На свете существует множество разных профессий приносящих пользу обществу, но одной из древнейших, имеющих особое культурное значение, требующей от исполнителя раскрыть себя и в то же время сыграть определённую роль в особом игровом пространстве между сценой и зрительским залом, является профессия актёра. Актриса Мария Бойко любезно согласилась дать интервью нашему изданию и рассказать как в современном мире стать актёром, с какими трудностями предстоит столкнуться и на сколько это позитивная профессия.
— Здравствуйте Мария, расскажите о себе и о своих увлечениях.
— Мне 35 лет. Я закончила магистратуру МХАТа имени Горького. Это моё второе высшее образование, а первое было психологическое. Я работала в пансионате ветеранов труда, в реабилитационном центре и в детском садике психологом. А после этого решила заняться актёрским мастерством, потому что это тоже близко к специальности психолога, так как я работала на психолога психодраматевта — это когда психолог помогает клиенту непосредственно благодаря сцене, то есть помогает решать на сцене собственные ситуации клиента.
— Сложно ли было прийти к такому решению и поступать в театральный уже после окончания ВУЗа и после определённого опыта работы?
— Это скорее получилось исходя из психологии. Я как бы подошла к тому моменту, что нужен был дальше толчок развития. Психодрама она как раз тот метод, которым я работала. Он подразумевает в себе работу с клиентом на сцене, а это значит, что клиент рассказывает какую-то ситуацию, а все остальные участники группы и терапевт обыгрывают её в ролях. Я подумала, что большим дополнением будет иметь театральное образование, потому что это сразу же приведёт к тому, что лучше и легче будет вживаться в роли, можно будет сделать как-то более атмосферным и эмоциональным то, что происходит в ситуации клиента, чем если разбирать её без актёрского образования.
— Расскажите о поступлении в театральный ВУЗ.
— Это получилось достаточно весело. Я переехала жить на Арбат и там познакомилась с поэтами, которые читали стихи, среди них были актёры. Мне очень понравилось, и мне сказали: «Если ты хочешь на атёрский, то почему бы тебе не поступить?», а я говорю: «Но мне 33 года (на тот момент было), а можно только до 27! Меня никто не возьмёт.» Но Синергия совместно с МХАТом организовали проект, по магистратуре, в котором можно 2 года обучиться и получить диплом. И поэтому я туда отправилась. Я проходила обучение с октября 2020 года по июль 2022.
Этот проект был организован благодаря Эдуарду Владиславовичу Боякову. Он режиссёр и педагог, и был художественным руководителем МХАТ с декабря 2018 года до 1 ноября 2021 года. В настоящее время он продолжает совместно с Синергией обучать новые курсы студентов.
— То есть выбор ВУЗа был осознанным?
— Да, полностью.
— Тяжело ли было поступать в МХАТ? Какие были вступительные испытания?
— Да, у нас было два дня испытаний. В первый нам давали видео и мы должны были описать что мы думаем, хорошо это или плохо, то есть своё мнение в эссе. Во второй день мы рассказывали притчу, басню, пели, танцевали. На испытании кого-то оставили, кого-то не оставили. Пройти было не сложно, но серьёзно подготавливаться нужно было.
— Что можете сказать о процессе обучения? Были какие-то крайне сложные дисциплины или те, которые казались ненужными?
— Учиться в МХАТе — это как попасть в новый мир, потому что сразу же, когда еще ничего не умеешь, попадаешь на сцену и сразу же перед тобой сидят зрители: 60 и больше человек — это всё воодушевляет. С первого семестра мы играли спектакль. Со второго семестра у нас было уже два спектакля. Потом три спектакля. Итого сейчас играем: «Маленькие женщины. Сценическое сочинение.» режиссер Салтыков В.В., «Девчата» по Б.Бедному, режиссер Галинова Анна и «Просительницы» Еврипид, режиссёр Теплякова Василиса. Причём спектакли у нас все были разные, то есть все преподаватели направляли на с на то, чтобы мы раскрывали свою жизненную натуру. Они шли к нам, к нашей душе разными путями. Вот Виталий Викторович с первым спектаклем, он пробуждал наши детские воспоминания, чтобы мы играли самих себя. Второй спектакль по речи. Нас Василиса Теплякова организовала таким образом, что мы постоянно делали дыхательные упражнения, разные буквы вместе в группе пропевали. И таким образом у нас начала правильно строиться дыхательная система и способность правильно произносить слова, то есть мы правильно, по актёрски, начали говорить.
