Первый воспитатель… Как важна его роль в развитии личности маленького ребёнка! Ведь успешный взрослый человек – это ребёнок, у которого было счастливое дошкольное детство. Дети должны воспитываться в любви, в обстановке взаимного доверия и тепла. Но много ли на свете женщин, которые готовы дать это не одному, и не двум детям, а сотням или даже тысячам малышей? Какая великая ответственность ложится на плечи воспитателя! Какими качествами характера должен обладать этот первый для малыша (после мамы) человек, благодаря которому ребенок познаёт мир? А если это заведующая, старший воспитатель, и это дети не одной группы, как у воспитателя, а дети всего детского сада?
Редакции газеты «ПРЕЗИДЕНТ» посчастливилось познакомиться с такой уникальной «мамой», старшим воспитателем одного из московских детских садов, вырастившей несколько поколений ребятишек, Евдокией Александровной Карповой.
Её общий педагогический стаж работы с детьми-дошкольниками 41 год, из них в должности заведующей и старшего воспитателя — 27 лет.
— Здравствуйте, Евдокия Александровна! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям немного о себе.
— Я родилась 13 марта 1960 года на Тамбовщине, которую очень люблю, свою малую Родину. Моя мама, Кузьмина Вера Петровна, великая труженица, и мои учителя Вишневской средней школы заложили во мне многие необходимые черты характера, которые потом мне очень помогли в работе.
— Как Вы поняли, что хотите связать свою жизнь с воспитанием детей?
— Я не собиралась быть педагогом, тем более заведующей, или, как сейчас называется эта должность, старшим воспитателем детского сада. Хотя, учась в школе, я была председателем Совета дружины пионерской организации школы, секретарём комсомольской организации класса. И в моей характеристике по окончании школы, классный руководитель написала: «Способна организовать массы на любые полезные мероприятия». Моя мама всегда говорила: «Любое дело надо делать с душой, чтобы не было стыдно». Моё трудолюбие и желание не подвести ни маму, ни учителей, никого, кто поручил важное дело, привели меня к большим успехам в моей работе. Мой девиз по жизни: «Не оставлять на завтра то, что можно, хотя и трудно, сделать сегодня!»
Так получилось, что в детский сад я пришла со своим ребёнком. Моя старшая дочь много болела, и у меня не было другого выхода, как быть рядом с ней. Свою профессиональную педагогическую деятельность я начала в должности воспитателя ясельной группы, в которой были самые маленькие дети, которым только исполнился один год. Прошла первая неделя работы с малышами. Дети перестали плакать, родители были в восторге. Так как с первых дней работы с ними я старалась как могла, заменить им маму, чтобы малышам было хорошо и комфортно. Заведующая детского сада, видя такой результат моей работы, сказала, что впервые видит такую хорошую адаптацию у детей в ясельной группе и что мне надо получать педагогическое образование. А ведь я работать в детский сад пришла временно (дочка пойдёт в школу, и я поменяю место работы). Но вышло так, что в детский сад я пришла навсегда. И не жалею об этом.
Я получила соответствующее профессиональное образование: сначала был 11-й педкласс, который я окончила с отличием, потом поступила в Московский государственный заочный педагогический институт и окончила его также с красным дипломом. По диплому я преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному образованию. Я постоянно повышала свою профессиональную педагогическую компетентность. Работала методистом, педагогом-психологом, социальным педагогом в детских садах города Москвы.
И когда руководство ЮВАО предложило мне должность заведующей детского сада новостройки в микрорайоне Жулебино, я согласилась. Мне было 35 лет. Я очень хорошо понимала, каким должен быть детский сад, чтобы там было комфортно, в первую очередь, ребятишкам, родителям и, конечно, сотрудникам. Знаний и опыта у меня было достаточно, работу детского сада знала не понаслышке. А организаторские способности у меня были ещё в школе. Ответственность огромная!!! Сколько труда стоило мне сформировать коллектив, способный выполнять те непростые задачи, которые я перед ними ставила. Мне нужны были только те сотрудники, которым не надо было объяснять, что личность ребёнка для нас главная ценность. И что дошкольное образование — уникальная форма развития детей.
Результат не заставил себя ждать – через три года после открытия наш детский сад-новостройка получил самый высокий статус — Центр развития ребёнка. Мы были в числе трёх первых детских садов Москвы, получивших данный статус по результатам аттестации. Этому способствовала экспериментальная работа, сотрудничество с центром «Дошкольное детство имени А.В. Запорожца». У наших педагогов была возможность общения с корифеями дошкольной педагогики и психологии. А возможность постоянного профессионального и личностного роста воспитателей – обязательное условие качественного дошкольного образования. Арнаутова Елена Павловна (к.п.н.) – наш бессменный руководитель городской экспериментальной площадки, в статусе которой мы работали. И сотрудничество педагога с семьёй было поставлено в прямом смысле на научную основу. А союз педагогов и родителей – залог счастливого детства ребёнка.
Рейтинг детского сада, которым я руководила, был очень высоким по заслугам – создана прекрасная предметно-развивающая среда. А образовательная среда, ориентированная на ребёнка, — важнейшее условие для его развития. Среда – это третий педагог вместе с родителями и воспитателями. Педагоги нашего ЦРР-ДС № 2317 также владели новыми педагогическими технологиями, имели высокий профессиональный статус.
Все знают крылатую фразу «Театр начинается с вешалки», а я считаю, что для ребёнка и родителей детский сад начинается с территории. Заходя в наш детский сад, люди забывали, какое время года на улице, потому что у нас было вечное цветение растений. Мы были победителями городского конкурса «Московский дворик».
