Россию и Южную Африку связывают давние дружественные отношения, берущие своё начало ещё со времён Российской Империи. Доктор Мусавенкоси Эслом Мдлули дал интервью нашему изданию, рассказав о современных взаимоотношениях РФ и ЮАР.
Он является председателем компаний «Khuphuka Kings International Ltd.» и «Khuphuka Medicals & General Trade Ltd.», а также председателем NAFCOC Этеквини и международного альянса БРИКС в Южно-Африканской Республике, основатель и руководитель выставки и форума SARUCOX, владелец и президент футбольной академии «Спартак Дурбан».
— Какие ваши впечатления об образовании в СССР?
— Я учился в Донецке на врача. Получил очень хорошее образование. Учили историю, спорт и культуру, такого обучения в ЮАР мало. Образование в современной России также отличается от нашего. Оно очень разностороннее, как я уже сказал.
— Как себя чувствуют африканские студенты в России?
— Разные студенты учатся в англоязычных вузах. Но образование в СССР было самым сильным. Не было таких технологий, как сейчас, но методики, уровень обучения очень хороший. Но зато сейчас учат на английском и французском языках.
— Ваша жена русская?
— Да, она из Донецка.
— Ваши дети учатся в России?
— Моя дочь родилась в Донецке, когда Украина была ещё в составе СССР, но училась в школе и университете в ЮАР. У неё три высших образования.
— Почему вы болеете за Спартак и почему он синий в ЮАР?
— Спартак был чемпионом в СССР! Выигрывал лигу. Они играли в хороший футбол. Олег Романцев выдающийся тренер. Виктор Онопко хорошо играл. Полузащитник Фёдор Черенков хороший футболист.
У нас, в ЮАР, существует «Спартак-Дурбан» — это спортивная академия. В ней занимаются футболом, гольфом и карате. Но нам нельзя использовать символику и цвет московского «Спартака», поэтому сделали другой цвет. Но стремимся иметь официальные отношения с официальным «Спартаком», чтобы получить необходимые разрешения.
— Состоите ли вы в Африканском национальном конгрессе? Кто вы в нём и какая цель организации?
— Я член АНК. Занимаю разные должности, но основное, чем я занимаюсь, это Political Mobilization и Political Education. То есть я распространяю информацию об АНК и рассказываю людям о партии. Ещё защита партии — вопросы безопасности. Но это работа строго в рядах партии и порядок на её мероприятиях, борьба с вредоносной информацией для партии.
— Вы раньше работали на Радио Свобода. Какие программы вы вели и о чём говорили?
— Недолго, но работал. СССР помогал тогда АНК и компартии ЮАР. Я рассказывал об этом на радио и вёл общие для всех новости, говорил об отличных отношениях Советского Союза и нашей страны.
— В чем культурные особенности отношений РФ и ЮАР?
— Над этим ещё стоит работать. Они не на таком высоком уровне. Но, например, проходили до недавнего времени ежегодные выезды балета и ансамбля в ЮАР и наоборот. К сожалению, из-за ковида этого убавилось. Много интересного есть в Южной Африке, что можно показать: танцы национальные, оркестр филармонии. Не на высоком уровне, но есть куда развивать.
— Интересен ли публике в ЮАР российский театр и балет?
— Интересен, до ковида каждый год проходил балет в Дурбане. Большой театр приезжал. Всегда были полные залы. Также выступали за три дня в Кейптауне и Йоханнесбурге. Я каждый год ходил с женой и дочкой на выступления.
— Какая религия популярна в Южно-Африканской Республике?
— Христианство в основном. Мы христиане. Но есть и другие религии, такие как мусульмане. В Дурбане есть православная церковь. Старинные верования сохраняются. Традиционные зулусские веры остаются.
— Информационное поле в ЮАР частично находится под влиянием СМИ из США и Европы. Они распространяют антироссийские настроения в африканском сообществе. Возможно стоит популяризировать российские СМИ?
— Да, стоит. Эти западные пропаганды говорят против России и войны. Но люди не знают правды. Даже официальные телеканалы берут информацию с CNN. Вплоть до того, что одни и те же фотографии и заголовки показывают ложную информацию о событиях, идут фейки. Люди не знают, что на самом деле идёт на Украине. Многие не знают, что идёт на Донбассе. Мы виноваты, что ничего не делали, но надо что-то делать, чтобы люди знали правду.
