Богатырь и поэт
Все отмечают в своих воспоминаниях его «мощь» и бороду. Мощный и бородатый. Энергетика борца, богатыря, несмотря на невысокий рост, Он был стратегом. И он видел гораздо больше, чем обычный человек, анализируя прошлое, настоящее и будущее. Ещё он писал стихи, об этом мало кто знал. Лирические, философские, мог экспромтом иллюстрировать любое своё мнение или воспоминание. Приведу лишь один пример — мы говорили о преемственности поколений, в том числе, политических, и Лев вдруг произнёс, ставя точку в разговоре:
* * * «До чего ж мы смешной народ И с годами не поумнели, Угрожал нам сплошной гололёд А боялись простой капели». - Октябрь 2022.
Мудрый аналитик
Мы познакомились осенью 1999 года, страна была в очередном кризисе власти и было не очень понятно, кто есть кто. Было понятно, что «революция» состоялась, но капитализма в привычном западном формате не случилось — в стране развал, не работают градообразующие предприятия, многих просто банкротят, все научные институты закрывают, исследования прекращают, изобретателей отстреливают — всё делается, чтобы изжить традиции и стабильность, то есть всё советское. В стране безработица, на окраинах войны, развал экономики… Неприятное время.
Мы разговорились о причинах краха социалистической государственности и развала СССР. Мне казалось, что умудрённый опытом жизни в соответствии с советскими реалиями Лев, ответит мне на болезненные вопросы. И он ответил необычно:
«Взрыв произошёл изнутри общества, вызван был существующей «теневой экономикой», люди протестовали против монополии коммунистической партии по всей стране».
То есть причины не были внешними. Мне, как социологу и журналисту, был интересен такой взгляд. Лев Сергеевич яркой картинкой описал произошедшее в 91-м:
«Мы были внутри аквариума и привычно бились в его стекло, протестуя. Но тут оно лопнуло, и мы вместе с тоннами воды исторглись в мир, а вот что делать никто из нас не знал. Как-то не думали, что стекло лопнет».
Лев Сергеевич это видел, тонко чувствовал и негодовал. Он говорил:
«Благодаря, в том числе, активистам демократического толка удалось свернуть монополию той власти, которая покрывала нас сплошной ложью и привела к голоду в стране. Мы тогда понимали, что отступать некуда».
Но, увы, самыми быстрыми оказались самые хитрые и приспособленцы, они подхватили «золотой запас КПСС» и поспешили на внешний рынок. И преуспели там. Остальным осталась голая свобода.
Кем Лев был после 90-х?
Мне его представили, как Председателя общественного совета Социально-федералистской партии России (СФПР), председателя Московского регионального фонда поддержки первого президента России, шеф-редактора газеты «ПРЕЗИДЕНТ». Организатор митинга на Манежной площади, один из участников обороны Белого дома в августе 1991 года.
Сейчас СФПР мало кто помнит, а тогда знак сжатой в кулаке розы был достаточно известным.
Как-то мы сидели у Льва на Дмитровке в редакции, открывается дверь и входит генерал-майор Георгий Георгиевич Рогозин, я его знала по институту социологии АН СССР. Как раз он рассказал, что Лев Сергеевич по образованию экономист, в 1968 году закончил Экономический факультет МГУ, по сути, создал в 1989 году «Комитет 19-ти» — организацию, объединившую представителей трудовых коллективов 19-ти московских институтов. Рядом с ним были Владимир Комчатов, Александр Музыкантский… Именно комитетом был в феврале-марте 1989 года выдвинут в народные депутаты СССР Борис Ельцин. Тогда газета «ПРЕЗИДЕНТ» как способ активной обратной связи с читателем появилась в 1993 году.
Сам Лев Сергеевич рассказал об этом так:
«Я с Борисом Николаевичем Ельциным вплотную работал уже как пять лет. Ельцин по-разному воспринимался что тогда, что сегодня. Но однажды на одной из наших регулярных встреч в 1993 году президент вдруг поставил задачу — неплохо было бы иметь свою газету. Его пожелание было принято в исполнение, и я с определённой степенью лёгкости после нескольких встреч с Борисом Николаевичем предложил назвать газету «ПРЕЗИДЕНТ»!
Сразу естественно встал вопрос о финансировании. Ельцин однозначно ответил, что денег нет. В это время на Манежной площади состоялся митинг, на котором я обратился к народу и сказал, что если нам нужна газета с таким названием, то давайте её сделаем, но для этого нужны деньги! Надо понимать, что в тот момент такой мощный хороший позитив шёл от населения, такая энергетика, у всех глаза просто горели!
Вы не поверите, я уже вечером от активистов получил два мешка денег. И первые номера были выпущены за счёт поистине народных средств, и газета начала существовать! По сути, люди проголосовали своими финансами. В дальнейшем при поддержке Администрации президента и при моей инициативе был создан Московский межрегиональный фонд поддержки первого Президента России. Надо отметить, Юрий Михайлович Лужков активно поддержал этот проект. Фонд стал учредителем газеты, и проект начал жить.
Мне удалось собрать уникальный коллектив журналистов, и в газету приходили всегда хорошие люди. Жаль только, что практически в живых никого не осталось. Тираж мог доходить и до полутора миллионов экземпляров. Мог быть и 50 тысяч. Ну, вообще, как в стране, так и в жизни газеты, сложно бывало. Иногда даже квартиру приходилось сдавать, чтобы выпускать номер.
