«Любой, кто считает, что с русскими покончено как с великой нацией, должен вспомнить об их учёных, работавших в космической и атомной области, шахматных гроссмейстерах, олимпийских чемпионах, которых они воспитали, несмотря на весь ущерб, причинённый стране системой централизованного планирования. В отличие от коммунистической системы, русские — не те люди, которых можно выбросить на свалку истории».
Ли Куан Ю
9 августа 2020 Республика Сингапур торжественно отпраздновала своё 55-летие. Возникает вопрос — каким образом страна без каких-либо природных ресурсов смогла в течение жизни одного поколения состояться как национальное государство и построить экономику уровня развитых стран мира? Важнейшую роль в этом процессе сыграл выдающийся человек – Ли Куан Ю.
Деятельность Ли Куан Ю высоко ценили и российские политики. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отмечал:
«За десятилетия работы на посту премьер-министра и других ответственных правительственных должностях он [Ли Куан Ю – прим. автора] снискал искреннюю любовь и уважение соотечественников, а также высочайший международный авторитет. В России Ли Куан Ю будут помнить как последовательного сторонника развития дружественных отношений между двумя странами, внесшего значительный личный вклад в укрепление взаимовыгодного двустороннего сотрудничества».
71-й премьер-министр Великобритании Маргарет Хильда Тэтчер говорила:
«…Когда-то Сингапур учился у Великобритании, а теперь мы учимся у Сингапура»
Ли Куа́н Ю (англ. Lee Kuan Yew, или Lee Kwan-Yew 16 сентября 1923, Сингапур — 23 марта 2015, Сингапур) — сингапурский государственный деятель, творец сингапурского «экономического чуда», первый премьер-министр Республики Сингапур.
Ли Куан Ю родился 16 сентября 1923 года в Сингапуре, в семье китайского происхождения, среднего класса китайской народности хакка. В своих мемуарах Ли упоминает свое иммигрантское происхождение — его прадед был хакка, Ли Бок Бун (род. 1846) эмигрировал из района Дапу провинции Гуандун в проливы поселения в 1862 году.
Старший ребенок Ли Чин Куна и Чуа. Джим Нео Ли Куан Ю родился в Сингапуре в большом просторном бунгало. В детстве он находился под сильным влиянием британской культуры, отчасти благодаря своему деду Ли Хунг Лонгу, который дал своим сыновьям английское образование. Его дед дал ему имя «Гарри» в дополнение к его китайскому имени (данному его отцом) Куан Ю. В основном он был известен как «Гарри Ли» в течение первых 30 лет своей жизни, а также до сих пор среди друзей на Западе, а также среди близких друзей и семьи. Его имя иногда называют Гарри Ли Куан Ю, хотя такой адрес редко используется в официальных документах. Окончив в 1945 году «Раффлз-колледж» в Сингапуре (ныне — Национальный университет Сингапура), Ли Куан Ю уехал в Великобританию, где учился сначала в Лондонской школе экономики, затем в Кембриджском университете, где получил два «красных» диплома — по праву и по экономике. Он начал использовать свое китайское имя после выхода на политическую сцену.
В 1949 году вернулся на родину. В 1950 году начал работать в адвокатуре в «Миддл Темпл» (Лондон), затем занимался адвокатской практикой в Сингапуре в компании «Laycock and Ong», где работал консультантом по правовым вопросам ряда профсоюзов. Ли и его жена Куа Ястреб Чу поженились 30 сентября 1950 года. Его жена умерла 2 октября 2010 года. У них было два сына и дочь.
В 1954 году основал право-социалистическую «Партию народного действия (ПНД)», в которой занимал должность генерального секретаря, и в 1959 году привёл её к власти, он привел свою партию к восьми победам в период с 1959 по 1990 год, сыграл важную роль в отделении Сингапура от Малайзии в 1965 году и его последующем преобразовании из относительно слаборазвитой колонии без естественного происхождения. ресурсы в государство азиатских тигров «первого мира». Он по-прежнему остается одной из самых влиятельных политических фигур в Юго-Восточной Азии.
С 1959 по 1990 год занимал пост премьер-министра Сингапура.
Второй премьер-министр Сингапура Го Чок Тонг, назначил его старшим министром в 1990 году. Он занимал должность министра-наставника, созданную его сыном Ли Сянем Лун, когда он стал третьим премьер-министром в августе 2004 года. Его последовательные министерские посты охватывают период более 50 лет, что делает его одним из министров с самым долгим сроком службы в истории. 14 мая 2011 г. Ли и старший министр Го Чок Тонг объявил о своем уходе из кабинета министров после выборов 2011 года.