— Что вы думаете о потере силы доллара США и создании валюты БРИКС?
— Единая валюта — это хорошо. А зависимость от доллара — плохо, это доказано. БРИКС надо иметь свою валюту. Многие страны хотят стать членами БРИКС, по направлению от России до ЮАР. Если всех объединить, то нужна валюта для торговли. Зачем зависеть от доллара, если ЕС создали Евро, то почему мы не можем сделать валюту БРИКС? Это реально, это возможно и новые страны не будут против использовать такую валюту. Надо решиться и пойти вперёд.
— Верно ли, что Дурбан станет зерновой столицей Африки?
— Да. Это самый большой порт. Поставки зерна из России пойдут не только в ЮАР, но и в другие страны. Будут заводы по переработке зерна и будет организована огромная поставка этой продукции и зерна на всю Африку. Зерно важно. Здесь много местной пищи готовится из зерна. Важно зерно, не рис. Поэтому если цена на зерно будет хорошей, то это будет хорошо для ЮАР и всей Африки. Переработка зерна в Дурбане позволит создавать новую продукцию.
— Есть ли глобальная проблема голода в ЮАР?
— В ЮАР нет глобальной проблемы с голодом и продовольственной безопасностью. Здесь хороший климат и урожай. Многие товары экспортируются и импортируются. Но своего зерна не хватает.
— Почему не Кейптаун станет зерновой столицей?
— Это большой порт, но самый большой — это Дурбан. Также там самый лучший климат. Лучший в мире, вместе с Сиднеем. К тому же, там ближе Мозамбик и соседние страны. Есть короткие логистические пути до Замбии и Зимбабве. Городские власти Дурбана поддерживают нас, организаторов этих поставок. Городская инвестиционная компания согласна поддержать проект по зерну. Кроме того, многие люди знают Кейптаун и Йоханнесбург, но самым хорошим городом в течение трёх лет выбирался Дурбан: в 2016, 2017 и 2018 году. Международная оценка также выбирает Дурбан.
— Говорят, что в Кейптауне и ближайших к нему посёлках есть проблемы с преступностью. Сможет ли ЮАР обеспечить безопасность инвесторов и предпринимателей из России, если они решат заняться деятельностью в ЮАР?
— Везде есть преступность. Во всех городах. Мы знаем об этом. Но если мы будем выбирать места для инвесторов, мы будем обеспечивать безопасность. Есть места опасные, а есть неопасные для инвесторов и бизнесменов. Мы организуем хорошие районы. Делегации будут в безопасных гостиницах.
— Какие преимущества у ЮАР есть перед экономикой других стран Африки, например Камеруна?
— Банковская система на международном уровне. Развиты автомобильный и железнодорожный транспорт. Много богатств и развитие даже лучше чем у некоторых европейских стран. Есть хорошая база для промышленного развития. При этом хорошая погода. Легче таможня и есть даже отдельный закон на решение таможенных вопросов. Короче говоря — очень развита страна.
— Планируются ли поставки чёрного винограда и вина из Кейптауна в Россию? Будет ли это дешевле, чем поставки из Европы?
— Такие поставки возможны, потому что вина ЮАР очень ценятся во всём мире. Поставки винограда тоже. Особенно из Кейптауна. Обмен зерна на вино надо обсуждать. Нельзя сказать, будет ли это дешевле, но надо посчитать и здесь можно найти хорошее соотношение цены и качества. Вино из Франции дороже, чем вино в ЮАР. К тому же европейские винные магазины перепродают дороже вино из ЮАР.
— ЮАР ощущает какой-то ущерб или потерю из-за того, что некоторые европейские транспортные компании отказались от морских перевозок?
— Они отказались, потому что ЮАР с Россией. Они даже пугают: если Путин приедет к нам на форум БРИКС, то наложат ещё санкции на нас. Пока особо не чувствуем, но пугают, что отношения ЮАР и России приведут к наказанию. Особенно много говорили, когда российский военный корабль встал в порту нашей Республики. Мы это уже много слышали. Но нас не запугать санкциями. Отношения с Россией мы не будем прекращать. У нас исторические отношения, давние, и обрывать их нельзя. Они начались не вчера, а очень давно, ещё до современных событий. Ещё когда была война за освобождение, Советский Союз и Российская Империя нас поддерживали! Другие нас называли террористами, а СССР называли нас друзьями!
