Да, оказывается, сталинской «депортации народов» не было, а было совсем другое – «переселение». Разница тут существенная и это весьма важно для понимания истории нашей страны, и особенно, военного времени. Разберём, что же всё-таки было на примере уважаемого нашего чеченского народа, о «депортации» которого чаще всего трубят наши русофобы, либералы и заокеанские пропагандисты.
К концу 1943 г. исход Великой Отечественной войны ещё не был ясен, не был открыт второй фронт. Страна истекала кровью: не снята блокада Ленинграда, тяжелейшие бои велись от Украины до Баренцева моря. Но Кавказ уже отвоевали и очищали от фашистов. Выяснилось, что в Чечено-Ингушетии действуют 54 крупных и 18 мелких банд пособников фашистов, в розыске находились 2045 дезертиров. Численность банд насчитывала до 24970 человек и это количество росло за счет тех, кто после Сталинграда не побежал с гитлеровцами, а скрытно осел в горных аулах. Они запугивали и убивали представителей Советской власти: 80 человек побросали свои посты и скрылись, в т.ч. 16 партработников, 8 – исполкомовцев, 14 председателей колхозов. Фашистов это вполне устраивало, они считали банды горцев своими подручными для организации диверсий в тылу советских войск. К началу 1943-1944 гг. в Чечено-Ингушетии в ходе отражения бандитских вылазок красноармейцами было убито 3078 участников фашистских бандформирований, захвачено плен 1715 чел.
Попытки изоляции главарей и ликвидации бандитских группировок натолкнулись на круговую поруку – земляки и семьи поддерживали своих родственников, прятали виновных и оружие. Об этом сигнализировали и НКВД и обком ВКП (б). Ситуацию в целом рассмотрел Государственный Комитет Обороны и 31 января 1944 г. принял политическое решение. Секретным приказом НКВД от 21 февраля 1944 г. № 00193 были определены задачи и ход операции, её организационное и транспортное обеспечение, после чего превентивно арестовано 842 чел. Затем через неделю последовал законодательный акт за подписью М.И.Калинина и А.Ф.Горкина – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. № 116/102 д. 803/1, в котором сказано:
«В связи с тем, что в период Великой Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тылы Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против Советской власти, а также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против Советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершали бандитские налёты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также прилежащих к ней районов переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать. Совнаркому СССР наделить чеченцев и ингушей в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь по хозяйственному устройству».
Как видим, слово «депортация» не употребляли ни Сталин, ни законодательство СССР. Латинское слово deportatio означает изгнание вон, лишение человека пристанища и любого убежища. Это в корне противоречит смыслу переселения людей по вышеназванному закону военного времени, в котором прямо предписано: «обеспечить в новых местах поселения землей и оказать им необходимую государственную помощь». В идеологической войне против СССР слово «депортация» было использовано для подмены понятий и смыслов. Оно как нельзя лучше подходило для доказывания античеловеческой сущности коммунистического режима, и одновременно – для возбуждения ненависти национальных окраин к центральной власти.
Впервые тема «депортации народов» возникла в конце 1950-х после развенчания культа личности и возвращения переселенцев к местам их довоенного проживания. В 1963 г. был подписан четвертый протокол к Европейской конвенции по правам человека. Советский Союз в Конвенции не участвовал, но это умалчивали антисоветские агитаторы, как и то, что по Конвенции депортация допускалась по соображениям безопасности. Политические спекулянты на страданиях людей, силой вывезенных с родных гор, умалчивали также и то, что во время войны конвенций и пактов о правах человека не было в природе. В то время действовали другие законы — а именно, для СССР действовали Гаагские конвенции 1907 г. о законах и обычаях войны, в них не было понятия «депортации», но было четко сформулировано право воюющей державы определять место пребывания населения, перешедшего на сторону врага.
Согласно V Гаагской конвенции (1907 г.) государство обязано население, «принадлежащие к воюющим армиям… водворить, по возможности, далеко от театра войны. Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах». Это положение касалось любых категорий гражданского населения, всех лиц, «которые, приняв участие каким бы то ни было образом в вооруженной или политической борьбе, подверглись аресту или задержанию любой из сторон в силу их участия в этой борьбе».