В 1990-2004 годах был старшим министром в правительстве Го Чок Тонга. В 2004-2011 годах занимал должность министра-ментора (наставника) в правительстве своего сына Ли Сяньлуна.
Некоторые члены семьи Ли занимают видные посты в сингапурском обществе, а его сыновья и дочь занимают высокие государственные посты и посты, связанные с правительством.
Йог — старший сын Ли Сянь Лун (род. 10 февраля 1952 года, Сингапур) — бывший бригадный генерал, занимает пост премьер-министра с 12.08.2004 года. (Партия народного действия).
Младший сын, Ли Сянь Ян, также является бывшим бригадным генералом, а также бывшим президентом и главным исполнительным директором SingTel, паназиатского телекоммуникационного гиганта и крупнейшей компании Сингапура по рыночной капитализации (котируется на Сингапурской фондовой бирже, SGX). 56% SingTel принадлежит Temasek Holdings, это ведущая государственная холдинговая компания, владеющая контрольными пакетами различных крупных государственных предприятий, таких как Singapur Airlines или банк DBS.
Temasek Holdings, в свою очередь, управляется исполнительным директором и генеральным директором Хо Чинг, женой Ли Сянь Луна.
Дочь Ли, Ли Вэй Линг, руководит Национальным институтом нейроисследований.
Ли учился сначала в сингапурских учебных заведениях — в школе Taurus Kurau, в Raffles High School (где он входил в первую скаутскую группу) и Национальном университете Сингапура («Raffles College»), затем в британском Кембридже (1945-1949). Он был вынужден прервать учебу из-за Второй мировой войны и японской оккупации Сингапура в 1942-1945 годах. Во время оккупации он успешно поддерживал свой бизнес на черном рынке, продавая клей на основе тапиоки. Стикфас. Начиная с 1942 года, он изучал китайский и японский языки, и благодаря этому ему удалось устроиться на работу переводчиком телеграмм союзников на японский язык, а также он был англоязычным редактором японской газеты Hodobu с 1943 по 1944 год. После войны он некоторое время учился в Лондонской школе экономики, затем перевелся в Фицуильям-колледж в Кембридже, где изучал право, получив две степени и отличие (позднее он стал почетным членом Фицуильям-колледжа). Он вернулся в Сингапур в 1949 году и начал работать юристом в Laycock. а также Ong, который принадлежал Джону Лейкоку, пионеру мультирасизма, который вместе с Раджей и Таном основал первый в Сингапуре многорасовый клуб, открытый для азиатов. Первым опытом Ли в сингапурской политике была работа доверенным лицом Джона Лейкока под знаменем пробританской Прогрессивной партии во время выборов в Законодательный совет в 1951 году. Однако Ли в конце концов понял, что партия вряд ли получит массовую поддержку, особенно среди китайцев. Это стало особенно важным, когда Конституция Ренделла расширила списки избирателей и предоставила всем людям местного происхождения право голоса, что привело к значительному увеличению числа китайских избирателей. Важный поворотный момент в его жизни наступил, когда он работал юрисконсультом профсоюзов и студенческих ассоциаций, что дало ему возможность познакомиться с китайскоязычной рабочей средой. Позже в его карьере его Партия народного действия (ПНД) использовала эти связи для разрешения производственных споров между рабочими и руководством.
12 ноября 1954 года Ли вместе с группой друзей из среднего класса, получивших образование в Англии, которых он назвал «буржуа пивных вечеров», сформировали «социалистическую» ПНД в выгодном союзе с прокоммунистическими профсоюзами. Этот союз Ли описывает как брак по расчёту, поскольку группе политиков с английским образованием нужна была сильная прокоммунистическая избирательная база, в то время как коммунистам нужны были некоммунистические лидеры в качестве дымовой завесы, потому что Коммунистическая партия Малайзии была запрещена. Их общей целью была кампания за самоуправление и прекращение британского колониального господства.
Учредительное собрание прошло в Концертном зале имени Виктории, где присутствовало 1500 сторонников и членов профсоюза. Ли стал генеральным секретарем и оставался на этом посту до 1992 года, за исключением короткого периода в 1957 году.
Ли победил на выборах в округе Танджонг Пагар в 1955 году. Он стал лидером оппозиции Лейбористскому фронту, против коалиционного правительства Дэвида Маршалла. Он также был среди представителей ПНД на двух конституционных переговорах о будущем статусе Сингапура, проведенных в Лондоне, которые возглавлял сначала Маршалл, а затем его бескомпромиссный преемник Лим Ю Хок. В этот период Ли приходилось бороться с соперниками как внутри, так и за пределами ПНД.