— Какой была ваша первая постановка и какие вообще впечатления были от учёбы в театральном ВУЗе?
— Как я уже говорила, это будто я попала в совершенно другой новый мир. Как будто всё, что было до этого, оно было более маленьким что ли. Сейчас всё стало намного значимее для меня. Потому что нас сразу с первого месяца обучения и в течение трёх месяцев водили по всем спектаклям и по всем театрам Москвы. Нас первоначально просто погружали, чтобы мы смотрели-смотрели-смотрели. А на сцене выступали наши преподаватели. То есть у нас 6 преподавателей, и половина из них это либо те, кто организует как режиссер, либо играет на сцене.
А про первую постановку: так как нам больше 27 лет всем, то нам решили упростить задачу, так как мы не можем начинать с самых азов, то есть обучаться как правильно говорить или как правильно себя вести на сцене. Нам решили «достать наше сердце и нашу душу». И нас попросили, чтобы мы вспомнили свои самые светлые переживания или все свои самые драматичные переживания детства. Те истории, которые приходят на ум. И их играть конечно намного проще, чем если бы мы взяли какое-то произведение. Потому что нам приходилось, грубо говоря, играть самих себя. Но затем нам усложнили задачу и сказали: «А теперь поменяйтесь историями». И поэтому первый спектакль, который мы и до сих пор играем называется «Маленькие женщины: сценическое сочинение». Нас там уже 13 девушек и каждая из нас рассказывала по 2-3 истории и мы их обыгрывали. А режиссёр — Виталий Викторович Салтыков — нам помогал сделать это театрально, чтобы это было похоже на шоу, на спектакль и заинтриговывал зрителя.
— А у вас был только женский театральный коллектив?
— Первоначально у нас в группе были только женщины, но так вот получилось. Сейчас у нас добавилось два замечательных молодых человека.
— Это абсолютная случайность или у вас так набирали курс?
— Молодых людей намного меньше, чем девушек в актёрском мастерстве. Поэтому у нас изначально был один Александр, но, к сожалению, он буквально через месяц ушел, так случилось. Многие еще тоже ушли. А остальные, вот и ребята, еще трое прибавились в течение года.
— Выходит, что в МХАТ учится намного меньше мужчин, чем женщин и будет практически целый выпуск актрис?
— Всё так и есть, да, но у нас такие парни, что стоят целой труппы девушек. Их двое, но они прям классные-классные. И, действительно, девушек на много больше в актёрстве, чем молодых людей. Так везде. Поэтому парни в этом деле значительно больше ценятся.
— Вы начали говорить про постановки и режиссёров. А какой ваш самый любимый режиссёр?
— Я наверное скажу, что мы играли с Виталием Викторовичем Салтыковом, он является режиссёром, у него замечательный есть фильм «Чувствовать». Я наверное его и назову сейчас.
— Сейчас, имея уже опыт и чувствуя себя актрисой, для вас это хобби или уже профессия?
— Для меня это больше профессия. Но это точно не хобби. Мне очень нравится выступать на сцене, мне нравятся зрители, мне нравится перед людьми выступать. В дальнейшем я вижу себя на сцене.
— Сложно ли, имея опыт, сидеть в зрительском зале и смотреть на всё действо как зритель, а не как актёр? Или проще всё же быть на сцене?
— Я получаю удовольствие от того, что смотрю произведения. Потому что я учусь. Поэтому, наверное, для меня это наоборот пополнение своего багажа, когда я смотрю спектакли.
— Какие чувства у вас возникают, когда вы выступаете перед зрителями?
