مصرفية إسلامية
*исламский банкинг
Среди военных сводок с Украины, сообщений о запредельной жаре в Европе и наводнениях в России как-то затерялась неприметная скупая информация от главы думского комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова о регулировании исламского банкинга в нашей стране. И напрасно, поскольку принятие соответствующего закона может произвести эффект разорвавшейся бомбы. Вы спросите, почему? Давайте разбираться.
Мир до сих пор ощущает последствия глобального финансового кризиса 2008 года, который был связан, в частности, с пагубной кредитной политикой, зачастую предполагавшей выдачу заведомо невозвратных кредитов.
Почему так произошло? Да потому что традиционная кредитно-процентная политика нацелена не на удовлетворение потребностей национальной экономики, а на то, чтобы всех сделать должниками банков.
Мировой финансовый кризис 2008 года вынудил ввести многочисленные пруденциальные (сглаживающие) нормы и стандарты в мировой экономике.
Помимо институциональных решений, ведутся поиски и таких, которые ограничат или нивелируют некоторые причины и риски повторения финансовых кризисов.
Однако те, у кого есть деньги, постоянно внушают нам, что без кредита, взятого под немалые проценты, невозможно развитие государства, крупной компании и даже малого бизнеса.
В этой связи возникает естественный интерес к такому экзотическому маргинальному явлению, как исламский банкинг, который благодаря своему разнообразию и наличию ресурсов, а особенно благодаря тому, что он основан на твёрдых морально-этических принципах, может оказывать положительное, сдерживающее влияние на негативные экономические явления в мировом масштабе.
Здесь уместно привести авторитетное мнение многолетнего премьер-министра Малайзии и творца малайзийского «экономического чуда» Махатхи́ра Мохама́да: «Практика западного кредитования привела к финансовому кризису. Исламское финансирование может преуспеть там, где Запад потерпел неудачу». Напомним, что Махатхи́р Мохама́д в 2008 году пренебрёг рекомендациями Международного валютного фонда и Всемирного банка, и в результате Малайзия вышла из кризиса с минимальными потерями.
Последствия мирового финансового кризиса поставили под сомнение принципы, на которых зиждется традиционная западная банковская система, а её исламский аналог стал предметом оживлённых дискуссий не в последнюю очередь из-за динамичного (двузначного!) роста его активов.
Считается, что:
- мусульманские страны не понесли убытков от вложений в деривативы (их использование в исламском банкинге запрещено, поскольку считается торговлей нематериальным товаром);
- правоверные мусульмане поощряются к активному участию в хозяйственном обороте, что соответствует исламу, поскольку ведёт к всеобщему благосостоянию общества;
- исламские банки стабилизируют экономику, поскольку сами имеют сбалансированную структуру активов и пассивов. Исламский банкинг делает капитал в стране менее спекулятивным, так как вкладывается в реальную экономику.
Принципы исламского банкинга
Исламский банкинг ― это оригинальная банковская система, которая соответствует законам шариата.
Согласно уставу исламских банков, их основной целью является содействие развитию общества, в том числе увеличивая его благосостояние.
Термин Islamic Banking используется в основном в странах Персидского залива. Распространены также его синонимические названия, например Interest Free Banking (в Иране), PLS (profit loss sharing) Banking (в Пакистане) и Special Finance House (в Турции).
Среди запретов, изложенных в исламском праве, особое место занимает правило рибá ― отказ от ростовщичества, то есть обогащения за счёт ссуды денег под процент (этот запрет встречается и в Ветхом Завете).
Поэтому в исламском банкинге выплата или взимание процентов вообщеотсутствуют. В этом случае банк фактически является не кредитором, а инвестором.
Пророк Мухáммед считал взимание процентов в 36 раз бóльшим грехом, чем супружеская измена, которая по шариату наказывалась смертной казнью.
Мусульманину нельзя использовать деньги как актив для получения прибыли. Источником прибыли в исламской банковской модели являются не проценты или создание кредитной задолженности, а производство товаров и доля в прибыли от их продажи.
Таким образом, деньги вкладываются непосредственно в реальную экономику, а не в «искусственное» создание денег или спекулятивную деятельность. Хозяйствующий субъект не вправе получать вознаграждение, если он он не несёт никаких рисков (это относится и к труду, и к капиталу). Причём проценты несправедливы не только для заёмщиков, но и для кредиторов (например, когда процентная ставка ниже уровня инфляции).
Исламский банк не умножает деньги, создавая долги своим клиентам, а оперирует реальным капиталом, возникающим из депозитов.
Размер прибыли исламского банка заранее неизвестен, потому что он вытекает не из назначенного процента, а из доходов, полученных в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Важное значение придаётся равенству сторон и соблюдению договóров, в том числе заключённых даже в устной форме, что заставляет вспомнить незыблемость устных договорённостей у древних римлян.
Договóры не должны вводить клиента в заблуждение, а значит, они должны быть полностью понятны обеим сторонам. Так что о юридическом крючкотворстве, сносках или примечаниях мелким шрифтом не может быть и речи.