Положение Ли в партии оказалось под серьезной угрозой, когда в 1957 году прокоммунистические лидеры захватили руководящие посты после партийных собраний, на которых левое крыло партии увеличило свое присутствие за счет несуществующих членов. К счастью для Ли и умеренного крыла партии, Лим Ю Хок приказал провести массовые аресты прокоммунистических лидеров, и Ли был восстановлен в должности генерального секретаря. После коммунистического «террора» Ли получил новый, более сильный мандат от избирателей в Танджонге. Пагарский округ во время дополнительных выборов 1957 года. Коммунистическая угроза в партии была временно устранена, и Ли готовился к следующему туру выборов.
На общенациональных выборах, состоявшихся 1 июня 1959 года, ПНД получила 43 из 51 места в законодательном собрании. Сингапур получил самоуправление с автономией во всех государственных делах, кроме обороны и иностранных дел, Ли стал первым премьер-министром Сингапура 5 июня 1959 года, приняв эстафету от главного министра Лим Ю Хока. Перед вступлением в должность Ли потребовал и добился увольнения Лим Ю Хока. После обретения независимости от Великобритании Ли столкнулся со многими проблемами, такими как образование, отсутствие жилья и безработица.
Ключевым событием стал вотум недоверия правительству, когда 21 июля 1961 года 13 депутатов ПНД не выполнили указания партии и воздержались при голосовании. Эти депутаты и 6 видных левых профсоюзных лидеров образовали новую партию — прокоммунистический Социалистический Фронт. С самого начала он пользовался значительной поддержкой, конкурируя с ПНД. 35 из 51 отделения ПНД и 19 из 23 управляющих секретарей перешли в состав Социалистического фронта. Это событие было названо «Великим разделением 1961 года». Большинство ПНД теперь состояло всего из 26-25 депутатов в законодательном собрании.
В 1961 года ПНД потерпела два поражения на дополнительных выборах, пострадала от дезертирства депутатов и от волнений рабочих, организованных левыми. Правительство Ли было на грани краха перед референдумом 1962 года о слиянии с Малайзией, который также стал проверкой общественного доверия к правительству.
В 1961 году, после предложения премьер-министра Малайи Тунку Абдул Рахмана о формировании федерации, в которую вошли бы Малайя, Сингапур, Сабах и Саравак, Ли начал кампанию за слияние с Малайзией и против британского колониального господства. Он использовал результаты референдума, чтобы показать, что люди поддерживают его план. Референдум был проведен 1 сентября 1962 года, на котором 70% голосов проголосовали за его предложение.
16 сентября 1963 года Сингапур стал частью Малайзии. Однако союз был недолгим. Правительство Малайзии, сформированное правящей партией Объединенная малайская национальная организация (ОМНО), было обеспокоено включением большой китайской общины и политического оппонента в лице ПНД в Малайзии. Ли открыто выступал против политики Бумипутры и использовал знаменитый лозунг Малайзийской Ассамблеи солидарности «Малайзия для малазийцев»: государство служит на благо граждан Малайзии, а не лиц малайской национальности.
21 июля 1964 года 23 человека погибли и сотни получили ранения из-за взаимных столкновений между китайцами и малайцами у газового завода Каланг. До сих пор неясно, как начались беспорядки. По одной версии, это китаец бросил бутылку в сборище малайцев, другие утверждают, что малайцы все затеяли. В сентябре того же года начались новые беспорядки, бунтовщики грабили магазины и автомобили. Ли Куан Ю и Тунку Абдул Рахман был вынужден лично выезжать в неспокойные районы, чтобы урегулировать ситуацию.
Не имея возможности разрешить кризис, Тунку решает исключить Сингапур из Малайзии, предпочитая «разорвать все связи с правительством штата, которое не проявило достаточной лояльности своему центральному правительству». Ли пытался сопротивляться и выработать компромисс, но безуспешно. Позже Го Кен Суи убедил его, что раздел неизбежен. Ли подписал соглашение о разделении 7 августа 1965 года, в котором также оговаривались отношения с Малайзией после разделения и намерение продолжать сотрудничество в таких областях, как торговля и взаимная оборона.
Провал объединения стал тяжелым ударом для Ли, считавшего это необходимым для выживания Сингапура. Во время телевизионной пресс-конференции в тот день он выглядел эмоционально сломленным, когда официально объявил об отделении и полной независимости Сингапура:
«Для меня это момент душевных мук. Всю свою жизнь, всю свою сознательную жизнь я… я верил в единство Малайзии и родство двух наших государств. Вы знаете, что мы как народ связаны географически, экономически и морально… Это буквально сломало все, на чем мы стояли… Сегодня я, Ли Куан Ю, как премьер-министр Сингапура, уполномочен заявить и провозгласить от имени простых людей и правительства Сингапура, что с этого дня девятого августа тысяча девятьсот шестьдесят пятого года Сингапур навсегда останется суверенным, демократическим и независимым государством, основанным на принципах свободы и справедливости, и будет стремиться к финансовому благополучию и счастью своих граждан самым справедливым и равным образом. общество».
