Редакция газеты «ПРЕЗИДЕНТ» начинает серию публикаций, посвященных команде испытателей ГНИИИИ авиационной и космической медицины МО СССР! Между сотнями бездомных собак и первыми советскими космонавтами была тысяча солдат, сержантов, лаборантов, техников и многих других отважных людей, которые испытали на себе всё, чего не могли сделать и о чём рассказать космонавтам собачки.
Этот рассказ о космических испытателях, которые приняли эстафету из лап всемирно известных космических собачек – Лайки, Белки, Стрелки, чтобы оберегать наших космонавтов от непредвиденных аварий и катастроф в их полётах. В отличие от знаменитых собак, об их работе мало кто знает. Потому что их сначала строго засекретили, а потом забыли. Хотя они первыми входили в барокамеры и испытывали на себе мгновенную разгерметизацию, при которой шея становилась толще головы, первыми надевали новые космические скафандры, первыми вращались при огромных перегрузках, «летали» на Луну, первыми садились в кресло катапульты и совершали жёсткую посадку. Потом они встречали тех, кто возвращался из далекого космоса.
Это российские испытатели. У них скромная судьба. Они не попадали на экраны телевизоров. Трудна и сурова профессия испытателя. Каждый день – это новый бой, это смелость, отвага, умение побеждать страх. Побеждать – обязательное условие профессии испытателя.
Первые космонавты высоко ценили работу испытателей. Как однажды сказал космонавт Павел Романович Попович, эти ребята «собою заслонили нас, и без их помощи нам бы было гораздо сложнее или вообще худо».
«Когда космонавт готовится к полёту, он использует большое количество различных устройств и тренажёров. Мы прекрасно понимаем, что эти устройства прошли испытания нашими штатными испытателями. Если я иду на центрифугу на перегрузку 12 g, то я уверен, что ребята испытали в полтора раза больше, и смело можно утверждать, что космонавт их «выдержит». Такие же вещи происходят и при тренировках на выживание: коль испытатели выжили, то и мы должны выжить… Я шёл на испытания, конечно, опасаясь нового вида нагрузки, но я знал, что впереди меня шли испытатели!»
Павел Романович Попович, космонавт.
В нашей стране твёрдо укоренилось мнение, что собаки вывели человека не только в люди, но и в космос. Голосуем за такое мнение обеими руками!
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОСМОНАВТИКА В НАШЕЙ СТРАНЕ
Земля наша богата не только недрами – нефтью, газом, золотом, но и талантами и даже гениями. Отечественная космонавтика вышла в передовые в прошлом веке благодаря им.
Отечественная космонавтика стоит на трех китах. Это К.Э. Циолковский, отец теоретической космонавтики. Он задолго до первого космического полета разработал теоретические и философские основы космонавтики и постулировал временность пребывания человечества на Земле.
«В погоне за светом и пространством человечество неизбежно устремится в просторы космоса, заселит околоземное пространство, а затем другие солнечные системы… Даже Земля будет разобрана до основания для создания искусственных спутников Солнца, где солнечная энергия будет использоваться более рационально».
Константин Эдуардович Циолковский, учёный, разработчик теоретических вопросов космонавтики.
Век назад русский гений предсказал основные проблемы космической физиологии и медицины, стоящие на пути проникновения человечества в космическое пространство, и возможности их решения. Он раскрыл свое понимание смысла человеческого существования, который заключён в достижении счастья, которое обязательно наступит на Земле.
Источник: Ушаков И.Б., Бедненко В.С. «Нострадамус» космической медицины: прозрения К.Э. Циолковского. «Космический альманах» № 12.4, с. 43-60.
Создателем практической космонавтики является Генеральный конструктор космических систем академик С.П. Королёв. Он воплотил идеи Циолковского в жизнь, создав серии космических кораблей, обитаемых станций, довёл проект полёта на Луну до стадии завершения и воспитал плеяду учёных, конструкторов и космонавтов.
Отцом космической биологии и медицины является В.И. Яздовский. Он прошел всю Великую Отечественную войну хирургом, спасая жизни наших бойцов. После войны его заметил С.П. Королёв и уговорил возглавить нашу космическую биологию и медицину. И не ошибся.
Имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина сейчас знают даже в Эфиопии. Имя второго – Германа Титова – только «продвинутые» знатоки. А уж кто был третий и четвертый космонавт – один из тысячи.
Исследования на собачках с целью изучения возможности живого организма перенести воздействие перегрузок при запуске и посадке корабля, жизнедеятельности в полёте на геофизической ракете начались в нашей стране после исторической – сейчас мы уже можем применить к данному событию такое слово – встречи осенью 1948 года в Петровском парке Москвы врача В.И. Яздовского, имевшего первое высшее техническое образование, с будущим главным конструктором космических систем С.П. Королёвым. Результатом встречи было назначение Владимира Ивановича Яздовского руководителем медико-биологических исследований на ракетах в нашей стране. В итоге в космос первым слетал русский парень и советский военный летчик Юрий Гагарин, а не американский астронавт.
Что же произошло после памятной встречи?