Принцип гáрар запрещает слишком рискованные или неопределённые сделки, заключённые по незнанию. Этот запрет вытекает, в частности, из недопустимости продажи несуществующих активов, не находящихся во владении продавца. Под гáрар подпадают купля-продажа товара, которого нет в наличии, и производство которого планируется в будущем, купля-продажа ценных бумаг без раскрытия реального актива, опционы, фьючерсы и др.
Стóит отметить, что в западной финансовой системе все вышеперечисленные элементы, понимаемые как гáрар, разрешены и повсеместно используются без каких-либо ограничений.
Наличие гáрара в традиционной банковской системе мусульмане объясняют духом авантюризма, присущим западной экономической традиции, и интерпретируют гáрар как неоправданный риск, при котором невозможно просчитать возможные потери.
С гáраром тесно связан принцип майси́р ― запрет на участие в азартных играх и договоры с неопределёнными условиями, которые не относятся к риску, взятому на себя предпринимателем. В исламской интерпретации азарт недопустим потому, что одна сторона получает доход за счёт другой, тогда как торговля приводит к результатам, выгодным как продавцу, так и покупателю.
Майси́р рассматривается как получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход запрещается, так как он не связан с производством и использованием труда.
По законам шариата нельзя использовать производные ценные бумаги (деривативы), спекулировать на бирже или валютном рынке и даже играть в лотерею.
Кроме того, законы шариата запрещают участие в деятельности, которая нарушает социальную справедливость или наносит вред обществу. Поэтому исламские инвесторы не могут получать доход от торговли свининой, алкоголем и оружием, а также финансировать заведения, зарабатывающие на «низменных чувствах», то есть казино, ночные клубы и т.п.
Своеобразный кодекс «этических инвестиций» харам/халяль регулирует операции, основанные на беспроцентной финансовой деятельности. Приоритет отдаётся оказанию услуг и производству товаров первой необходимости, удовлетворяющих базовые потребности населения. Это кров, еда, одежда, здравоохранение и образование.
Ещё одним из ключевых принципов исламского банкинга является благотворительный взнос закя́т, который обязан ежегодно делать каждый правоверный мусульманин.
Основные финансовые продукты исламского банкинга
Наиболее популярным продуктом исламского банкинга является мудáраба ― партнёрство в прибыли, оно же доверительное финансирование, основанное на договоре о разделении рисков, когда один партнёр (рабб-уль-мал) предоставляет капитал, а другой (мудáриб) ― рабочую силу, умственный труд и опыт управленческой деятельности. Эта модель сотрудничества между клиентом и банком аналогична товариществу на вере (коммандитному товариществу) согласно статье 82 ГК РФ.
Прибыль делится между партнёрами пропорционально долям, согласованным в договоре мудáраба. Обычно это 50:50 или 60:40 (в пользу мудáриба)
Обе стороны совместно делят не только прибыль, но и убытки, причём в самом худшем случае рабб-уль-мал потеряет весь вложенный им капитал, а мудáриб лишь рискует не получить оплату за выполненную им работу.
Однако это не означает, что мудáриб не связан никакими обязательствами в отношении возможных потерь, поскольку он может быть привлечён к ответственности в случае, если будет доказана его прямая вина в некомпетентных действиях, халатности, злонамеренности и пр.
К основным продуктам исламского банкинга также относится мурáбаха ― финансирование по принципу «затраты плюс», когда клиент обращается в банк за помощью в приобретении конкретных товаров. Далее банк покупает их у третьего лица и перепродает своему клиенту с заранее согласованной наценкой на условиях отсроченной оплаты.
Например, присмотрев приглянувшуюся ему квартиру, потенциальный заёмщик обращается в исламский банк, который покупает её на собственные средства и сдаёт в аренду данному клиенту, который обязан ежемесячно вносить два платежа: транш по «беспроцентной» рассрочке на закупочную стоимость недвижимости и арендную плату, которая, собственно, и будет формировать маржу банка по данной сделке.
Точно подсчитанную и указанную в «ипотечном» договоре маржу нельзя увеличить или уменьшить.
В мурáбахе, которая, по сути, является инструментом долгового финансирования (в отличие от классической формы кредита), нам с самого начала ясно, сколько мы будем платить. После выплаты всей причитающейся банку суммы (в срок или досрочно) недвижимость переходит в собственность заёмщика.
Получается, что финансовая организация приобретает продукт по одной цене, чтобы продать дороже. Шариат это не запрещает.
Ещё одним важным продуктом исламского банкинга является долевое участие мушáрака — соглашение о партнёрстве между банком и клиентом, по которому обе стороны вносят свой капитал деньгами, товарами или другими активами. Полученная прибыль или понесённые убытки распределяются между партнёрами в соответствии с ранее согласованными в договоре долями, что напоминает практику западных совместных предприятий. Однако недопустимо устанавливать фиксированный размер прибыли, подлежащей выплате.
Ещё одним популярным продуктом из зоны риска является иджáра, когда банк выступает в качестве лизингодателя: он покупает и сдаёт в лизинг оборудование, необходимое его клиенту (лизингополучателю), за арендную плату. При этом ответственность за техническое обслуживание/страхование лежит на лизингодателе (то есть банке).
