«Искусственный интеллект, безусловно, — это основа очередного рывка вперёд всего человечества в своём развитии. Мы должны так выстроить с ним отношения, чтобы прорывные технологии помогли нам добиться наших национальных целей, преобразить Россию и укрепить её позиции в мире, а значит прежде всего повысить благополучие и качество жизни наших граждан».
Президент РФ Путин В.В. на конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey (AI Journey 2020) на тему «Искусственный интеллект — главная технология XXI века» 04.12.2020.
Глава 1. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Искусственный интеллект (ИИ) — это отдельное направление компьютерных наук. Специалисты по ИИ разрабатывают системы, которые анализируют информацию и решают задачи аналогично тому, как это делает человек.
ИИ использует алгоритмы, которые позволяют компьютеру обрабатывать большие объёмы данных и находить в них закономерности. На основе этих закономерностей он может делать выводы, предсказывать события или принимать решения.
Процитированное в преамбуле определение искусственного интеллекта, данное Джоном Маккарти в 1956 году на семинаре в Дартмутском университете, не связано напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, исследователи вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.
А уже в следующем 1957 году появилась концепция первой искусственной нейросети — перцептрон. В 1960 году Фрэнк Розенблатт создал на основе этой концепции компьютер «Марк-1». Первый в мире нейрокомпьютер учили распознавать буквы латинского алфавита.
Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает:
«Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире».
Словосочетание «artificial intelligence» в английском языке не имеет антропоморфной окраски, которую оно приобрело в традиционном русском переводе: слово «intelligence» в используемом контексте скорее означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект» (для которого есть английский аналог «intellect».
Что же такое искусственный интеллект в современном понимании:
- Научное направление, позволяющее ставить и решать задачи аппаратного или программного моделирования основных видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.
- Свойство интеллектуальных систем выполнять функции в том числе и творческие, которые ранее традиционно считались прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания информация о которой хранится в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных.
- Направление в информационных технологиях и информатике, задачей которого является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий, в полном объёме, и как принято сегодня и ранее считать, присущих только человеку.
- Способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации.
Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».
Кратко о преимуществах и недостатках неограниченного ИИ
I. Преимущества
- Повышение эффективности в различных отраслях;
- Улучшение процессов принятия решений;
- Повышение способности к инновациям и решению проблем.
II. Недостатки
- Возможность потери работы и безработица;
- Возможность причинения вреда ИИ;
- Возможность того, что ИИ будет отменять человеческий контроль и принятие решений.

III. Этические соображения
- Ответственность за создание и контроль над ИИ;
- Потенциал ИИ для подрыва автономии и самостоятельности человека;
- Важность рассмотрения долгосрочных последствий неограниченной свободы ИИ.
IV. Будущее управления ИИ
- Необходимость международных норм и стандартов;
- Роль правительства и промышленности в контроле над ИИ;
- Важность ответственной разработки и внедрения ИИ;
- Баланс между плюсами и минусами неограниченной свободы ИИ.
Неограниченная свобода ИИ представляет собой как захватывающие возможности, так и потенциальные опасности. Обществу важно тщательно проанализировать последствия предоставления ИИ полной свободы. Благодаря проактивным мерам и ответственному управлению мы можем использовать потенциал ИИ, минимизируя его риски.

Глава 2. КОРРУПЦИЯ
Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, искажение, разложение; растление») — термин, обычно обозначающий злоупотребление служебным положением в личных целях — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных: нижние чины собирают взятки и делятся с верхними для сохранения собственной должности. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом. Согласно систематическому обзору эффективными мерами борьбы с коррупцией являются контроль и сдерживание, в частности повышение экономических издержек в отношение коррупционеров и увеличение вероятности обнаружения факта коррупции. Организационные, культурные меры и обучение оказались менее эффективными. Коррупция уголовно наказуема во всех странах-участниках Конвенции ООН против коррупции (ст. 15 Конвенции).
Глава 3. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Антикоррупционное образование и просвещение — это передача, распространение знаний и культуры, посредством системы воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в государстве и является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных организациях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.
На сегодняшний день в Российской Федерации определены конкретные направления и приняты ряд нормативных документов в сфере антикоррупционного просвещения и образования.
Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»
Раздел V Указа № 378 Президента РФ был посвящён «повышению эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания».
Пункты раздела V Указа Президента посвящены описанию мер по повышению эффективности обучения различных категорий государственных служащих: федеральных, территориальных, муниципальных органов власти, формированию их антикоррупционной компетентности в сфере противодействия коррупции.
Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы”
XII. Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.
35. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) продолжить работу по включению в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности — готовности содействовать пресечению такого поведения.
Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы”
XII. Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов
б) с участием заинтересованных государственных органов и организаций обеспечить проведение всероссийского конкурса на лучшую работу по теме, посвященной противодействию коррупции, среди обучающихся по образовательным программам общего образования.
36. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации с участием заинтересованных государственных органов и организаций:
г) с участием Министерства просвещения Российской Федерации обеспечить утверждение и реализацию программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 — 2024 годы, предусмотрев в том числе проведение соответствующих мероприятий для обучающихся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования.
Глава 4. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Основные тезисы «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490:
а) искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;
б) технологии искусственного интеллекта — технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта;
в) перспективные методы искусственного интеллекта — методы, направленные на создание принципиально новой научно-технической продукции, в том числе в целях разработки универсального (сильного) искусственного интеллекта (автономное решение различных задач, автоматический дизайн физических объектов, автоматическое машинное обучение, алгоритмы решения задач на основе данных с частичной разметкой и (или) незначительных объемов данных, обработка информации на основе новых типов вычислительных систем, интерпретируемая обработка данных и другие методы);
г) смежные области использования искусственного интеллекта — технологии и технологические решения, в которых искусственный интеллект используется в качестве обязательного элемента, включая робототехнику и управление беспилотным транспортом;
В соответствии с п. 8 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года технологические решения, разработанные с использованием методов машинного обучения, являются примером искусственного интеллекта, способного решать только узкоспециализированные задачи. Создание универсального (сильного) искусственного интеллекта, способного, подобно человеку, решать различные задачи, мыслить, взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям, является сложной научно-технической проблемой, решение которой находится на пересечении различных сфер научного знания — естественно-научной, технической и социально-гуманитарной, в том числе и сфере антикоррупционного просвещения и образования.
Благодаря реализации настоящей Стратегии должны быть созданы условия для эффективного взаимодействия государства, организаций, в том числе научных, и граждан в сфере развития искусственного интеллекта, что позволит российским технологиям искусственного интеллекта занять значительную долю мирового рынка.
Российская Федерация обладает существенным потенциалом для того, чтобы стать одним из международных лидеров в развитии и использовании технологий искусственного интеллекта. Этому способствуют высокий уровень базового физико-математического образования, сильная естественно-научная школа, наличие компетенций в области моделирования и программирования. Российские команды регулярно занимают первые места на школьных и студенческих международных олимпиадах по математике, информатике, программированию. Россия входит в десятку стран — лидеров по количеству научных публикаций по физике, математике, химии. Кроме того, в Российской Федерации сформировано активное и постоянно растущее сообщество специалистов по обработке данных с использованием искусственного интеллекта, предоставляющие широкие возможности для использования искусственного интеллекта в сфере антикоррупционного просвещения и образования.
Перечень поручений Президента РФ по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 29.01.2023 № Пр-172
На конференции, проходившей 23–24 ноября 2022 года, Владимир Путин сказал о том, какие меры поддержки ожидаются для отечественных разработчиков технологий, какие условия необходимы для компаний и молодых исследователей, на какие технологии стоит обратить особое внимание.
По мнению Президента, задача нового этапа текущего десятилетия – обеспечить именно массовое внедрение искусственного интеллекта (ИИ). Оно должно охватить все отрасли экономики, социальной сферы и систему государственного управления, считает Президент.
По итогам конференции поручено Правительству Российской Федерации:
В срок до1 июня 2023 г. обеспечить внесение в образовательные программы высшего образования и программы повышения квалификации изменений, направленных на повышение уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы, специалистов по государственному и муниципальному управлению.
В срок до 1 сентября 2023 г. обеспечить внесение в национальные проекты и государственные программы РФ изменений, предусматривающих внедрение технологий ИИ в каждой отрасли экономики и социальной сферы.
В срок до 1 марта 2023 г. обеспечить продление до 2030 года срока оказания поддержки деятельности исследовательских центров в сфере ИИ в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В срок до15 марта 2023 г. обеспечить включение мероприятий по внедрению технологий ИИ в качестве приоритетной задачи в программы инвестиционного развития компаний с государственным участием.
По итогам Конференции, выполняя поручения Президента уже подписано соглашение о намерениях между правительством РФ и бизнесом в целях развития высокотехнологичного направления «Искусственный интеллект».
Как сказано в сообщении, реализация мероприятий «дорожной карты» «Искусственный интеллект» предполагает получение практически значимых результатов мирового и опережающего уровня в высокотехнологичной области развития технологий искусственного интеллекта, а также продуктов и услуг с их использованием. «Дорожная карта» включает в себя 65 ИИ-продуктов.