В тот же день, 9 августа 1965 года, сразу после окончания пресс-конференции парламент Малайзии принял необходимую резолюцию, разорвавшую связи Сингапура с Малайзией как государством, образовав тем самым новое государство Республика Сингапур. Правительство Ли столкнулось с серьезными проблемами из-за нехватки природных ресурсов, водоснабжения, поступающего в основном из Малайзии, и очень ограниченных оборонных возможностей.
В своих мемуарах Ли вспоминает, что плохо спал и плохо себя чувствовал после обретения Сингапуром независимости. Узнав о состоянии Ли от Верховного комиссара Великобритании в Сингапуре Джона Робба, премьер-министр Великобритании Гарольд Уилсон выразил обеспокоенность, на что Ли ответил:
«За Сингапур не беспокойтесь. Мы с коллегами — люди рациональные, со здравым смыслом даже в трудные для нас времена. Мы взвесим все возможные последствия, прежде чем сделать какой-либо ход на политической шахматной доске…»
Ли начал искать способы добиться международного признания Сингапура. 21 сентября 1965 г. Сингапур вступил в ООН, а позже, 8 августа 1967 г., стал одним из учредителей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Ли совершил свой первый официальный визит в Индонезию 25 мая 1973 года, всего через несколько лет после окончания индонезийско-малайзийского противостояния при режиме Сукарно. В ходе последующих визитов отношения между Сингапуром и Индонезией значительно улучшились.
В Сингапуре никогда не было доминирующей культуры, в которую могли бы ассимилироваться иммигранты, хотя малайский язык был доминирующим в те дни. Объединив усилия правительства и правящей партии, Ли стремился создать уникальную сингапурскую идентичность в 1970-х и 1980-х годах, которая признавала права разных национальностей под эгидой мультикультурализма.
Ли и его правительство подчеркивали важность сохранения религиозной терпимости и гармоничных отношений между национальностями и были готовы использовать закон для противодействия угрозам спровоцировать религиозную и этническую рознь. Например, Ли предостерег от «бестактной евангелизации», которую он назвал случаями христианского прозелитизма малайцам. В 1974 году правительство рекомендовало Библейскому обществу в Сингапуре прекратить публикацию религиозных материалов на малайском языке.
После обретения независимости у администрации Ли Куан Ю было три основных заботы: национальная безопасность, экономика и социальные вопросы.
Получив власть, Ли Куан Ю почти сразу начал проект «О пионерных предприятиях» (1959 год) — первый шаг по формированию эффективной системы льготного налогообложения в стране для значимых предприятий. Именно эта система действует и по сей день, и является главным стимулом притока иностранного капитала и развития местного бизнеса.
Льготы предоставляют такие возможности новым и старым предприятиям:
- налоговые каникулы до 5 лет;
- беспошлинный ввоз сырья и оборудования;
- минимум чиновников.
То есть государство сразу выделила перспективные направления промышленности, а именно электротехнику, машиностроение и др.
В общем фискальная политика Сингапура всегда была и остается гибкой. Например, в последнее время льготный налоговый режим был введен для таких отраслей, как судостроение, фармацевтика, биомедицинское производство и финансовые услуги.
Поддержка малого и среднего бизнеса также части опирается на механизм фискальных преференций. Это, в частности, освобождение от налогов, налоговые скидки, возмещения расходов на взносы в Центральный фонд социального обеспечения.
Г. Мерников утверждает, что фискальная политика Сингапура по промышленности, сектора услуг и малого и среднего бизнеса была очень гибкой, что со своей стороны стало драйвером развития и инвестиций.
Именно распределение экономики на доноров и дотационных и является тем важным фактором, который позволяет изменять структуру ВВП за 10 лет. Сингапур в этом смысле доказал, что именно последовательная политика стимулирования дает возможность отойти от роли банального арендодателя собственного населения (размещение иностранных фабрик и т.д.) и создавать свои компании.
Правительство пытается сделать малые предприятия конкурентоспособными на международном уровне, потому что уверено: неконкурентоспособный предприниматель делает неконкурентоспособным все государство. В Сингапуре разработаны и внедрены в жизнь десятки различных программ льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Это и выдача специальных займов, и страхование кредитов, и распределение субсидий. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 человек. Также удачно была использована географическое расположение Сингапура на пересечении важных торговых путей. Сегодня Сингапур — один из крупнейших мировых портов, по размерам судо- и грузооборота он уступает лишь двум крупнейшим мировым портам Нью-Йорке и Роттердама.