Салáм — исламский вариант форвардных сделок, когда продавец обязуется перед покупателем произвести в назначенный срок необходимое количество товара и заранее получает за это деньги.
Салáм позволяет клиенту (как правило, крупному промышленному предприятию) быстро получить оборотный капитал для закупки средств производства.
В этом случае банк несёт существенные риски, так как по сути выдаёт деньги клиенту в долг, который не может являться предметом договора; клиент фактически продаёт, а банк покупает несуществующий товар.
Исти́сна (отсрочка платежа/доставки) — это тип контракта, в котором производитель/подрядчик обязуется изготовить/построить и поставить определённые товары/помещения к конкретной дате. Оплата может быть сделана в рассрочку или частично заранее, а оставшаяся часть будет выплачена позже, в зависимости от предпочтений вовлечённых сторон.
Исламские долговые бумаги су́кук очень похожи на традиционные облигации, но на них не выплачиваются проценты. Номинальная стоимость су́кук связана со стоимостью базового актива, которым можно торговать на вторичном рынке. Риск состоит в том, что первоначальные инвестиции не гарантированы, а доход или погашение основной суммы полностью зависят от эффективности базовых активов. Есть мнение, что долговые бумаги су́кук представляет собой права собственности на активы эмитента. Поэтому если стоимость активов колеблется, то должна меняться и текущая цена су́кук.
Агентские услуги вакáла — это ситуация, когда вкладчики финансируют банк для инвестирования в проекты, не противоречащие шариату. В этом случае банк выступает в качестве агента по инвестированию и имеет право на получение вознаграждения за свои знания и услуги, в то время как доходы будут получать вкладчики или инвесторы.
Депозит до востребования аль-вади́а относится к договору, заключённому между владельцем/депонентом товаров/денег и банком, который гарантирует их безопасное хранение. В этом договоре вкладчик даёт банку своё согласие на использование денег для любых целей, не запрещённых законами шариата. В зависимости от финансовых результатов банк может по своему усмотрению принять решение о выплате таким вкладчикам премии.
Исламское страхование такáфул отличается от обычного тем, что риск ложится на всех застрахованных, а не только на страховую компанию.
Застрахованные вносят вклад в объединённый фонд, контролируемый менеджером, и получают любую прибыль от его инвестиций.
Беспроцентная ссуда кард хасáн добровольно предоставляется банком, а от клиента требуется только погасить этот кредит. Банку разрешено взимать с заёмщиков комиссию за обслуживание для покрытия административных расходов, связанных с обработкой ссуды, поскольку она предоставляется в основном в целях социального обеспéчения. Разумеется, проценты требовать запрещено, но заёмщик по своему усмотрению может отблагодарить финансовую организацию.
Кард хасáн также может быть выделен как беспроцентная ссуда правительству или компании-генподрядчику для реализации социально значимых проектов: строительства дорог, мостов, промышленных предприятий, объектов жизнеобеспéчения и др.
Некоторые мусульмане считают, что это единственный вид ссуды, который уж точно не нарушает запрета на ростовщичество, поскольку кард хасáн действительно не компенсирует кредитору изменение стоимости денег во времени.
Сделка кард хасáнприводит к разнообразным экономическим и социальным целям.
К экономическим целям относятся:
- аккумулирование средств всех членов общества;
- укрепление национальной экономики;
- создание рабочих мест для бедных с учётом их навыков и опыта;
- снижение экономической дискриминации в обществе.
К социальным целям, реализуемым за счёт таких «кредитов доброй воли», относятся:
- помощь нуждающимся людям;
- создание лучших отношений между богатыми и бедными;
- вовлечение в ислам адептов других религий или неверующих путём наглядной демонстрации его лучших качеств.
А вот ещё несколько популярных инструментов исламского банкинга:
- музарáат (буквально «издольщина»). Под этим термином в старину понималось соглашение одного лица обрабатывать землю другого за определённый процент от стоимости полученного урожая. Современный смысл музарáата ― предоставление оборотного капитала на основе раздела прибыли обеими сторонами;
- мусáкат ― контракт для краткосрочного финансирования сельскохозяйственного сектора;
- таварак ― договор купли-продажи, согласно которому покупатель приобретает товар в кредит и продаёт его другому лицу за наличные деньги, но по меньшей стоимости. Целью такой сделки является не коммерческая выгода, а срочное получение наличных денег. [В середине 1970-х годов автор этих строк слыхом не слыхивал о существовании исламского банкинга, однако таварак использовал. Дело было так. Для срочного получения наличных денег, необходимых для вступления в жилищный кооператив, нужно было найти потенциального покупателя, готового заплатить за цветной телевизор наличными. После этого предстояло уговорить его провернуть следующую сделку. Кстати, вполне законную даже в условиях нерыночной советской экономики. Вам нужно было оформить покупку телевизора в рассрочку на себя (это делалось прямо в магазине), передать телевизор покупателю и забрать у него наличные деньги. Чтобы сделать будущего обладателя телевизора более сговорчивым, можно было в качестве бонуса предложить ему помощь по бесплатной доставке телевизора прямо до квартиры].
