Вопросы взаимодействия всех прогрессивных сил России и выработка правильной стратегии в преддверии существенных изменений в политике государства и совершенствования законодательства в области защиты прав человека, обеспечения экономической безопасности, противодействию коррупции в настоящее время особенно актуальны.
Сегодня само время требует от гражданского общества введения общественного контроля над деятельностью органов государственного управления. Создание законодательной базы в этом вопросе помогает взаимодействию органов государственного управления и институтов гражданского общества расширить поле деятельности; появилась определенность во многих вопросах, а гласность поможет преградить путь противоправным действиям, что ускорит прогресс развития страны.
Согласно концепции одобренной распоряжением Правительства России в области совершенствования и развития институтов гражданского общественного контроля — общественный контроль является важным средством обеспечения законности в сфере государственного управления, повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижения рисков принятия и реализации противоправных и противоречащих общественным интересам решений, механизмом обеспечения социальной и политической стабильности в обществе, более полной реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства. Во многих своих выступлениях в прессе и на различных мероприятиях Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович акцентировал внимание на необходимости широкого внедрения общественного контроля в различных сферах жизнедеятельности общества как двигателя прогресса и демократического развития страны.
При этом в концепции указывается, что развитие институтов общественного контроля относится к числу главных мер по профилактике и предупреждению такой актуальной проблемы в стране как преступность, коррупция и другая противоправная деятельность. Все предупредительные меры направлены в первую очередь на защиту прав граждан. В условиях отсутствия общественного контроля, роль административного усмотрения чиновников возрастает до уровня вседозволенности, что для развитого гражданского общества является недопустимым.
Институты гражданского общества, негосударственные некоммерческие организации сегодня становятся важным фактором защиты демократических прав и ценностей, свобод и законных интересов людей, создают условия для реализации гражданами своего потенциала, повышения общественной, социально — экономической активности и правовой культуры, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе. Общественный контроль превращается в неотъемлемый атрибут гражданского общества.
Анализ существующей практики общественного контроля в Российской Федерации свидетельствует, что целостная система общественного контроля в стране пока отсутствует, а эффективность проводимых мероприятий в большинстве случаев крайне невелика и не приводит к существенному улучшению качества государственного управления, местного самоуправления, что ведет к росту коррупции, неудовлетворенности граждан, нарастанию социального напряжения в обществе, что также недопустимо в настоящее сложное время для страны.
Причин сложившейся ситуации несколько. Одна из главных проблем состоит в том, что существующее правовое регулирование общественного контроля в Российской Федерации фрагментарно и поверхностно. В действующем законодательстве всё обозначено вроде бы правильно, но более формально и отсутствуют конкретные механизмы его реализации.
Законодатель часто ограничивается исключительно констатацией общественного контроля в разных сферах жизнедеятельности страны, а имеющиеся в отдельных законах и нормативных правовых актах более развернутые формулировки, никак не объясняют сути и, главное, порядка осуществления общественного контроля. Другими словами, существующий уровень правового регулирования пока не способствует тому, чтобы деятельность отдельных субъектов и институтов общественного контроля сложилась в целостную систему. Вторая большая проблема – низкая вовлеченность широких масс населения и институтов гражданского общества в лице реальных некоммерческих организаций (далее – НКО) в осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов власти и местного самоуправления.
В настоящее время общественный контроль в большинстве случаев реализуется через обращения граждан (общественных объединений) об известных им нарушениях законодательства. Однако процедура получения таких сведений и обеспечение ответной реакции органов власти в виде принятия конкретных решений, нормами права практически не регулируется, чаще на практике игнорируются органами власти.
Механизмы гражданского участия в общественном контроле представлены довольно широко на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации: общественные палаты, институты уполномоченных по правам человека и по правам детей, молодежные парламенты и т.д. Но как видим, наиболее развиты те формы, которые больше всего связаны с властью, формируются и финансируются ею, интегрированы во властные структуры. Относительно новой формой общественного контроля являются общественные советы, учреждаемые при федеральных органах исполнительной власти. Причём, нынешняя компетенция советов ограничена и укладывается всё так же в сферу регулирования законов об обращениях и порядке информирования о деятельности органов государственной власти.
Общественный антикоррупционный контроль подразумевает собой комплекс мер с учётом специфики деятельности разных сфер деятельности государства.
Например, антикоррупционный общественный контроль в сфере государственных закупок, в системе правоохранительных органов, в сфере миграционной политики, в ФСИН, в системе исполнительных органов власти, в сфере образования и здравоохранения, в сфере деятельности общественных организаций и т.п.
В каждой отдельно взятой сфере необходимо выстраивать антикоррупционный общественный контроль с обязательным учетом положений законодательной нормативно-правовой базы, применимой к конкретному ведомству.
«Хочу отметить, что принятый ФЗ №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» был недостаточно доработан и по многим пунктам не предусматривал конкретные обеспечительные меры.
Особо считаю необходимым обратить ваше внимание на проблемы защиты законных прав граждан в предпринимательской деятельности. Проблем в данной области достаточно много, здесь права граждан нарушаются в широком спектре чаще со стороны контролирующих органов власти. Недобросовестная конкуренция, продажность чиновников, коррупционный лоббизм, рейдерские захваты — это реальность для предпринимателей.
Тем не менее последние годы часто приходится слышать, как государство стремится облегчить жизнь бизнесу. Упрощает процедуры контроля, проводит автоматизацию различных процессов, предоставляет льготы и расширяет права предпринимателям при взаимодействии с госструктурами. Вместе с тем, на практике не всё так гладко. Часто предпринимателю приходится доказывать свою правоту, обивая пороги различных инстанций и судов. И особенно наличие коррупционной составляющей стоит преградой законности и справедливости в данной области.
На практике деятельности института гражданского общества – межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» можно показать какими методами и способами приходится защищать законные права человека и гражданина. Аккредитовавшийся в Минюсте России на право проведения независимой антикоррупционной экспертизы эксперты комитета по каждому факту нарушения законных прав гражданина и чаще представителя бизнеса проводить тщательный документальный правовой анализ в форме экспертного заключения и направляет обращения в федеральные и правоохранительные органы для принятия мер. По более 40 процентам обращений нам удается добиться положительных результатов, но не всегда удается добиться устранения фактов нарушения прав. Тем не менее эта платформа в настоящее время расширяется усовершенствуется и представляет серьезную силу против коррупции и преступности.
Только объединение усилий всех слоёв населения и государства может привести к реальным результатам защиты прав человека и гражданина.
Широкое обсуждение на данной конференции актуальных проблем в области защиты законных прав человека надеюсь позволить участникам конференции подготовить резолюцию с конкретными выводами и предложениями в законодательные органы власти для дополнения настоящего федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» конкретными задачами и эффективными мерами для осуществления общественного контроля».
Председатель правления МОО «НКОК» Мансур Юсупов.
Материал предоставила:
Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет общественного контроля»