— Как будто бы я на седьмом небе от счастья! Как будто бы я в космосе. То есть на столько всё светло, жизненно, эмоционально, радостно. Мне хочется в этот момент прыгать от радости.
— Можете назвать несколько мест, где вы выступали?
— Мы выступали в МХАТе им. Горького, в ДК «Выборгский» и ДК «Горького» в Санкт-Петербурге, выступали в «Доме-музее Высоцкого» на Таганке, и на «Прогресс сцене Армена Джигарханяна».
— А чувствуете ли вы себя популярной? Вы назвали места и площадки в нескольких городах. Добавляет ли это какой-то уверенности и чувства, что вы знамениты?
— Наверное меня очень сильно вдохновило, когда мы в «Выборгском» участвовали и у нас было 600 человек в зале, в «Горького» было 700, и мы им понравились. От этого у меня просто безумная радость и уверенность в себе. В остальных местах нас слушали и 60, и 300 человек. И от этого просто радость, но известной я себя не ощущаю. У нас было около 20, чуть больше, спектаклей, но мне кажется, что всё впереди.
— Что мотивировало вас? Желание развивать профессию и учиться чему-то новому или это просто спонтанное решение?
— Так сложилась жизнь. Наверное, это спонтанное решение следовать по профессии. Мне кажется, что каждый человек выбирает свою настоящую специальность исходя из сердца. И поэтому, так как у меня и предыдущая специальность выходила из любви внутри меня, то это сложилось как последующий шаг. Спонтанность от того, что в какой-то момент я решила, что в этом мире надо идти по совпадениям и так сложилось, что я в принципе не очень планировала пойти в театральный, но я переехала на Арбат, одновременно жила с поэтами, одновременно случился Коронавирус, одновременно я выступала на Никольской и на Арбате, и я поняла, что мне в эту сторону. К тому же я на Арбате случайно познакомилась с актёрами. И это всё меня очень сильно мотивировало.
— То есть это череда случайностей помогла вам во благо своей первой специальности пойти в актёрское мастерство?
— Да, так и есть.
— Что вы можете пожелать тем, кто только начинает свой путь в актёрском искусстве и тем, кто сомневается, стоит ли идти в это?
— Я уверена, что стоит идти, поступать и учиться. Во-первых, если появилась такая идея, то её нужно попробовать. Иначе как потом определить: стоило или нет? Во-вторых, в актёрское мастерство и в МХАТ точно стоит идти, и к тем преподавателям очень сильно стоит. У нас был курс Инги Петровны Оболдиной — она потрясающая и актриса, и наставник. Она всё это организовала и ей огромная благодарность. Также у нас преподавали Галинова Анна (Театр Наций), Проскурякова Елена Васильевна (преподаватель по речи), Теплякова Василиса (преподаватель по речи), Прихудайлова Ольга (преподаватель по хореографии), а также Елена Калужских (преподаватель по методу действенного анализа), Скученкова Лолита (преподаватель по вокалу) и Лызлов Алексей (преподаватель по психологии).
— Когда вы выходите на сцену, вы посвящаете своё выступление кому-то или чему-то? О чём вы думаете в этот момент?
— Перед самым выходом мы всей командой собираемся. кладём руки друг на друга и говорим «Раз-два-три, с богом!» и наверное мы посвящаем это богу, свету и добру. Еще я посвящаю свои выступления моему молодому человеку, его зовут Алексей.
— Как отнеслись ваши родные к вашему выбору развиваться в театральном мастерстве?
Мои родные за развитие. Актёрство для них абсолютно новая и неизвестная стезя, но они поддержали то, что мне это нравится, и дважды приходили на спектакли.
Благодарю, Мария, за ваши ответы и добрые наставления для начинающих актёров. Редакция газеты «ПРЕЗИДЕНТ» желает вам новых творческих успехов!
Слева направо: актриса Мария Бойко и корреспондент газеты «ПРЕЗИДЕНТ» Александра Афонина. Слева направо: актриса Мария Бойко и корреспондент газеты «ПРЕЗИДЕНТ» Александра Афонина.
Материал подготовила:
Александра Афонина
Редактирование материала:
Виктор Удалов