История исламского банкинга
История исламского банкинга восходит к ближневосточным купцам, которые начали участвовать в финансовых операциях со своими европейскими контрагентами в эпоху раннего Средневековья.
Между VIII и XII веками в исламском финансовом мире уже применялись переводные векселя, партнёрские сделки, чеки, трасты, транзакционные счетá, ссуды, бухгалтерские книги, уступка прав и другие инструменты.
Известно, что мусульманские торговцы использовали систему чеков со времен Гаруна ар-Рашида из Аббасидского халифата (IX век).
Многие из этих финансовых концепций получили дальнейшее развитие в средневековой Европе, начиная с XIII века.
Последующие колониальные захваты обусловили глобальную экспансию европейской банковской системы в мусульманские земли, а исламское финансирование, зародившееся в ранний период развития этой религии, прекратило свое существование, но, как оказалось не навсегда.
Так называемое «исламское возрождение», которое захлестнуло весь мусульманский мир, явилось импульсом для создания собственной оригинальной банковской системы.
Сначала в 1930 году мусульмане Индии предприняли попытку создать свой исламский банк, но она не увенчалась успехом, поскольку британские колонизаторы пресекали любые местные инициативы, усматривая в них угрозу своему владычеству.
В середине ХХ века обнаружилось, что некоторые организационные структуры на Востоке предлагают альтернативные финансовые услуги в соответствии с исламскими законами. Тогда же появились и первые теоретические обоснования жизнеспособности исламского банкинга.
Первый в новейшей истории исламский банк был основан в 1963 году экономистом Ахмадом Эльнаггаром в городе Мит-Гамр (центре египетской алюминиевой промышленности).
Исламский характер «Mit Ghamr Savings Bank» умышленно не афишировался из опасения, что его расценят как проявление мусульманского фундаментализма, с которым боролся президент Объединённой Арабской Республики Гамаль Абдель Насер.
В том же году в Малайзии была основана «Сберегательная корпорация пилигримов». Не будучи банком в полном смысле этого слова, она включала в себя основные концепции исламского банкинга.
Хотя банк в Мит-Гамре был закрыт правительством Египта в 1967 году, этот эксперимент был признан успешным.
В 1968 году совместный проект альтернативной системы коммерческих банков был выдвинут Египтом и Пакистаном.
Приток нефтедолларов и «всеобщая реисламизация» после войны Судного дня и нефтяного кризиса 1973 года способствовали развитию исламского банковского сектора.
Динамичное развитие исламского банкинга в 1970-е годы было в значительной степени связано с ростом цен на нефть, что позволило её мусульманским экспортёрам накопить финансовый «жирок» и создать собственные банки, принципиально отличавшиеся от западных.
В 1970-е годы уже в 50 странах действовали исламские банки, многие из которых финансировались Саудовской Аравией.
В 1975 году создаётся Исламский банк развития, задачей которого было финансирование проектов в странах-участницах Организации исламской конференции (с 2011 года — Организации исламского сотрудничества).
В 1979 году в Судане была создана Первая компания исламского страхования.
Кроме того, национальные беспроцентные банковские системы были разработаны правительствами Ирана, Судана и (в меньшей степени) Пакистана.
В начале 1980-х годов исламские банки стали открываться и в Западной Европе.
В первой половине 1980-х годов исламские инвестиции демонстрировали впечатляющую экспансию по всему мусульманскому миру. Специально нанятые юристы обещали вкладчикам большие прибыли и религиозные гарантии и призывали отказываться от традиционных банков в пользу исламских.
В 1988 году египетское правительство, обеспокоенное тем, что исламистские движения в этой крупнейшей арабской стране накапливают «военную казну» и становятся финансово независимыми, отказалось от своей молчаливой поддержки исламского банкинга и запустило против него кампанию в СМИ.
В 1990 году в Алжире была создана Организация бухгалтерского учёта и аудита для исламских финансовых учреждений.
В том же году в Малайзии были выпущены первые торгуемые су́кук ― исламская альтернатива традиционным облигациям.
К 1995 году во всём мире было создано 144 исламских финансовых учреждения, в том числе 33 государственных и 40 частных банков, а также 71 инвестиционная компания.
В 2002 году в Малайзии был создан Совет по исламским финансовым услугам в качестве международного органа по установлению мусульманских банковских стандартов.
Морально-этические аспекты исламского банкинга
В стремлении к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, исламский банкинг исходит из того, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, когда они ссужаются под процент.
Чрезмерное расходование и бесконтрольная трата средств полностью запрещены, а богатство должно быть использовано для помощи нуждающимся.
Исламский банкинг ― это практическое применение принципов исламской экономики, создание системы социальной и экономической справедливости, которая объединила бы эффективность капитализма, ответственность социализма и соблюдение мусульманского права.
Ислам выступает против социальной несправедливости и эксплуатации, его кредо ― сотрудничество и помощь другим.
