырастет с 26 до 34?% фонда оплаты труда, но она не должна расти дальше, несмотря на необходимость развития пенсионной системы, подчеркнул глава государства. По его мнению, необходимо более грамотное налоговое администрирование и точечное повышение налогообложения отдельных товаров, таких, например, как табак. Налоговая политика РФ должна быть нацелена на инновационное развитие экономики, пояснил президент.
Но некоторые траты, несмотря на экономию, могут увеличиться – речь идет, например, о социальном обеспечении населения. Поддержать семьи с доходами ниже прожиточного минимума президент предложил региональным властям. А вот повышение зарплаты – это уже расходы федерального бюджета. К примеру, зарплата военных уже весной 2011 года может вырасти на 6,5?%. Кроме того, с 1 июня 2011 года повысится фонд оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежное содержание судей и прокурорских работников. При этом правительство в ближайший месяц представит предложения по сокращению 20?% чиновников в течение трех лет.
По мнению экспертов, принимая завышенные социальные обязательства, власти загоняют себя в ловушку. Отказ от выполнения взятых обязательств может спровоцировать социальные протесты, а их «тушение» отвлекает средства от реализации экономических проектов.
Из прошлого послания в нынешнее перешла и тема модернизации. Более того, по словам президента, на модернизацию и повышение эффективности экономики должна быть нацелена вся бюджетная политика. Предпочтительной формой ее поддержки должно стать софинансирование проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства. В ближайшие годы важно создать условия для полного цикла развития инноваций, разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий.
По информации главы Минфина, правительство выбрало тех, кто в первую очередь получит фискальные льготы. Это компании, работающие в технико-внедренческих зонах, малые внедренческие предприятия при вузах, предприятия, производящие программные продукты, работающие в сфере информационных технологий.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Андрей Чернявский, ведущий эксперт Центра экономики ГУ – Высшая школа экономики:
– Важная особенность нынешнего послания в повышенном внимании к сбалансированности бюджета и эффективности бюджетных расходов. Президент косвенно говорит о повышении пенсионного возраста. Если хотим добиться практически пропорционального соотношения пенсии к заработной плате, то от повышения пенсионного возраста никуда не деться. В ином случае либо потеряем коэффициент замещения зарплаты, либо придется повышать налоги.
Снижение бюджетного дефицита по меньшей мере вдвое по сравнению с уровнем 2009 года говорит о сложности задачи, которую сами себе ставим. Бюджетный дефицит на уровне 3% – это серьезный показатель. В период кризиса были чрезвычайно раздуты бюджетные расходы, которые сейчас непросто снизить. При этом надо выполнять решение по снижению бюджетного дефицита и поднимать уровень расходов на социальные и государственные пенсии, на оборону, образование. Если в 2010-м на поддержку национальной экономики тратим 3% ВВП, то в 2011 году – всего-то 2,4%.
В послании много внимания уделяется модернизации, инновациям и налоговым льготам. Бюджет сможет сыграть в этом направлении ограниченную роль, он может дать лишь толчок к развитию экономических институтов.
Дмитрий Ларионов, сопредседатель оргкомитета движения «Сельская Россия»:
– В этом важнейшем документе мы не обнаружили ни одного слова «село», напоминающего о существовании сельских территорий – подавляющей части страны. В прошлом такое невнимание уже привело к сокращению бюджета на развитие сельских территорий до неприлично низкого уровня. Президент «не замечает», и мы, депутаты, тоже не будем? Например, на мероприятия по обеспечению жильем молодых сельских семей выделено всего 7,3 млрд, а на комплексную застройку сельских поселений — 1,2 млрд рублей — всего 0,01% бюджета! Мы подсчитали, что, таким образом, на развитие российского села и слом тенденций его деградации законодатели выделили денежные средства, на которые можно построить в Москве 15 метров дороги в районе станции метро «Сокол»! Виноваты чиновники администрации, правительства, готовящие послание, и сырьевое лобби, упорно не замечающее одну треть жителей страны – селян.
Леонид Богданов, начальник управления экспертно-аналитической деятельности ФГУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации»:
– Самое благоприятное впечатление на меня произвело то, что послание президента посвящено не только бюджету. Если взять бюджеты, к примеру, Голландии, Швеции – это толстые книги о приоритетах. На мой взгляд, хорошо, что нынешнее послание движется в этом направлении. Президент подчеркнул важность стратегического планирования развития страны. Бюджет следующего года будет разрабатываться в формате долгосрочных проектов и программ. Другой важный момент: президент говорит о проектах модернизации. На них выделяются большие объемы средств, предположительно около 3 млрд рублей.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК:
– Сокращение бюджетного дефицита к 2013 году поставила «двадцатка». Россия в отличие от других стран еще и взяла на себя явно завышенные социальные обязательства. Конечно, данный факт слух ласкает, но если профессионально оценивать эту планку, то почему другие страны на это не пошли? В чем особенность социальных обязательств? Взять их можно, но сокращать нельзя! Это ловушка. Социальные обязательства взяты высокие, выполнять их придется, а за счет чего сокращать озвученный бюджетный дефицит? У нас будет высокий экономический рост? Но никакого роста цен на нефть не ожидают даже оптимисты. Наше отличие от других стран в том, что мы грешим популизмом. Конечно, речь не о том, что не надо поднимать пенсии. В этом году и в следующем пенсии индексируют. Но можно сразу поднять пенсии на 45%, а потом – на 15%, а потом еще на 10%, а потом неизвестно, хватит или нет средств. Можно же в течение 5 лет вести умеренный подъем пенсий по 15–20%, и результат был бы выше.
Жаль, что ничего конкретного не сказано в послании о перспективах введения налога на недвижимость, транспортного налога – будет включен в акциз или нет? Пока предложенные проекты бюджета-2011 выглядят излишне оптимистично.
Лариса СИНЕНКО