Уязвимость Сингапура хорошо ощущалась из-за угроз со стороны многих сторон, включая коммунистов и Индонезию с ее позицией конфронтации. Как только Сингапур стал членом Организации Объединенных Наций, Ли начал быстро добиваться международного признания независимости Сингапура. Он провозгласил политику нейтралитета и неприсоединения по швейцарскому образцу. В то же время он просил Го Кен Сви создавать вооруженные силы Сингапура и просил помощи у других стран, особенно у Израиля, советами, обучением и снаряжением.
Еще одним риском был национальный состав армии и полиции. Было невозможно допустить, чтобы независимый Сингапур, три четверти населения которого составляли китайцы, находился под контролем малайских полицейских и солдат, как это было в колониальные времена. Британцы вербовали в основном малайцев, которые родились в Малайе, но приехали вербовать в Сингапуре. Китайцы, в отличие от малайцев, не любили служить в армии; сильна была историческая память о жестокости солдат-захватчиков, которую они проявили при подавлении восстания в период правления военачальников-диктаторов. Теперь вопрос заключался в том, останутся ли армия и полиция верными правительству, которое больше не было ни британским, ни малайским, правительству, которое малайцы воспринимали как китайское. Правительство должно было найти способ набрать больше китайцев и индийцев в полицию и вооруженные силы, чтобы их национальный состав соответствовал национальному составу населения.
Это была непростая задача. Нужно было изменить менталитет людей, чтобы они привыкли к необходимости существования народной армии и побороли традиционную нелюбовь к военной службе. В китайских семьях всем было известно выражение «умный человек в армию не пойдет, хорошая сталь на гвозди не пойдет». Были созданы национальные и полицейские кадетские корпуса во всех средних школах, чтобы родители могли начать ассоциировать армию и полицию со своими сыновьями и дочерьми. Ли хотел, чтобы люди видели в солдатах своих защитников, то есть полностью изменили прежнее отношение, когда военная и полицейская форма вызывала только страх и негодование, потому что символизировала колониальное иго.
В августе 1967 года начата подготовка отдельной группы новобранцев, которые составили 10% лучших от всего призыва. Чтобы сломать традиционные предрассудки о службе в армии, организованы праздничные проводы в армию, которые прошли в домах быта каждого из районов. Прежде чем новобранцы погрузились в военные грузовики, которые доставили их в тренировочные лагеря, члены парламента, министры и общественные деятели выступили с краткими речами перед населением. С годами постепенно удалось полностью преодолеть негативное отношение к военной службе.
Все, кто попал на эти ускоренные военные курсы, начинали с нуля. Было много ажиотажа, ни разу не было, чтобы какое-то учебное мероприятие было подготовлено на 100 процентов. Кризисные ситуации были делом повседневным, но перед всеми нами стояла общая и очень важная задача, которую нужно было решить в кратчайшие сроки. И делать это приходилось с обычными людьми, у которых было очень мало опыта. Однако среди них был приподнятый дух, отчего они двигались вперед семимильными шагами.
Ли всегда придавал большое значение развитию экономики. Его внимание к деталям в этом аспекте распространилось и на другие аспекты Сингапура, включая обширное и тщательное поддержание международного имиджа Города-сада. Этой политики они придерживаются и по сей день.
Как и во многих странах, в Сингапуре были проблемы с коррупцией. Ли предложил закон, который дал бы Бюро по расследованию коррупции (CPIB) больше полномочий по аресту, обыску, вызову свидетелей в суд, расследованию банковских счетов и налогообложению подозреваемых и их семей.
Ли считал, что министры должны получать большие зарплаты, чтобы иметь возможность воздерживаться от нечестного поведения. В 1994 году он предложил увязать оклады министров, судей и старших государственных служащих с окладами лучших специалистов в частном секторе, утверждая, что такая политика поможет набирать и удерживать талантливых людей на государственной службе.
В конце 1960-х годов, опасаясь, что рост населения Сингапура может перегрузить зарождающуюся экономику страны, Ли начал энергичную кампанию по планированию семьи «Остановитесь на двух». Пары настойчиво уговаривали пройти стерилизацию после рождения второго ребенка. Третий и четвертый дети получили меньше возможностей для получения образования, такие семьи получили меньше стимулов в виде возврата налогов.