Поэтому недопустимы:
- изъятие драгметаллов, монет и банкнот из обращения с целью накопления, а не получения доходов;
- спекуляция;
- монополизация в сферах, вредных для общества;
- сговор производителей и посредников.
Другими словами, исламская экономическая система носит гибридный характер, поскольку сочетает уважение к частной собственности с религиозными запретами и предписаниями.
Хотя исламские банки как посредники выполняют те же функции, что и обычные, их отличительной чертой является отказ от любой ростовщической деятельности.
В 2009 году официальная газета Ватикана «L’Osservatore Romano» («Римский наблюдатель») выдвинула идею о том, что «этические принципы, на которых основан исламский банкинг, могут приблизить банки к своим клиентам и к истинному духу, которым должна быть отмечена каждая финансовая услуга».
Кстати, римско-католическая церковь тоже запрещала ростовщичество, но начала ослаблять запрет на любые проценты в XVI веке, а из трёх авраамических религий на сегодняшний день полностью запрещает проценты только ислам.
Если традиционные финансовые организации нацелены в первую очередь на максимизацию прибыли, то исламские банки, помимо этого, стремятся приумножить и богатство своих клиентов.
Как правило, исламские банки воздерживаются от наложения договорных штрафов на недобросовестных плательщиков.
Доктрина предполагает, что в случае возникновения проблем с погашением ссуды исламский банк и его клиент должны прийти к компромиссному соглашению.
Доводить дело до конфликтов и судá в исламском банкинге считается, как говорят в определённых кругах, «западлó», поэтому банк позволяет нерадивому клиенту выплачивать оставшуюся часть долга в рассрочку. И только в случае упорного уклонения клиента от уплаты банк может наложить на него договорную неустойку, да и то при условии, что она чётко прописана в договоре.
Мусульманские банкиры и знатоки исламского банкинга охотно подчёркивают его этический характер и аспект выстраивания долгосрочных отношений с клиентом.
В эпоху погони за деньгáми банк, подчёркивающий важность нравственного поведения и декларирующий готовность сотрудничества с клиентом, вправе рассчитывать на заслуженный успех, а лозунги об этической стороне исламского банкинга падают на подготовленную почву, особенно во времена рецессии.
Исламский банкинг практически не оказывает существенного влияния на традиционный, хотя — даже косвенно — мог бы привести к усилению моральных аспектов, этических норм или социальной ответственности в рамках глобальной финансовой архитектуры.
Пристальное знакомство с исламским банкингом наталкивает на мысли о сущности самих денег. Например, запрет рибá подразумевает, что, согласно исламу, деньги являются лишь средством обмена и выражения стоимости, но сами по себе ценности не имеют. То есть деньги ― это служебный, технический инструмент, а не предмет купли‒продажи.
Социальная ориентация исламского банкинга предполагает, что основная цель развития экономики — это обеспéчение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности.
Наряду с этим теологи и экономисты подчёркивают особую роль исламской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззакония.
Во время мирового финансового кризиса 2008 года на исламские банки изначально не повлияли «токсичные активы», накопленные на балансах банков США, поскольку они не соответствовали шариату и не принадлежали мусульманским финансовым институтам.
Все экономические категории — деньги, капитал, прибыль, богатство, производство — рассматриваются сквозь призму моральных норм и ценностных ориентиров ислама.
Справедливость является приоритетной целью экономической деятельности.
Мусульмане не принимают западной банковской системы ещё и потому, что там кредитная организация часто не контролирует использование капитала, заёмщик может использовать его для любых целей (например, для производства алкоголя).
С другой стороны, некоторые финансовые эксперты указывают на несоответствие между моральными принципами и практикой функционирования исламского банкинга, а также его фактическую схожесть с традиционной банковской моделью.
Серьёзной проблемой исламского банкинга является отсутствие единого мнения относительно того, какие банковские инструменты совместимы с шариатом, а какие ― нет.
Сравнительный анализ исламского и традиционного банкинга
Принимая во внимание вышеперечисленные характеристики, можно попытаться сравнить особенности, характерные для исламского и традиционного банкинга (см. табл. 1).
Сравнение основных принципов исламского и традиционного банкинга
Исламский банкинг | Традиционное банковское дело |
Социальная ответственность | Индивидуализм |
Без процентов | С процентами |
Посредничество на основе активов | Посредничество на основе долга |
Разделение рисков (разделение прибыли и убытков) | Трансфер рисков |
Акцент на прибыльность инвестиций | Акцент на обеспéчение и кредитоспособность |
Кредитное финансирование за счёт депозитов | Кредитное финансирование за счёт ссуды |
Более высокие затраты, связанные с поиском наиболее прибыльных предприятий | Более низкие затраты, связанные с поиском наиболее прибыльных предприятий |
Нельзя продавать то, чем не владеешь | Можно продавать почти всё (включая деривативы) |
Больше связи с реальной экономикой | Меньше связи с реальной экономикой |
Присутствие в развивающихся странах | Присутствие в развитых странах |
Динамичный рост активов | Достижение значительно бóльших активов |
Банк выступает в основном как инвестор и трейдер | Банк выступает в основном как кредитор |
Целью операций банков является не только получение прибыли, но и приумножение активов клиентов | Цель операций ― максимизация прибыли банка |
Исламский банк получает прибыль не в виде нормы процента на отданную сумму, а как часть общей прибыли от проекта, который он финансировал.