Конвенции о законах и обычаях войны – не инструктаж и не регламент прямого действия, а общеполитический договор о сути прав и обязанностей государств в военное время. Исходя из этого, СССР принимал свои внутренние законы, по каждой конкретной группе переселенцев принимался отдельный законодательный акт. Использовались разные режимы: «эвакуация», «интернирование», «переселение», «выселение», «выдворение». Другие страны тоже не церемонились в подобных случаях, в отличие от СССР применяли массовую «депортацию» групп населения по этническому признаку.
В центре Сан-Франциско есть японский садик, где и по сей день сохраняется табличка, что сад перешел в собственность штата после депортации в 1941 г. бывшего японского хозяина. В военные годы с побережья вглубь страны США депортировали своих собственных граждан – 140 тыс. японцев, 11 тыс. немцев, 4 тыс. итальянцев. Даже небольшая Норвегия, после ухода фашистов, депортировала своих «tysketöser» – 14 тысяч женщин, имевших детей от немецких солдат. Зарубежных примеров депортации разных групп населения можно привести множество. Но и без того ясно, что ни одна война не обходится без силового управление миграцией населения и без невосполнимых человеческих жертв.
Насильственное переселение народов – это тяжкая веха Отечественной военной истории и за неё наша страна покаялась сполна и юридически — даже чрезмерно:
– Указ «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории» был дважды признан утратившим силу в СССР – сначала Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. № 149/14, а затем повторно – Постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. № 2013-1;
– Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав». 26 апреля 1991 г. Закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», пострадавших, когда существовала: «политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения». Репрессированные народы получили право на восстановление своих национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, и на возвращение по их согласию, в места традиционного проживания на территории страны.
Однако почему-то до сих пор в политических дебатах никто не называет вещи своими именами, долбят в одну точку – «депортация» и ничто иное. Может быть потому, что нынешнему поколению политиков недосуг разбираться в понятиях. Они усвоили, что депортация гражданского населения во время войны – это международное преступление согласно Римскому статуту Международного уголовного суда. Хотя Россия в нем с 2016 г. не участвует, депортация остаётся тягчайшим преступлением по ст. 356 Уголовного кодекса. Школьные программы обязывают учителей вдалбливать детишкам про «депортацию репрессированных народов». Но никто не разъясняет ученикам, почему во время войны депортировать нельзя, а в мирное время – можно. Так и остаётся неясным, можно ли переселять граждан, перешедших на сторону врага.
* * *
За свой почти пятидесятилетний стаж службы в Кремле и военной юстиции автору неоднократно доводилось беседовать с сотрудниками из ближайшего окружения Сталина и непосредственно с офицерами НКВД, участвовавшими в операциях по переселению. Я задавал им прямые вопросы: что же вы так «топорно» и беззаконно проводили «депортации народов». На что получил следующие ответы:
– Что делать, когда воюющее государство имеет на своей территории большие группы людей, поддерживающих неприятеля? Советская власть основывалась на интернационализме, однако случаи поддержки врага национальными диаспорами вызывали ярость и негодование воюющего общества. И когда имелись неопровержимые доказательства перехода на сторону врага определенной этнической группы населения, находившегося под оккупацией или на линии фронтов, то принималось решение о переселении этой группы. Не для того, чтобы унизить или уничтожать эту группу, но, чтобы как можно дальше поместить её от фронта, чтобы пресечь её связь с противником и ликвидировать сопротивление в тылу. Тогда не было ни времени, ни сил, разбираться, кто в районе или ауле укрывает фашистов. Не прекращались набеги, стычки обстрелы колонн красноармейцев, убийства советских и партийных работников. В горах войска НКВД постоянно находили схроны немецкого оружия и амуниции. Выяснили кто им пользуется. Местные всё отрицают. Выследили, установили: бандами дезертиров руководят гитлеровцы. Что делать? И эти случаи носили массовый характер в Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии. По линии разведки имелись достоверные данные о массовом количестве завербованных немцами представителей национальных групп. На основе всех данных и принималось решение. Оно не было огульным и не ко всем народностям применялась, а только к тем, где эти явления носили наиболее массовый характер.