В 1983 году Ли разжег «Великие брачные дебаты», когда начал поощрять мужчин выбирать высокообразованных жен. Он был обеспокоен тем, что большое количество женщин с высшим образованием остаются незамужними. Некоторые слои населения, в том числе наиболее образованные женщины, не восприняли такие инициативы. Несмотря на это, агентство знакомств Social Development Group (SDU) было основано для облегчения общения между мужчинами и женщинами с высшим образованием. В рамках государственной программы для матерей с высшим образованием Ли предложил налоговые льготы, оплату обучения и жилищные льготы образованным матерям трех-четырех детей, полностью изменив политику слишком успешной кампании по планированию семьи «Остановитесь на двух», проводившейся в 1960-х и 1970-х годах. час К концу 1990-х рождаемость упала настолько низко, что Го Чок Тонг, преемник Ли, распространил эти стимулы на всех замужних женщин, а также добавил новые программы, такие как схема « детских бонусов».
Одним из непоколебимых убеждений Ли Куан Ю была его вера в эффективность телесных наказаний, а именно порки. В своих мемуарах «Сингапурская история» он описал свое пребывание в колледже Раффлз в 1930-х годах, вспомнив, как директор школы Д. У. Маклауд наказал его за хронические опоздания. Он писал: «Я наклонился над стулом и получил три резких удара по верху штанов. Я не думаю, что он облегчал удары. Я никогда не понимал, почему западные учителя так против телесных наказаний. Они никогда не причиняли вреда мне или моим однокурсникам».
Правительство Ли унаследовало телесные наказания в судебной системе от британского правления, но значительно расширило пределы их применения. При британцах они использовались в качестве наказания за преступления, связанные с применением насилия, и ограничивались несколькими приговорами избиения палкой в год. Правительство НДП под руководством Ли расширило их использование, и с тех пор список преступлений вырос. По состоянию на 1993 г. такое наказание было обязательным для 42 видов преступлений и факультативным для еще 42. Такие преступления, как наркомания и нелегальная иммиграция, чаще всего подлежат телесным наказаниям. Количество приговоров к телесным наказаниям со временем увеличивалось: 602 приговора в 1987 году, 3244 приговора в 1993 году и 6404 приговора в 2007 году.
Широкую огласку получило суровое наказание американского подростка Майкла Фэя, нарушившего закон о вандализме. Таким образом, судебные телесные наказания привлекли внимание мировой общественности.
Телесные наказания в школе (только для учеников мужского пола) также были унаследованы от британцев и широко используются для поддержания дисциплины среди непослушных школьников, согласно закону, принятому еще в 1957 году. Ли также ввел в качестве наказания избиение палкой в вооруженных силах Сингапура. Сингапур — одна из немногих стран мира, где телесные наказания являются официальным военным дисциплинарным наказанием.
Заслуживают внимания его отношения с Малайзией:
«В отличие от 1950 года, когда англичане предложили Малайе помощь в создании армии, мы такого предложения не получили. Британцы сыграли значительную роль в закулисной борьбе, в результате чего Сингапур вошел в Федерацию на лучших условиях, к большому неудовольствию Малайзии. Так что теперь британцам пришлось иметь дело с малазийцами, которые их недолюбливали. Учитывая, что Малайзия спонсировала наше членство как в Содружестве, так и в Организации Объединенных Наций, британцы, вероятно, пришли к выводу, что правительство Малайзии стремилось предоставить нам военных инструкторов — хотя бы для того, чтобы мы не учились больше, чем умеем. они сами».
Ли пытался наладить отношения с Махатхиром бин Мохамеда (Малайзия) уже после его назначения заместителем премьер-министра. Зная, что Махатхир был одним из возможных претендентов на пост премьер-министра Малайзии, Ли пригласил его (при посредничестве тогдашнего президента Сингапура Девана Наира) посетить Сингапур в 1978 году. Первый и последующие визиты улучшили как личные, так и дипломатические отношения между ними. Махатхир попросил Ли разорвать связи с китайскими лидерами из Партии демократического действия; вместо этого Махатхир пообещал не вмешиваться в дела малайских сингапурцев.
В июне 1988 года Ли и Махатхир достигли соглашения в Куала-Лумпуре о строительстве плотины Лингуи на реке Джохор.
Ли Куан Ю семь раз приводил свою партию ПНД к победе на выборах, но в конце концов решил уйти в отставку и передать пост премьер-министра своему преемнику Го Чок Тонгу. В то время Ли был премьер-министром в мире дольше всех.
Это была первая смена главного руководства государства за годы независимости.