Ряд экономистов считает такой вариант менее эффективным. По их мнению, в западной экономике капитал будет направляться в те сферы экономики, где самые высокие нормы дохода на капитал, то есть капитал будет распределяться наиболее эффективным способом.
По мнению западных экономистов, ссудный процент является стимулом делать сбережения и инвестиции, он помогает точнее оценивать инвестиционные решения, а государство использует процентную ставку как один из наиболее гибких механизмов регулирования денежного обращения и всей экономической системы в целом.
На самом же деле фиксированный банковский процент имеет целый ряд недостатков.
В первую очередь, эти недостатки проявляются в условиях непредвиденной инфляции.
В такой ситуации распределение денежных средств осуществляется в пользу должника. Иногда может возникать негативный эффект повышенного налогообложения, уменьшающий реальный доход кредитора.
Считается, что для экономики в целом это обычно не является большим бедствием, поскольку выигрыши одних компенсируются потерями других, но общее равновесие при этом сохраняется.
Тем не менее иногда это может приводить к крайне негативным последствиям, вплоть да полного разорения предпринимателей и даже целых отраслей экономики.
В то же время исламские банки, чья прибыль в основном определяется как доля в будущем доходе заёмщика, будут действовать в аналогичных ситуациях эффективнее.
Ясно, что такой механизм определения этой платы зависит не от нормы дохода на капитал, а от степени участия банка в деле клиента.
Обычный банк занимается заимствованием и ссудой денег, то есть в каком-то смысле их покупкой и продажей, а исламский банк занимается покупкой и продажей товаров. При этом деньги выполняют сугубо служебную функцию — определяют меру стоимости.
Несмотря на специфику исламского банкинга оказывается, что различия в реальном функционировании исламских и традиционных банков обычно весьма незначительны.
Казалось бы, это обстоятельство может быть признаком сближения обеих банковских моделей или подтверждением отсутствия существенных источников преимущества исламских банков.
Однако прямое сравнение эффективности исламских и традиционных банков в глобальном масштабе (по крайней мере, на данный момент) в принципе невозможно.
Большинство эмпирических исследований сосредоточено на относительно небольшом количестве банков (как исламских, так и традиционных) и малом числе стран, и часто только на данных из Малайзии, которая имеет хорошо развитую двойную банковскую систему (традиционную и исламскую).
Не следует забывать, что прибыль, затраты или активы не могут рассматриваться как единственные детерминанты эффективности исламских банков, а экóнометрические модели, способные выдавать прогноз, принципиально не учитывают влияние исламских банков на общественное благосостояние.
Многие эксперты в области экономики полагают, что наличие офшорных зон является одной из причин мирового финансового кризиса.
Исламский банкинг рассматривает офшорные зоны как запретные, и поэтому не использует этот финансовый инструмент
Занимая второстепенное место в мировой финансовой системе, исламские банки играют большую роль в пересмотре взглядов на устоявшуюся финансовую систему.
Определённые разногласия могут возникнуть и в связи с тем, что принцип распределения рисков, прибыли и убытков, являющийся одним из важнейших отличий инструментов исламского банкинга от традиционного, на практике используется очень редко.
Кроме того, некоторые инструменты, теоретически соответствующие исламским законам, в реальности основаны на механизмах, аналогичных процентным ставкам.
Возникает естественный вопрос: как можно согласовать возможные расхождения между экономическими и социальными функциями исламских банков, если они должны на равных конкурировать с традиционными банками и оцениваться по тем же критериям?
Какие-либо прямые сравнения исламских и традиционных банков бессмысленны, поскольку совокупные активы исламских банков составляют лишь 1 % мировых банковских активов, а активы крупнейшего исламского банка почти в 60 раз меньше активов крупнейшего традиционного банка (см. табл. 2 и 3).
Имеющиеся на сегодняшний день эмпирические исследования не дают однозначного ответа на вопрос, какие банки обладают большей устойчивостью во время мирового финансового кризиса: традиционные или исламские?
Грубо говоря, разница в доходности между исламским и традиционным банкингом невелика или вовсе стремится к нулю.
Исламский банкинг часто противопоставляет себя западному миру, однако, торгуясь на его биржах, он является неотъемлемой частью традиционной финансовой системы, а потому зависим от любых кризисных явлений в глобальной экономике.
Позиции исламского банкинга в мире
В настоящее время исламские финансовые институты действуют более чем в 75 странах мира.
В Иране, Пакистане и Судане вся банковская система функционирует на беспроцентной основе.
В Малайзии, Саудовской Аравии, ОАЭ и Брунее сосуществуют финансовые организации обоих видов.
Исламские банки сегодня успешно функционируют в Индии, где проживают 202 млн мусульман, т. е. даже больше, чем в соседнем Пакистане.
