Альтернативной энергетикой нашу страну обеспечат не только новые технологии, а прежде всего география и история.
Фантастические рассказы о силе ветра, солнца и воды становятся реальностью. В России утверждены основные направления госполитики в сфере возобновляемых источников энергии. Впервые установлены показатели производства альтернативной электроэнергии в 2020 году – 4,5% от общего объема. Уже сегодня в районе Большого Сочи планируется ввести к Олимпиаде энергоустановки на возобновляемых источниках мощностью около 1 ГВт.
Поговаривают о еще одном важнейшем для государства проекте – орбитальной солнечной электростанции, которая будет передавать энергию с помощью СВЧ-излучения.
Не по средствам
Утверждение, что в России избыток энергии, – миф. По разным данным, разведанных запасов нефти и газа в мире осталось на 20–40 лет, угля и урана – на 150–250. Быстрее всего истощатся запасы нефти: ежегодно на земном шаре ее потребляют столько, сколько образуется в природных условиях за 2 миллиона лет.
К 2020 году Россия будет добывать около 520 млн тонн, информирует Министерство природных ресурсов. Разведанных запасов остается критически мало даже для обеспечения уже запланированного уровня поставок. Доступных месторождений, готовых к разработке, в госрезерве практически нет. Более 90% ресурсов переданы недропользователям. В нераспределенном фонде осталось около 8% трудноизвлекаемых запасов нефти.
Иная ситуация с газом. Россия владеет 40% мировых разведанных запасов. Однако газ из легкодоступных месторождений иссякает, и с каждым годом приходится разрабатывать все более удаленные провинции. Это увеличивает себестоимость сырья.
По прогнозам аналитиков, дальнейшее наращивание объемов добычи будет эффективно лишь при условии сохранения высоких цен на газ как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но посильно ли это для нашего потребителя? Ведь доходы большинства населения составляют 10–15% от европейских. При этом половина регионов испытывает острый дефицит топлива. Газифицировано всего 50% населенных пунктов. Более трех четвертей территории не имеет централизованного энергоснабжения, туда топливо приходится завозить, что сегодня обходится в копеечку. Например, в Якутии стоимость электроэнергии от дизель-генераторов на привозном топливе достигает 25, а кое-где и 60 рублей за киловатт-час. Во многих отдаленных районах солнечные и ветровые энергоустановки уже становятся выгодными.
– Потенциал энергосбережения только в сфере строительства и ЖКХ составляет не менее 400 млн тонн топлива в год, или 30–40% всего энергопотребления страны, – поясняет заместитель исполнительного директора Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Александра Мочалова. – На обогрев одного квадратного метра жилья в России расходуется в среднем 13 литров топлива в год. В близкой по климатическим условиям Канаде этот показатель составляет 3,5–4 литра. России необходима продуманная и последовательно реализуемая политика энергосбережения.
Сорняк выведет в лидеры
– Стремительно растущие энергопотребности лет через 30 могут привести мир к энергетическому коллапсу. Поэтому большинство стран озабочены поиском и внедрением альтернативных и дополнительных источников энергии. К примеру, в Швеции 80% авто работают на биоэтаноле. Бразилия еще в марте 2006-го полностью отказалась от импорта нефти, также заменив ее биоэтанолом – в основном из сахарного тростника. Сейчас она – один из его крупнейших экспортеров, – рассказывает академик, заведующий кафедрой финансовой стратегии МГУ им. Ломоносова, член международного комитета премии «Глобальная энергия» Владимир Квинт. – Бразилию обгоняют лишь США. В Европе лидером по использованию альтернативного топлива является Венгрия.
Судя по масштабам применения – это самая перспективная замена нефтепродуктам. В основе ее – этиловый спирт, вырабатываемый из растительных культур, необязательно пищевых. К примеру, если гектар засеять сорняком борщевик, то он даст вчетверо больше этанола, чем сахарный тростник. Кстати, до Второй мировой войны Россия была одним из лидеров производства этанола, и мировое автомобилестроение начиналось именно с использования этого топлива.
Меняю Крым ?на Якутию
Наиболее перспективное направление – солнечная энергетика, настаивают другие эксперты. Ведь наше светило – самая мощная в мире электростанция. К примеру, создание солнечной электростанции в пустыне Сахара может удовлетворить потребность в электроэнергии всей Европы! Правда, оппоненты подобных проектов предостерегают: такие электростанции требуют большого количества воды для охлаждения. Для решения этой проблемы идут разработки новой техники. По прогнозам специалистов, через несколько лет энергия от солнечной батареи будет стоить не более 20 евроцентов за киловатт.?– Количество солнечной энергии, поступающее на территорию России, превышает энергию всех отечественных запасов нефти, газа, угля и урана! – убежден Дмитрий Стребков, директор Всероссийского НИИ электрификации сельского хозяйства, член-корреспондент Россельхозакадемии. – Задействовать энергию солнца можно не только в Калмыкии или Нижнем Поволжье, но и три летних месяца на севере страны.