Когда Чок Тонг стал главой правительства, Ли остался в кабинете в неисполнительной роли старшего министра и в роли советника, согласно его собственному описанию. На публике Ли всегда обращался к Го как к «моему премьер-министру» в знак уважения к власти Го. В День народного единства в 1988 году он сказал:
«Даже если я лягу больным, или даже если вы меня похороните, но я почувствую, что что-то пошло не так, я вернусь».
Чок стал его преемником на этом посту с ноября 1992 года.
В течение десятилетия после 2000 года Ли выразил обеспокоенность по поводу снижения уровня владения китайским языком среди молодых сингапурцев китайского происхождения. В одном из своих парламентских выступлений он сказал: «Сингапурцы должны научиться жонглировать английским и китайским». Впоследствии, в декабре 2004 г., годовая рекламная кампания «Говорить по-китайски — это круто!» был введен, чтобы привлечь внимание молодежи к изучению и использованию китайского языка.
В июне 2005 года Ли выпустил книгу Keeping My Mandarin Alive, где он размышлял о десятилетних попытках овладеть мандаринским языком, который ему пришлось заново выучить из-за неиспользования: «…потому что я им не часто пользуюсь, язык забыт и утерян. Тогда мне приходится его восстанавливать. Это ужасная проблема, потому что когда учишься во взрослом возрасте, у тебя уже не такая крепкая память».
В интервью CCTV 12 июня 2005 г. Ли подчеркнул необходимость постоянного обновления талантов среди лидеров страны: «В изменившемся мире мы должны найти для себя место, маленькие уголки, где, несмотря на наши небольшие размеры, мы сможем сыграть полезную для всего мира роль. Для этого наверху нужны люди, способные принимать решения и видеть тенденции, которые имеют хороший ум, открыты для идей, которые могут воспользоваться возможностью, как мы когда-то… Моя работа заключалась в том, чтобы найти своих преемников, я нашел их, и они работают. Теперь это зависит от них чтобы найти своих преемников. Так должно быть постоянное обновление талантливых, целеустремленных, честных, способных людей, которые будут работать не на себя, а на своих сограждан и свою страну. Если им это удастся, то дело продолжится для другого поколения и так на. Как только это не работает, это все пропало «.
В ноябре 2010 года частные беседы Ли с заместителем госсекретаря США Джеймсом Стайбергом, состоявшиеся в мае 2009 года, были среди тех дипломатических телеграмм США, которые попали в руки WikiLeaks. В отчете посольства США, который был помечен как «секретный», Ли дал свою оценку ряда азиатских лидеров и свои взгляды на развитие политической ситуации в Северной Азии, включая последствия совместного использования ядерного оружия. Министр иностранных дел Сингапура выразил глубокую озабоченность по поводу утечки, особенно если ее прочитать вне контекста, и подчеркнул необходимость защиты конфиденциальности дипломатической переписки.
В январе 2011 года издательство Straits Times Press опубликовало книгу Lee Kuan Yew: Hard Truths To Keep Singapore Going. Книга предназначена для молодых сингапурцев и основана на 16 интервью с министром-наставником и семью местными журналистами в 2008-2009 годах. Первый тираж в 45 000 экземпляров разошелся менее чем за месяц после поступления в продажу в январе 2011 года. Поэтому следующий тираж в 55 000 экземпляров был напечатан практически сразу.
После всеобщих выборов в Сингапуре 2011 года, на которых оппозиция одержала беспрецедентную победу в избирательном округе представителей группы, Ли объявил, что покидает кабинет Ли Сянь Луна, чтобы его команда могла начать с «чистого листа».
За три десятилетия Ли на посту премьер-министра Сингапур превратился из развивающейся страны в одну из самых развитых стран Азии, несмотря на свои небольшие размеры, ограниченное пространство и нехватку природных ресурсов. Ли часто заявлял, что единственным природным ресурсом Сингапура являются его люди и их сильная трудовая этика. Его уважают многие сингапурцы, особенно представители старшего поколения, которые помнят его вдохновляющее лидерство в первые годы независимости и во время отделения от Малайзии. Ведь для многих людей в Сингапуре и за его пределами Ли неразрывно связан с восприятием сингапурского бренда.
С другой стороны, многие сингапурцы критикуют Ли как авторитарного и нетерпимого лидера, ссылаясь на многочисленные и в основном успешные судебные процессы против политических оппонентов и газеты, выражающие негативные взгляды. Международная организация журналистов «Репортеры без границ» потребовала, чтобы Ли и другие высокопоставленные чиновники Сингапура прекратили судебные иски о диффамации против журналистов.
В 2004 году Институт государственной политики Национального университета Сингапура был назван в честь Ли Куан Ю, что стало одним из первых случаев, когда учреждение было названо в его честь.