Исламский банкинг в настоящее время демонстрирует динамичное развитие во многих странах мира, причём не только мусульманских. Например, такое вполне светское государство как Турция активно поддерживает исламский банкинг.
Такие крупнейшие банки Западной Европы, как «Société Générale», «Deutsche Bank» и «Bank of England», в настоящее время создают собственные «окна» исламского банкинга.
Эти тенденции наиболее заметны в Великобритании и Швейцарии. Любопытно, что в данном случае еврейский и исламский банковский капитал вполне мирно сосуществуют.
Даже в совершенно немусульманской Польше, вследствие появления там инвестиций из исламских стран, спорадически и локально возникают некоторые формы займов, совместимых с шариатом (это, например, вышеупомянутая мурáбаха).
Мировой рейтинг банков (по величине активов, 2021 г.)
Позиция в мировом рейтинге | Название банка | Страна | Активы, трлн долларов США |
1 | Industrial and Commercial Bank of China Limited | Китай | 5,866 |
2 | China Construction Bank | Китай | 4,532 |
3 | Agricultural Bank of China | Китай | 4,355 |
4 | Bank of China | Китай | 4,113 |
5 | JPMorgan Chase | США | 3,955 |
6 | Mitsubishi UFJ Financial Group | Япония | 3,737 |
7 | HSBC | Великобритания | 2,958 |
8 | Bank of America | США | 2,434 |
9 | BNP Paribas | Франция | 2,429 |
10 | Crédit Agricole | Франция | 2,256 |
Мировой рейтинг исламских банков (по величине активов, 2021 г.)
Позиция в исламском рейтинге | Название банка | Страна | Активы, млрд долларов США | Net income $ million | Rank | |||
1 | Al Rajhi Bank | Саудовская Аравия | 97,298 | 12.943 | 1 | |||
2 | Dubai Islamic Bank | ОАЭ | 60,899 | 8.566 | 2 | |||
3 | Kuwait Finance House | Кувейт | 58,515 | 6.236 | 3 | |||
4 | Maybank Islamic | Малайзия | 54,459 | 2.534 | 10 | |||
5 | Qatar Islamic Bank | Катар | 42,088 | 5.334 | 5 | |||
6 | Abu Dhabi Islamic Bank | ОАЭ | 34,085 | 4.826 | 6 | |||
7 | Alinma Bank | Саудовская Аравия | 32,398 | 5.677 | 4 | |||
8 | Parsian Bank | Иран | 31,024 | 394 | 42 | |||
9 | Masraf Al Rayan | Катар | 26,723 | 3.647 | 8 | |||
10 | Bank Rakyat | Малайзия | 25,846 | 4 |
Важно отметить, что исламские банки придерживаются Базельской конвенции, что подтверждает тезис о том, что они, как и западные финансовые учреждения, хотят гарантировать своим клиентам надёжный и профессиональный сервис.
По оценкам, совокупная стоимость активов всех исламских банков в мире достигает $3‒4 трлн. Казалось бы, огромная сумма! Однако она не превышает активы американского банка «JPMorgan Chase», занимающего пятую строчку в мировой банковской табели о рангах (см. табл. 2).
Крупнейший исламский «Al Rajhi Bank», базирующийся в Саудовской Аравии, имеет активы стоимостью $97,3 млрд (см. табл. 3), однако в мировом банковском рейтинге он попадает только во вторую сотню крупнейших кредитных организаций.
В топ-10 организаций исламского банкинга входят 8 банков Ближнего Востока и 2 банка Азиатско-Тихоокеанского региона (см. табл. 3).
Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и Кувейт являются крупнейшими рынками с точки зрения активов исламских банков.
Мировым центром исламского банкинга сегодня является Малайзия, которой удалось превратиться из экономически бесперспективной сельскохозяйственной страны в одного из «азиатских драконов».
Примечательно, что совокупные активы всех малайзийских исламских банков составляют 23% активов 100 крупнейших исламских банков.
По количеству исламских банков второе и третье местá (после Малайзии) занимают Бахрейн и Индонезия.
Будущее исламского банкинга
Сегодня темпы роста исламского банкинга превышают 10% в год. Эта тенденция, с учётом положительной динамики цен на нефть и газ, сохранится и в обозримом будущем.
Важнейшими факторами, определяющими растущее значение исламских банков на мировом рынке, являются:
- высокий спрос в мусульманских странах на товары и услуги, не противоречащие шариату;
- развитие институционально-правовой базы исламского банкинга;
- увеличение спроса со стороны традиционных инвесторов (мотив диверсификации);
- предложение банковских инструментов, отвечающих потребностям большинства физических и юридических лиц.
Также представляется, что ― даже при возникновении у исламских банков финансовых проблем ― они вряд ли будут главным источником кризиса в глобальном масштабе.
Это может породить ожидания того, что развитие исламского банкинга станет причиной большей финансовой стабильности в мировом масштабе.
Исламские банки сосредотачиваются на немногочисленных продуктах, в значительной степени отражающих характеристики традиционных обычных продуктов с точки зрения как доходов, так и рисков.