– В Чечне фашисты создали законспирированное и долгосрочное антисоветское и нацистское подполье. «Национал-социалистическая партия кавказских братьев», «Чечено-Горская национал-социалистическая подпольная организация» включали ряд крупных бандформирований, отряды дезертиров, общей численностью свыше двух дивизий. Гитлеровцы регулярно забрасывали парашютистов-диверсантов из числа местных жителей. Это не значит, что все там были предателями. Не меньше чеченцев и ингушей воевало на стороне Советской Армии – свыше 27 тыс. чел. Но, что было делать с теми, кто в тылу, агитировал население и вовлекал его в антисоветскую подрывную работу. Поэтому и было принято решение переселить всё население автономии. Оно далось не сразу, и выполнялось тяжело через страдания и муки людей.
– Тем, кто говорит, что операция по выселению чеченцев была непродуманной и зверской, нужно просто представить, как во время войны малыми силами НКВД провести столь массовое переселение. Сначала предупредили старейшин, одновременно выявили и арестовали тех, кто мог организовать военное сопротивление. В считанные дни изыскали в воюющей и голодающей стране гужевой и автомобильный транспорт, 180 эшелонов по 65 вагонов и организованно вывезли население 493 269 чел. за три тысячи вёрст к новым местам жительства. Было изъято 20 072 единицы огнестрельного оружия. При оказании сопротивления были арестованы 2 016, убиты 780 чел. Выселенные, в том числе старики и дети неимоверно страдали: не хватало ни медицинской помощи, ни продовольствия, ни жилья. А у кого оно тогда было – у блокадников Ленинграда?
– Нельзя сказать, что переселение было стопроцентно эффективной мерой. Многим бандитам удалось скрываться в горах, где их гоняли до 1957 г., а последнего боевика в фашистской амуниции застрелили спустя тридцать лет после войны в 1976 г. Уже нет секрета, что после войны горскую агентуру фашистов перехватили американцы, ею до 1990-годов руководил резидент ЦРУ черкес княжеского рода. Может быть поэтому тема «депортации народов» постоянно подогревается в борьбе против СССР и России.
* * *
Вот такие впечатления оставляет подмена государственно-правовых понятий «переселения» и «депортации». На этой теме звонко сыграли ненавистники России и Чечни, когда в 90-х пытались оболванить наш народ, разжечь ненависть и братоубийственную войну. Никого здесь не пытаюсь развенчать, обвинять или агитировать, просто изложил архивные, юридические сведения и воспоминания со слов очевидцев. Думаю, это может быть полезным для созревания государственных умов и для понимания ими того, как одним словом можно разрушить дружбу народов и подменить историю Отечества. Да и для современных условий боевых действий на Украине, наверное, уместно напомнить о действующих в отношении враждебного населения международно-правовых и миграционных полномочиях государственной власти.
Читайте официальные источники:
- ГА РФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244.
- ГА РФ. Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 55. Л. 13.
- Вопросы истории. 1990. № 7.
- ГА РФ. Ф. Р.-9478.
- Архив Чеченской Республики. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1693. Л. 34.
- ГА РФ. Ф. Р-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. № 116/102 д. 803/1 «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории».
- Указы Президиума Верховного Совета СССР: от 28 августа 1941 г. № 256 д. 21/160 «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»; от 12 октября 1943 г. № 115/13б д. 803/1 «О ликвидации Карачаевской автономной области и административном устройстве её территории»; от 27 декабря 1943 г. № 115/144 д. 803/1 «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР» и др.
- Gentry C. J. Edgar Hoover: The Man and the Secrets. – N-Y: Norton, 2001.
- АПН. 2005. 27 Окт.
- Приказ Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» // Вестник образования. 1998. № 10; Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з.
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 361-рп «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда»// СЗ. 2016. № 47. Ст. 6630.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 31) // СЗ. 2002. № 30. Ст. 3032.
- В 1942-1943 гг. в Чечено-Ингушетию для связи с местным бандподпольем абвер забросил около 80 парашютистов, из которых более 50 являлись изменниками Родины, дезертирами // ФСБ. 2022. Февр.
- Ошаев Х.Д. Слово о полку чечено-ингушском. Нальчик, 2004. С. 19.
- ГА РФ. Ф. Р-9479. Оп. 1. Д. 182. Л. 91; Ф. Р-9478. Оп. 1. Д. 55. Л. 13.
- Знаменитые чеченцы. – Грозный: Седа, 1999. – Т. 1. С. 432-457.
- Аргументы и факты. 1988. № 14. С. 7.