Издавались мы всегда на улице Правды в типографии, и особую благодарность я хотел бы выразить Эльвире Александровне Жуковской и начальнику службы безопасности издательства «Правды». Последний номер под моей редакцией вышел 23 апреля 2007 года, как раз в день смерти Ельцина, и это было завершение первого этапа жизни издания».
С 2010-х годов Лев Сергеевич и Трубе Сергей Евгеньевич начали проводить круглые столы в здании на Китай-городе. Иногда встречи и отмечание дат происходили и в особняке на Садовом, у Бурбулиса. Особенно крупные — в институте у Гавриила Попова на Ленинградском проспекте. У меня почему-то часто создавалось ощущение, что многочисленные участники приходят прямо из портала прошлого, того героического. Для журналистов эти люди выглядели именно так, они помнят и Сталина, Хрущёва, они взаимосвязаны были с судьбой страны при Ельцине и спокойно рассказывают о своем общении с ним. Не просто проходили мимо, а участвовали в становлении Истории.
Вот цитата из СМИ о заседании:
«… На воротнике пиджака Шемаева красовался орден «За личное мужество». С собой активист принёс несколько экземпляров газеты «ПРЕЗИДЕНТ», которые он вынес из своего сгоревшего дома. Номера издания посвящены августовским событиям 1991 года и ситуации в Чечне. «Сегодня это стоит дорого, а завтра — очень дорого. В будущем, когда кушать нечего будет, за один такой номер отвалят кучу денег», — отметил Шемаев».
Лев Шемаев объяснил, как к власти пришли вторые секретари КПСС. В частности, он рассказал о создании ДР и процессе принятия декларации движения в Доме молодёжи:
«Стоим мы на балконе: я, Миша Шнейдер и Вова Боксер. Внизу, у сцены, огромная очередь, все толкают друг друга и лезут подписать декларацию, засвидетельствовать, что они тоже участники этого демократического движения. Я говорю: «Боксер, ты посмотри, кто лезет! Все комсомольцы, все коммунисты!» Он: «Плевать! Нам нужна численность!»
Эта численность нам в Демроссии потом очень сильно аукнулась, потому что, как говорил генерал-майор Георгий Рогозин, пока пролетарии умственного труда сражались на баррикадах в августе 91-го года, буржуазия в лице комсомольско-партийно-профсоюзного состава по этим баррикадам карабкалась к власти и деньгам.
Здесь вступает в силу известный исторический закон: революцию начинают романтики, совершают фанатики, а пользуются результатом мерзавцы и негодяи.
В итоге Демроссия своей исторической роли до конца не выполнила».
Политика на сломе эпох
В СССР накануне ГКЧП было 15 политических партий: КПСС+14 новых общесоюзных партий. Во власть рвались многие, но, как показала История, в которую мы все вошли — не победил никто.
Про Ельцина Шемаев всегда говорил, что тот сам ему признался в лифте «не по Сеньке шапка». И очень обижался, что Ельцин забыл тех, кто сделал его президентом, забыл и о соратниках, и о простых людях.
Никколо Макиавелли когда-то сказал:
«Если тебя выбрали королём, а корона оказалась велика, то сначала она упадёт тебе на глаза — и ты ничего не увидишь…
Потом она опустится на уши — и ты ничего не услышишь…
Далее она сползёт на уста — ты ничего не сможешь сказать…
В конце концов она упадёт тебе на шею и станет тебе ошейником, за который тебя твои же рабы поведут на казнь…
И ты всё будешь видеть, всё будешь слышать, и всё сможешь сказать…
Но на тебя уже никто не будет смотреть и слушать».
Лев Сергеевич Шемаев сыграл значительную роль в жизни многих. Самая известная история, пожалуй, история Елены Камбуровой. Цитата из её книги «Совсем другая песня»:
«Я не самый предприимчивый человек на свете, и эти мечты так и остались бы мечтами, если бы не счастливый случай. В 1991 году на фестивале «Боннское лето» в Германии я познакомилась с энергичным и общительным человеком из команды Ельцина — Львом Сергеевичем Шемаевым. Мне так и не удалось понять, где и кем он тогда работал, но круг его связей поражал. О себе он говорил просто: «Я лидер демократического движения». На обратном пути мы с Сашей Градским и Львом Сергеевичем ехали в одном купе и много разговаривали. Саша сказал, что мечтает создать свой музыкальный театр. «Я тоже хочу!» — вставила я. И Шемаев вдруг сказал: «Будет вам по театру».
Потом на встрече мэра Москвы Лужкова с творческой интеллигенцией ей пришлось обосновать просьбу о театре, долго подбирали помещение и в начале весны 1997 года на карте столицы появился Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой на Большой Пироговке (бывший кинотеатр «Спорт»).
Многие потом вопрошали, например Шахиджанян Владимир: «Как бы мне оказаться в такой ситуации? Как найти своего Шемаева?»
Сейчас дело Льва Шемаева в виде газеты «ПРЕЗИДЕНТ» продолжает жить. Её возглавляет новый редактор Удалов Сергей Викторович, в ней по-прежнему работает сплочённая команда профессионалов. Во время своего последнего посещения редакции Лев Сергеевич очень радовался тому, что газета вышла на новый уровень, выпускает разноплановые статьи, издаётся в полноцветном формате и, конечно, поддерживает политику Президента.
Лев Сергеевич Шемаев навсегда останется в сердцах и памяти своих друзей, коллег, близких людей. Также его имя уже давно вписано в историю России.
Материал подготовила:
Анна Астахова