Ли написал двухтомные мемуары: «Сингапурская история», в которых излагается его взгляд на историю Сингапура до его отделения от Малайзии в 1965 году, и «Из третьего мира в первый», в которых рассказывается о последующем превращении Сингапура в развитую страну.
Важнейшие цитаты:
«Чтобы победить коррупцию, необходимо не задумываясь сажать в тюрьму друзей и родственников, совершивших преступление.»
«Мы использовали те преимущества, которые нам оставила Великобритания: английский язык, правовую систему, администрацию, лишенную партийных страстей. Мы тщательно избегали использования методов, характерных для государства всеобщего благосостояния, потому что видели, как британский народ в результате социального уравнивания превратился из великого в посредственного.»
«Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком.»
«Пословица «горы высоки, а император далеко» выражала скептицизм и цинизм поколений китайцев, пострадавших от произвола местных властей.»
«Люди получают образование и женятся и на тех, кто получил образование. Таким образом, их дети растут умнее.»
«Если вы откажетесь от аутсорсинга, а ваши конкуренты этого не сделают, вы очень скоро обанкротитесь.»
«Один человек — один голос» — самая сложная форма правления. Результаты могут быть любыми.»
«Каковы наши приоритеты? Прежде всего, это жизнь и процветание нашего народа. А во-вторых, демократические нормы и процессы, которые мы вынуждены время от времени приостанавливать.»
«Пожалуйста, не ждите, что вы сможете сменить правительство. Молодежь часто этого не понимает».
Сегодня Сингапур — государство-город, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии, и является одной из самых процветающих государств современного мира.
По данным государственного департамента статистики Сингапура в 2021 валовой внутренний продукт (ВВП) страны на душу населения составлял 33988.51 долларов на чел. По информации Международного валютного фонда в Азии, по этому показателю страна уступает лишь Катару и Японии. В Сингапуре насчитывается около 130 000 предприятий малого и среднего бизнеса. Это — 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес.
Сингапур является уникальным в мире местом по многим разным причинам:
— географическое и геополитическое положение на активном перекрестке морских путей из Европы, Ближнего Востока, Африканского континента и Индии — с одной стороны, к Восточной Азии, Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона — с другой, с Индийского океана до Тихого;
— отсутствие каких-либо собственных природных ресурсов (даже пресная вода частично приобретается и поступает по дамбе из соседней Малайзии, а частично производится с использованием различных суперсовременных технологий)
— островное государство-город с многонациональным, многорасовым и многоконфессиональным населением;
— всего за одно поколение государство в своем развитии смогло совершить гигантский прыжок с «третьего мира» до «первого»;
— уникальный в истории пример отделения Сингапура от Федерации Малайзия, поскольку последняя не только не противодействовала независимости острова, но и сама инициировала и настаивала на таком отделении
— уникально сложными были и проблемы, стоящие перед только сложившемся «карликовым» государством в форме вызовов и враждебности ее окружения — со стороны сразу трех значительно более мощных «старших братьев» (Малайзии, что давила экономически и политически, способствовала разжиганию межэтнических конфликтов; Индонезии , которая планировала военную агрессию и спонсировала терроризм в рамках политики «Конфронтации»; КНР, которая поддерживала левые политические силы и коммунистический радикализм на острове).
Д.А. Медведев. часто напоминал высказывание Ли Куан Ю о том, что «страна, которая проводит реформы, должна искать собственную нишу в мировой экономике».
Создатель «сингапурского чуда» не зря отмечал важность именно социальной компоненты государства, ведь жители Сингапура, под руководством и постоянным социальным инжинирингом своего лидера, смогли построить «социальное государство ХХI века».
Сингапур в течение нескольких десятилетий последовательно отстаивал право идти своим путем. Суть его — в тщательном анализе конкретных исторических условий общества, его национальных, религиозных, культурных особенностей; сочетание экономического прогресса с традиционными моральными и культурными ценностями. Но главная причина успеха Сингапура, как отмечал сам ее основатель Ли Куан Ю, — это люди, и именно эти люди, под удачным руководством, смогли создать успешную современную страну в течение жизни одного поколения.
«Сингапурское экономическое чудо показало всему миру простую вещь. Коррупцию побеждают не те, кто больше, обеспеченнее и сильнее, а те, у кого лидеры уважают антикоррупционные правила и главное, сами подчиняются им».
Материал подготовили:
Член-корреспондент Российской академии образования Годунов Игорь Валентинович доктор юридических наук, заведующий кафедрой «Антикоррупционного образования и общественного противодействия» Российского Государственного Социального Университета;
Кужелко Дмитрий Юрьевич — аспирант кафедры политической психологии, экономической и социальной психологии Российского Государственного Социального Университета.