Анализ показал, что во многих регионах – например, в Забайкалье и Якутии – использовать энергию солнца выгоднее, чем даже в Краснодарском крае или Крыму. Здесь больше безоблачных дней, чем в южных районах.
– Именно для России с ее масштабами малая энергетика наиболее актуальна. Протягивать в отдаленные малонаселенные пункты ЛЭП расточительно, экономичнее снабдить их автономными станциями для выработки энергии. А тот же биогаз избавил бы крестьян от трат на бензин и дизельное топливо, которые буквально разоряют село, – считает Дмитрий Стребков. – Ведь именно капиталоемкость проектов в первую очередь и сдерживает сельхозпредприятия, многие из которых даже в нацпроекте «Развитие АПК» не участвуют из-за прежних долгов.
Деньги на ветер
Новое – хорошо забытое старое, подтверждает история открытий альтернативной энергетики. Оказывается, возобновляемые источники развивались в России с середины XIX века. В СССР была составлена карта распределения ветроэнергетических ресурсов по некоторым зонам и принято решение о строительстве ветропарков для достижения равномерной выработки электроэнергии. В 20–30-е российские ветроэлектрические машины считались одними из самых продвинутых в мире. К 1960 году в Советском Союзе действовало более 40 тысяч ветровых машин, применявшихся преимущественно в сельском хозяйстве.
– Сегодня эта отрасль вновь становится привлекательной для серьезных инвесторов. А Россия обладает самым большим в мире потенциалом использования энергии ветра, – подчеркивает президент Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов.
Наша страна обладает ветроэнергетическим потенциалом, оцениваемым в 40 млрд кВт.ч в год, поэтому работа больших и малых ветряных электростанций (ВЭС) на огромных российских пространствах очень эффективна. Такие районы, как Обская губа, Кольский полуостров, большая часть прибрежной полосы Дальнего Востока, по мировой классификации относятся к самым ветреным зонам. Среднегодовая скорость воздушных потоков на высоте 50–80 метров, где располагаются ветроагрегаты современных ВЭС, составляет 11–12 м/с, притом что «золотым» порогом считаются пять метров в секунду. К примеру, по исследованиям ученых Кольского научного центра РАН, ветровые ресурсы полуострова оцениваются в 360 млрд кВт.ч. Это намного больше, чем в Дании, Германии и Голландии, где давно используют эту энергию (и более того, там она превратилась едва ли не в главный энергоисточник).
Ветроустановки особенно важны для отдаленных сел, где электричество вырабатывают устаревшие дизель-генераторы. По заключению ученых, «ветряки», работая параллельно с традиционными источниками, способны высвободить до 70% дефицитного органического топлива.
Удивительно, что, несмотря на благоприятные природные условия и большую инвестиционную привлекательность, в России до сих пор нет ни огромных ветропарков, ни единичных ВЭС вокруг сельских поселков и дачных участков.
Нужна дубина?
Сочетание административных мер с рыночными – такой подход к внедрению производства дешевого и экологичного топлива предложил Михаил Ковальчук, директор Курчатовского института, при посещении Дмитрием Медведевым этого научного центра. Там президенту продемонстрировали разработки новых технологий энергосбережения. Ученые рассказали, как можно добывать энергию из опилок и других отходов, которые сейчас просто выбрасываются на свалку. Деревообрабатывающий завод, представленный главе государства в модели, продемонстрировал, как рационально использовать подобное сырье. В огромных баках бродят опилки, на выходе получается биотопливо, пригодное для заправки автомобиля.
– Что нам мешает это сделать в любом поселке? – задался вопросом президент, на который сам и ответил: «Нужна дубина?»
Наверное, еще и различные льготы, выделение средств на развитие альтернативной энергетики. По этому пути уже идут более 65 стран мира, цель которых – увеличение объемов применения возобновляемых источников. К примеру, Дания уже сейчас производит 20% всего электричества, используя энергию ветра. Займет ли Россия свою нишу на этом рынке?
ПРИОРИТЕТ
Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
– Нам нужно не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства как в традиционной, так и в альтернативной энергетике.
Переход к рациональной модели потребления энергоресурсов является приоритетом развития российской экономики.
НАШЕ ДОСЬЕ
Мировой рынок ветровых электростанций растет на 30% в год, фотоэлектрической отрасли – на 50%, более 50 млн домов уже получают горячую воду и тепло от солнца.
?Количество солнечного света, которое получает Земля за 40 минут, достаточно для ее обеспечения электричеством в течение года. Только 1% условного солнечного «топлива» решил бы все энергетические проблемы человечества на сотни тысяч лет вперед.
В Испании принят королевский декрет о развитии альтернативной энергетики – решено построить сразу шесть крупных солнечных электростанций.
?В Европе к 2020 году запланировано довести долю альтернативной энергетики до 20%, а к 2040 году – до 40!
Вероника ПРОСТЯКОВА