Продолжающийся процесс сближения обеих банковских систем носит односторонний характер.
Обычные банки скорее интересуются рыночным потенциалом мусульманских стран, открывая там, например, «исламские окна» в своих филиалах.
Поскольку исламские банки появились относительно недавно, им пришлось адаптироваться к условиям глобального рынка (исламский банкинг не использовал никаких форм защиты, напоминающих протекционистские инструменты, нередко применяемые в новых отраслях промышленности) и конкурировать с традиционными банками. чья деятельность основана на совсем других принципах.
Исламским банкам намного проще имитировать наличие финансового инструмента, аналогичного традиционному, чем внедрить у себя полностью новаторский инструмент. Однако постоянная оглядка на существующие традиционные финансовые образцы может стать существенным препятствием для развития исламского банкинга.
При этом появляется также проблема морального риска.
Если на самом деле современный исламский банкинг будет представлять собой правовой и терминологический фасад (а не альтернативную банковскую систему) и специфическую форму символического насилия над западной цивилизацией, то в силу его динамичного развития следует ожидать не столько финансовой устойчивости, сколько политической нестабильности, связанной, например, с радикализацией ислама.
В будущем можно ожидать увеличения спроса на продукты исламских банков, о чём сообщают как мусульманские страны, так и высокоразвитые государства (из-за диверсификации рисков и поиска альтернативных источников финансирования).
Развитию исламских банков будет благоприятствовать «человеческий фактор»: сегодня численность мусульман в мире оценивается в 1,6 млрд человек, а высокая рождаемость будет только увеличивать долю этой конфессии в населении нашей планеты.
Однако не стóит ожидать, что развитие исламского банкинга станет существенным фактором снижения нестабильности мировой финансовой системы.
Среди факторов, препятствующих развитию исламского банкинга следует назвать предвзятое отношение к исламу в целом со стороны многих политиков немусульманских стран и мировой элиты, владеющей основными финансовыми институтами и получающей свою прибыль в результате реализации процентной системы и наращивания денежной массы, не обеспеченной реальными материальными ценностями.
Исламский банкинг в РФ
Если не считать попыток внедрения мусульманского страхования такафул, то история исламского банкинга в России ограничивается взлётом и падением банка «Бадр-Форте».
Его открыл доктор технических наук Адалет Джабиев в начале 1990-х годов. Данный банк официально не считался (и не назывался) исламским, но пытался использовать схожие финансовые инструменты, не противоречащие шариату и законодательству РФ.
«Бадр-Форте» в основном занимался тем, что обслуживал внешнеторговые операции с участием юридических лиц. Физические лица также могли осуществлять международные переводы и получать наличные со счёта.
Для обхода шариатского запрета рибá «Бадр-Форте» вместо беспроцентного кредита использовал векселя.
В 2006 году Центробанк отозвал у «Бадр-Форте» лицензию из-за нарушения требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём».
Формальным поводом этого решения стало неуведомление банком Росфиннадзора о четырёх «подозрительных» транзакциях, но злые языки утверждают, что это были происки конкурентов, недовольных появлением серьёзного игрока на рынке исламских инвестиций в Россию.
Конспирологической версией причины закрытия «Бадр-Форте» является предотвращение государством рейдерского захвата оборонных предприятий в интересах недружественной страны при посредничестве этого банка.
С тех пор никаких мусульманских кредитных учреждений в России не создавалось, хотя интерес к ним периодически возникает, поскольку возможность привлечения гигантских средств из исламских стран продолжает будоражить умы отечественных финансистов.
Заморозив в своих банках огромные российские валютные активы и введя жесточайшие санкции против нашей страны, Запад невольно вынуждает Россию искать альтернативные внешние источники финансирования и инвестиций.
Для достижения этих целей эффективным инструментом может стать именно исламский банкинг.
К тому же около 10% населения РФ причисляют себя к мусульманам если не в религиозном, то уж точно в этнокультурном плане. И эта доля ежегодно возрастает вследствие притока трудовых мигрантов, многие из которых получают российское гражданство.
Серьёзной попыткой создать юридические основы для функционирования исламского банкинга в России является подготовленный законопроект о деятельности организаций партнёрского финансирования (ОПФ), которые будут:
- предоставлять денежные займы юридическим и физическим лицам без взимания вознаграждения;
- в качестве торгового посредника финансировать их путём заключения договоров купли-продажи с условием рассрочки (отсрочки) платежа или договоров финансовой аренды (лизинга);
- финансировать производственную и торговую деятельность путём участия в уставных капиталах юрлиц и/или на условиях партнёрства;
- предоставлять поручительства.
При этом ОПФ вправе привлекать денежные средства от физических и юрлиц по договóрам партнёрского финансирования и/или посредством участия в капитале организации (для коммандитных товариществ).
По всей видимости, из-за противодействия банковского лобби процедура прохождения данного законопроекта в Госдуме будет непростой.
А пока что пилотный проект исламского банкинга решено запустить в 2023 году в Чечне и Дагестане.
Материал подготовил:
эксперт НАОРЦ В.Е. Анискин