— Есть ли взаимные экономические льготы и преференции между странами БРИКС и ЮАР?
— Были предложения, но на сколько они проработаны я не знаю. Вопросы о таможне надо рассмотреть и получить информацию. На одной из сессий БРИКС это рассматривалось.
— ЮАР богата не только большими урожаями, но и залежами полезных ископаемых, например алмазами и золотом. Скажите, рассматривается ли сотрудничество с российскими добывающими компаниями и строительство их инфраструктуры в ЮАР?
— Мы рассматриваем сотрудничество с российскими добывающими компаниями.
— Что вы ожидаете от форума БРИКС в этом году?
— Я буду в нём участвовать. Форум — это хорошо, но это политический форум. Хорошо, когда главы государств встречаются. Но наш форум SARUCOX для бизнесменов. Когда люди спрашивают что делает БРИКС, мы хотим показать конкретные действия и решения SARUCOX. Наши задачи конкретно развивать отношения и Южную Африку. Потом, посмотрите, БРИКС это 41% населения Земли, поэтому мы можем сделать большие спортивные проекты и есть еще много другой работы под БРИКС.
— В чём важность вашего форума SARUCOX?
— Пригласили многих государственных деятелей, спортсменов и бизнесменов. Основное мероприятие — это конференция и спортивные события.
Будут обсуждаться соревнования по футболу — ежегодные, проводимые с 2008 года в ЮАР, с приглашением команд из России. Российские команды уже приезжали 2 раза. В последний раз 8 клубов участвовали, в том числе из Зимбабве. Составили 4 группы из клубов. Всего мероприятие идёт неделю. В этом году тоже будет Зимбабве и ещё Конго. Всего 4 команды из ЮАР и 4 иностранные. «Спартак-Дурбан» играет!
Темы конференции: поставки зерна из России, производство электроэнергии. В некоторых районах электричество отключается на 2-4 часа. А также медицина. Имеются и другие предложения и темы: авиация и транспортировка, спорт и строительство самого большого спортивного комплекса в ЮАР с опытными партнёрами из РФ.
Все проекты осуществляются с российскими партнёрами. В новом комплексе будет много спортивных направлений, в том числе бокс и плавание. Министерство по спорту ЮАР будет встречаться с нами. Уже есть земля для комплекса.
Реальные решения под БРИКС — спорт, бизнес и культура — это на нашем форуме. А Форум БРИКС — политика.
— Что важнее, успехи в политике или развитие экономики?
— Развитие экономики это очень важно. И спорт.
БРИКС, как уже сказано, 41% населения. Мы можем сделать такое экономическое развитие, что несмотря на санкции против России, мы можем построить многополярный мир и заниматься свободным бизнесом между странами.
ФИФА — это политика. Почему мы не можем создать свои спортивные или футбольные организации? Нам надо делать соревнования каждый год между странами БРИКС на каком-то турнире, который мы можем организовать.
Например, каждая страна выставляет лучшие свои 4 команды. Мы можем это сделать и не зависеть от других соревнований. Например, посмотрите на Бразилию.
Мы можем сделать свои Олимпийские игры. Но нужна поддержка от глав государств. Есть такие организации из стран, которые победили колониализм Великобритании. Они каждый год или каждые 2 года делают соревнования. Мы тоже можем делать соревнования, не обязательно по футболу.
— ЮАР активный член БРИКС. Готова ли ваша страна и БРИКС к противодействиям других стран в реализации планов?
— Это очень сильная организация. Но мы должны двигаться не только политически, это хорошо, но надо развивать экономику между странами, а ещё спорт и культуру. Тогда мы станем крепче и сильнее. Поэтому и создаются форумы БРИКС и наш форум. Брикс устойчив, но должен стать сильнее. Надо сделать такие форумы везде, где мы будем встречаться о бизнесе, культуре и спорте.
— Какие перспективы в отношениях РФ и ЮАР?
— На этот вопрос можно написать книги. У нас исторические отношения, которые начались не вчера. Перспектив кроме политических много. Если бы не было СССР и России, мы бы не жили в демократической стране. Мы можем сделать ещё больше. Многие люди знают нашу общую историю и благодарны.
