СУТКИ С ПРЕЗИДЕНТОМ КИРГИЗИИ ПРОВЕЛА НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
Легкий девятиместный Beach craft выглядит, как птичка в окружении американских геркулесов. Из международного аэропорта «Манас», где по соседству с гражданскими лайнерами размещается транзитный центр США, президент переходного периода Роза Отунбаева отбывает в южную столицу Ош. В салоне самолета, доставшегося временному правительству от бывшего президента Бакиева, Отунбаева сообщает последние новости: начавшееся голосование идет спокойно, хотя была информация, что в южной Баткенской области готовятся беспорядки. Сама Отунбаева, кажется, не сомневается в благоприятном результате народного волеизъявления.
Из-за большого количества беженцев правительство снизило декретом нижний порог явки избирателей, разрешило голосовать без предъявления документов, которые у многих сгорели во время пожаров или пропали, а также проводить голосование вне избирательных участков. Референдум должен определить политическое будущее страны, а именно: форму правления (проект Конституции, представленный на голосование, предполагает превращение Киргизии в парламентскую республику) и легитимность статуса Розы Отунбаевой как президента переходного периода.
У принимающей стороны тоже, по- видимому, нет сомнений в результатах голосования. Встреча в Ошском аэропорту обставлена с подобающей торжественностью. Кавалькада черных джипов на высокой скорости перемещает гостей в здание МЧС, где уже собрались руководители области и военные чины. На совещании, проходившем в присутствии телекамер и журналистов, Отунбаева представляет прилетевшего вместе с ней руководителя нового агентства по реконструкции и развитию городов Оша и Джалал-Абада. Тот факт, что первое лицо страны знакомит назначенца с местными руководителями, подтверждает в их глазах высокий статус главы агентства. Жанторо Сатыбалдиев был «выписан» из Баку, где в последнее время работал на завидной должности генерального секретаря международной комиссии по строительству ТРАСЕКА. Для Оша он не новый человек: выходец из Алайского района, когда-то был и мэром города, и губернатором Ошской области. Однако для руководства региона и военных, судя по их сдержанной реакции, он – варяг.
Глава агентства не только сосредоточит в своих руках многомиллионные ресурсы, но и заберет часть полномочий местных начальников и нынешнего министра МЧС Чотонова, являющегося назначенцем одного из членов временного правительства. Перспективы агентства не кажутся безоблачными по многим причинам, но сам Сатыбалдиев называет одну: отсутствие доверия между киргиз- ским и узбекским населением. «Ош должен стать городом XXI века», – заявила на совещании Отунбаева. Однако реконструкция, если принять во внимание, что большинство сожженных домов принадлежит узбекам, имеет политический подтекст. Появится у погорельцев крыша над головой – одна ситуация. Провал проекта влечет за собой не только большие имиджевые потери для тех, кто сейчас у руля власти, но и общее ухудшение.
Сидевшая рядом журналистка из известной европейской газеты не могла сдержать удивления. Картина действительно впечатляла. Президент переходного периода и представители известных правозащитных организаций страны вели нелицеприятный разговор. За ходом собрания наблюдали скромно сидевшие в сторонке секретарь Совета безопасности Алик Орозов и комендант Джалал-Абада, заместитель главы Совета национальной безопасности Кубатбек Байболов. Обсуждались жесткие зачистки, во время которых нарушаются права, в основном узбекского населения. Отбираются мобильные телефоны для того, чтобы уничтожить фотографии и другие документальные свидетельства нарушения прав проживающих в зоне конфликта граждан. У журналистов забирают аппаратуру. Судьба поступающей на юг гуманитарной помощи не ясна. Угнанные автомобили, похищенная бытовая техника не возвращены владельцам.
Требования правозащитников облекались в форму конкретных предложений – что должно сделать временное правительство для исправления ситуации. Словом, был цивилизованный по форме разговор гражданского сектора с властями, уместный где-нибудь в европейской стране. Но речь шла о последствиях диких, варварских действий, и этот диссонанс между формой и содержанием как нельзя лучше иллюстрировал противоречия нынешней Киргизии.
Удививший многих успех референдума объясняется стремлением большинства населения обрести наконец нормальную власть, способную гарантировать безопасность. Свидетели утверждают: массово голосовало узбекское население города Оша. «Нам нужен закон», – говорили узбекские избиратели известной правозащитнице Толекан Исмаиловой.
Какой выбор сделает Киргизия? Появится ли закон в стране, где его уважают меньше всего?
Санобар ШЕРМАТОВА