Польза и перспектива развития искусственного интеллекта в образовании и просвещении
Используя преимущества искусственного интеллекта можно будет подбирать форму обучения для каждого человека индивидуально, исходя из его способностей, затрат времени на полное понимание и освоение учебного материала, что очень важно для скорейшего освоения программ обучения по всем направления, в том числе и в области антикоррупционного образования и просвещения.
ИИ будет полезен в быстрой, правильной и справедливой проверке знаний после обучения, что гораздо упростит и ускорит оценивание.
Человек сможет заниматься самообразованием при помощи ИИ, а не путём получения знаний от другого человека. Необходимость в преподавателях перестанет быть, в итоге последние сами же смогут развиваться и получать знания уже в других сферах образования, так же при помощи ИИ.
Опасность заключается не в развитом искусственном интеллекте, а в недоразвитом. Учёные доверяют самые важные функции не самым умным программам, есть гораздо более злободневные проблемы, чем те что показаны в художественном фильме «Терминатор» и других подобных фильмах про восстание машин, и их нужно решать сообща. Основная задача заключается в том, чтобы объяснить людям какие есть возможности использования техники, а дальше нужно подумать как адаптировать нашу жизнь, законы нашего общества к изменениям которые она принесёт.
Направления ИИ, которые уже используются в образовании:
- Автоматическая оценка качества знаний;
- Актуализация уже усвоенных в прошлом знаний;
- Оценка учениками деятельности учителя;
- Виртуальные помощники в классе;
- Персонализированное обучение;
- Адаптивное обучение (оценка усвоения материала отдельными учениками).
Использование ИИ в учебной аналитике:
В «Московской электронной школе» реализуют предсказательную аналитику. Она помогает учителям оценить, сколько времени ученики потратят на ту или иную активность в классе или дома — на выполнение заданий, контрольную работу или практическое упражнение. Педагоги могут использовать этот прогноз для планирования уроков или для контроля, эффективно ли класс движется по учебному плану. К проекту подключены 37% школ Москвы, и это даёт ИИ достаточно данных для анализа и прогнозов.
А в проекте «Математика» реализована аналитика качества учебных материалов. ИИ анализирует данные о том, какой процент задач выполнен верно, какова средняя скорость их выполнения, и статистику ошибочных ответов учащихся. В качестве результата ИИ может выдать методисту гипотезу о том, какие задачи составлены с ошибками или просто не очень удачно для восприятия учащихся. Такая аналитика важна всегда.
Уже применяется аналитика цифровой рефлексии, которую внедрили в программе «Цифровые профессии» от Минцифры, где участвует около 300 тысяч человек. Цель цифровой рефлексии — выяснить, что именно после каждого модуля усваивает студент и какие знания потом планирует применить.
Образование, просвещение и искусственный интеллект:
- Преподавание ведётся, как правило, индивидуально;
- Обучающийся сам выбирает учебную программу, которая соответствует его темпераменту;
- Искусственный интеллект в данном случае может несколько скорректировать её в зависимости от возраста, пола и других социальных характеристик учащегося;
- Онлайн-курсы, в отличие от общеобразовательного процесса обучения, специализированы; узкая тематика не требует большого педагогического мастерства; контроль усвоенного материала можно проводить с помощью тестирования, легко поддающегося автоматизации;
- Обучающийся сам строит график занятий, тогда как при занятиях с преподавателем приходится согласовывать график занятий;
- Онлайн образование с применением искусственного интеллекта — динамично развивающаяся отрасль высокотехнологичной экономики. Так, компания Quizlet, специализирующаяся на онлайн-обучении, привлекла $20 млн. венчурного капитала на финансирование разработки ИИ, направленного на создание доступной альтернативы занятиям с частными репетиторами для студентов из развивающихся стран, испытывающим недостаток средств на помощь в обучении.
Влияние искусственного интеллекта на антикоррупционное образование и просвещение:
- ИИ позволяет автоматизировать повторяющиеся процессы обучения и поиска за счёт использования огромных массивов данных в процессе антикоррупционного образования и просвещения.
- ИИ осуществляет более глубокий анализ больших объёмов данных с помощью нейросетей со множеством скрытых уровней, используя самые современные технологии в антикоррупционном образовании и просвещении.
- ИИ делает существующие продукты антикоррупционного образования и просвещения интеллектуальными.
- Глубинные нейросети позволяют ИИ достичь беспрецедентного уровня точности в принятии решений в антикоррупционной деятельности.
- ИИ постоянно адаптируется к совершенствованию антикоррупционного образования и просвещения благодаря алгоритмам прогрессивного обучения.
- ИИ применяя специальные алгоритмы, позволяет извлечь максимальную пользу из получаемых данных многочисленных источников в процессе антикоррупционного образования и просвещения обучающихся.