— Какая роль у ЮАР в Африканском союзе?
— ЮАР участвует в проекте «Африка для мира». Наши солдаты в Мозамбике и Конго обеспечивают мир. Защищали Мозамбик. Мы не агрессоры, но если нас просят, мы помогаем. У нас лучшая армия. Мы помогаем тем, у кого нестабильно. Боремся с террористами. Кроме того, мы помогаем не только военным путём, а ещё деньгами, а также бороться со стихийными бедствиями.
— Немецкий политический деятель Вольдемар Гердт говорил о переселении немцев в Россию. Вы планируете перемещение немцев в Южно-Африканскую Республику?
— Это вопрос обсуждаемый. Но мы его воспринимаем хорошо. Это будет один из вопросов на форумах. Мы хотим чтобы немцы приехали. Это ведь не диссиденты, это бизнесмены, это простые люди. Поэтому мы ради им. Это хорошо для Дурбана и наших стран. Мы готовы строить жилищные места и гостиницы, школы и бизнес центры, и спортивный комплекс. Возле спортивного комплекса мы можем их поселить. Мы уже сообщили это в наш офис.
— Как Российская Империя помогала Африке в Англо-Бурской войне?
— Ещё до СССР Россия помогала Африке. Она очень давно нас поддерживает. Нас много учили и военные, и университеты, и врачи. Оказывали медицинскую помощь.
— Отразилась ли борьба Намибии с германским колониализмом на ЮАР?
— Да, оказала большое влияние.
— Вы сражались за свободу в 1979 году. Как это было?
— Да, участвовал. Но начали раньше. Мне было 16 лет. Ещё в 1961-ом году АНК начали военные действия. Многие лидеры лечились в СССР. Наш лидер даже умер и был похоронен в России. Многие военные лежали в военном госпитале в Москве. Очень много разной помощи получили. Даже если нас не будут понимать, почему мы не бросаем Россию, мы наоборот будем развивать экономические, культурные и спортивные отношения.
— Борьба с колониализмом велась советским оружием?
— Да. Много дали.
— Как проявляется неоколониализм стран Европы и как с ним бороться, не доводя до войны?
— Мы можем сопротивляться. Но неоколониализм — это очень плохая тенденция. Влияние Франции на бывшие колонии — это очень плохо. Это особенно видно в западной Африке. Франция ещё не хочет давать полную свободу этим странам и они не развиваются. Они не бедные, но они не развиваются. Всё их богатство идёт во Францию, которая не хочет, чтобы они имели бизнес и имели отношения с другими странами. Многие страны хотят в БРИКС, но даже Франция жалуется, что это якобы Россия захватывает сферы влияния. Неоколониализм — вредно. А Франция хочет чтобы от неё зависели. В ЮАР мы боремся с этим, поэтому нас не понимают и нажимают на нас. А мы не поддаёмся, не разрешаем колониализм.
— Между РФ и ЮАР действует безвизовый режим?
— Это хорошо, что у нас есть такое. Но было трудно добиться этого. Это только 5-8 лет назад сделали. Сначала были против, но потом приняли, потому что люди приезжали в СССР даже без паспорта и просили помощи, и получали эту помощь. Теперь ЮАР независима, поэтому мы хотим чтобы люди свободно приезжали сюда. Поэтому мы и наши послы говорили о том, что надо открыть границы и убрать визы. Хорошо, что нас услышали и сделали безвизовый режим. Благодаря Доктору Беки Ланга, когда он был послом ЮАР в Москве.
— Наличие безвизового режима не отменяет таможенный контроль и таможенные пошлины. Будет ли ЮАР заключать какие-либо соглашения с ЕАЭС по упрощению таможенного контроля?
— Несмотря на безвизовый режим, таможенный контроль всё ещё действует, к сожалению. Но я хочу пригласить на наш форум людей с нашей таможенной службы, чтобы решить этот вопрос. Рассмотрение взаимодействия с ЕАЭС равносильно рассмотрению взаимодействия с СССР. Страны ЕАЭС были частью СССР, а значит тоже нас поддерживали и мы тоже должны их поддерживать. Они должны быть в БРИКС и тогда это будет настолько сильная организация, что мы сможем сделать любые проекты.