Проведен колоссальный комплекс лабораторно-стендовых исследований. Для этого в кратчайшие сроки были отловлены на улицах и в подворотнях дворняжки без помесей с декоративными собаками, массой до 6-7 кг в возрасте от 2 до 5-6 лет, гладкошерстные, белой масти и симпатичные. Почему дворняжки?
Как подтвердилось позже, выбор для космических исследований дворняжек (в США выбрали обезьян) как неприхотливых, чрезвычайно выносливых животных, преданных человеку, был одним из факторов нашего первенства в космосе.
В 1951 году на геофизической ракете был совершён первый полёт двух собачек Цыгана и Дезика с возвращением их живыми на землю. Это окрылило учёных!
Подготовка к старту геофизической ракеты Р-1В.
Всего с 1949 по 1961 год под руководством профессора В.И. Яздовского были отобраны из отловленных собачек, обследованы, натренированы, прооперированы с целью вживления датчиков и запущены в ближний космос 42 собаки. Из них 15 летали 2 раза и более.
Источник: В.И. Яздовский. «На тропах Вселенной. Вклад космической биологии и медицины в освоение космического пространства.», М., Фирма «Слово», 1996, ред. В.В. Круговых.
Наконец, начался отбор и тренировка собачек для космического полёта вокруг Земли. Подопытные собаки подолгу обживали своё рабочее место в капсуле космического корабля. Крутились на центрифуге, прошли все испытания для полёта на корабле в космическом пространстве. Единственное, что они не могли сделать – это рассказать, что они видели и чувствовали. Да и человеческий скафандр на них нельзя было надеть.
Лайка, первая собака космонавт. Лайка, первая собака космонавт.
На роль первопроходца космоса была выбрана собака Лайка как самая смышлёная, красивая девочка, безукоризненно выполнявшая все задания. 3 ноября 1957 года она отправилась на втором советском искусственном спутнике Земли, космическом аппарате «Спутник-2» в свой первый и последний космический полёт. К сожалению, тогда ещё не было возможности возвращать собачек из космоса. Лайка стала, по выражению С.П. Королёва, «первым живым разведчиком космоса». Её полёт доказал возможность нахождения высокоразвитого животного в условиях невесомости.
Первый памятник Лайке (Фризетте) появился во Франции в 1958 году на кладбище животных города Вильпент (Villepinter). Фризеттой её назвали вездесущие журналисты. На высоком постаменте в форме ступени космического корабля был водружён спутник с четырьмя антеннами, из иллюминатора которого выглядывала миловидная собачка. На табличке написано: «Фризетте и её собратьям, умершим без погребения, мученикам науки». («À Frisette et ses semblables, morts sans sépultures, martyrs de la science»).
Следующий памятник, благодаря мощной поддержке академика О.Г. Газенко и его учеников, был открыт через полвека 11 апреля 2008 года рядом с корпусом «Мавритания» Государственного научно-исследовательского испытательного ордена Красной Звезды Института авиационной и космической медицины МО СССР – ГНИИИ АиКМ (открытое название в советское время было в.ч. 64688). Именно отсюда Лайку вывели 26 октября 1957 года для посадки в автобус с последующей отправкой на космодром Байконур. Следует отметить, что памятник лайке был изготовлен на средства ГНИИИ АиКМ – 80 % и пожертвования граждан – 20 %. Государство не выделяло средства на памятник.
Второй памятник Лайке в наши дни. Второй памятник Лайке в наши дни. Открытие памятника Лайке. Участники подготовки Лайки к полёту слева направо: Игорь Балаховский, Алексей Серяпин, Адиля Котовская и Зоя Скуридина, начальник Института генерал-майор Игорь Ушаков. Фото 11.04.2008.
ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ВКЛАДА СОБАЧЕК И ИСПЫТАТЕЛЕЙ В КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ СТРАНЫ
Напомним, что путь Лайки на пьедестал Истории космонавтики был тернист и не прост. На Учёном совете института, в котором она когда-то прошла подготовку к первому в мире космическому полёту, накануне юбилея полёта был поставлен вопрос о создании памятника к 50-летию этого важного события. Он рассматривался как памятник героической собаке и всем причастным к её полёту. Вопреки ожиданиям участников подготовки Лайки к полёту, из зала послышались вопросы: «А зачем нужен этот памятник?», «А что такого важного случилось, чтобы ставить собаке памятник?»
Источник: «Космический альманах» № 19, 2018 г., стр. 49-78, автор А.Р. Котовская, «Олег Георгиевич Газенко – мой учитель и близкий человек.»
Как мы видим, не очень щедра наша матушка Отчизна на памятники своим героям! На вид нетрезвому завалившемуся Шаляпину (при всем нашем огромном уважении к его гению), табуретке или директорам бань – это пожалуйста. А отдавшим свою жизнь во благо техническому прогрессу – через 50 лет и даже более того – поле яростных возражений.
Материал подготовили:
И.Б. Ушаков — академик РАН, генерал-майор медслужбы в отставке, начальник ГОСНИИИ ВМ МО РФ в 1999-2009 гг.;
С.И. Нефёдов, космический испытатель, Герой России, В.В. Щербинский — Заслуженный испытатель России и председатель Ассоциации испытателей ГНИИИ авиационной и космической медицины и ЦПК им. Гагарина;
В.В. Круговых — Заслуженный испытатель и писатель России.