Результаты работы коллектива нашего ЦРР-ДС № 2317 были отмечены многими наградами (Диплом победителя окружного конкурса «Лучшее образовательное учреждение Юго-Восточного административного округа» и другими). Материалы из опыта работы наших педагогов печатались во многих профессиональных периодических изданиях, журналах. На нашей базе сотрудники центра «Дошкольное детство имени А.В. Запорожца» проводили семинары для педагогов города Москвы и России. Также мы постоянно делились опытом работы и материалами результатов нашей городской экспериментальной площадки по сотрудничеству педагога с семьёй.
Я – как руководитель, постоянно стремилась повышать свою профессиональную компетентность и создать условия для профессионального роста коллектива. Одна из главных моих заслуг как руководителя – это отсутствие текучести кадров. Педагоги по итогам аттестации получали первые и высшие категории, многие награждены нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» и т.д. Воспитатель по физической культуре Кирилова Елена Алексеевна стала победителем городского конкурса «Воспитатель года».
Результаты моей работы отмечены многими наградами: «Заслуженный Учитель Российской Федерации», «Почётный работник общего образования Российской Федерации», медалью «За доблестный труд», диплом победителя городского конкурса в сфере образования «Женщина – директор года», диплом лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, «Ветеран труда» и прочими.
Но на церемонии вручения очередной награды меня никогда не покидала мысль, что все букеты и аплодисменты я бы не задумываясь поменяла на то, чтобы в зале была моя мамочка и учителя моей школы.
Профессиональная деятельность в должности заведующей ЦРР-ДС № 2317 в микрорайоне Жулебино складывалась более чем успешно. Рейтинг учреждения у родителей микрорайона был высочайший. «Счастливым билетиком в детство» для своего ребёнка они называли получение места в нашем ЦРР-ДС № 2317.
Но мне уже не хватало масштаба работы и, когда меня пригласила на должность старшего воспитателя в сад-новостройку Булаева Майя Валерьевна — директор ГБОУ «Школа в Некрасовке», я согласилась. Так у меня получилась вторая новостройка. Была профессиональная задумка сделать счастливыми как можно больше ребятишек микрорайона Некрасовка.
Наш корпус «Веселье» — это внушительный масштаб здания, огромная территория, большой коллектив сотрудников и на сегодня 580 детей, возраст которых с 1 года, 6 месяцев (группа кратковременного пребывания), и 14 дошкольных групп (дети с 3 до 7 лет). И, конечно, мне хотелось сделать это новое здание уютным, не похожим на другие детские сады микрорайона Некрасовка, куда с радостью поведут своих детей родители. И чтобы уже теперь родители этого микрорайона также считали «счастливым билетиком» получение места для ребёнка в нашем корпусе «Веселье». Хотелось создать такое же неформальное сообщество детей, родителей и педагогов, каким было оно в Жулебино. Я,естественно, для этого использовала всё лучшее из опыта своей работы в детском саду Жулебино. И в этом мне помогает великолепный специалист-методист — Ермакова Лидия Андреевна (педагог высшей квалификационной категории, «Почётный работник общего образования Российской Федерации»). Мы вместе работаем в дошкольном образовании Москвы уже более 20 лет. Это один из лучших методистов города Москвы. И то, что все мои планы претворяются в жизнь – это и её заслуга.
Мы вместе воспитываем педагогические кадры, создаём предметно-развивающую среду, территория детского сада радует глаз детей и родителей многоцветием различных растений. Мы отработали только 3 года, но уже достигли высокого качества. Педагоги корпуса «Веселье» участвуют во многих конкурсах, которые объявляет Московский департамент образования; по всем линиям развития стараемся дать нашим детям как можно больше. В Некрасовке сплошные новостройки, а дети не могут ждать, пока построятся здания, которые будут работать на культуру микрорайона. А наш детский сад сейчас эту миссию достойно выполняет. Кроме основной образовательной программы, у нас большой спектр дополнительного образования. Много кружков для эстетического, физического, умственного развития детей: пение, танцы, шашки, мини-футбол, самбо.
Особо хочется отметить содержание дошкольного образование в корпусе «Веселье», а ведь содержание дошкольного образования обеспечивает успешное обучение ребёнка в школе. Наши дети почти все идут в первый класс ГБОУ «Школа в Некрасовке». Директор нашей ГБОУ «Школа в Некрасовке» Булаева М.В. делает всё возможное, чтобы все знания, умения, навыки, увлечения наших дошколят находили своё продолжение в школьном обучении. В нашей школе много различных профильных классов. Всё, что мы пытаемся заложить здесь, оно находит продолжение в школе, а это очень важно.
— Корпус «Веселье» — это так называется детский садик?
— Сейчас детские сады не являются самостоятельной юридической единицей. Мы структурное подразделение ГБОУ «Школа в Некрасовке». В неё входят, кроме двух школьных зданий (корпуса «Время», «Пространство»), 4 корпуса детских садов: «Веселье», «Красота», «Радость», «Счастье».
Мы оправдываем своё название – корпус «Веселье», так как нашим детям некогда грустить. Мы делаем каждый день интересным, наполненным разными событиями. Особо хотелось бы сказать про кадровый состав. На сегодня я могу сказать, что наш корпус «Веселье» полностью укомплектован кадрами, специалистами высокого уровня. У нас работают специалисты, которые знают, зачем они пришли работать именно сюда. С Лидией Андреевной Ермаковой мы создаём все условия, чтобы наши педагоги постоянно повышали свою профессиональную компетентность. Главное, что у нас работать очень интересно. Этот интерес важен, потому что каждый специалист, воспитатель, даже помощник воспитателя приходит на работу для того, чтобы воплотить свои профессиональные задумки и быть интересным детям. Более того, у каждого воспитателя есть своя «изюминка» и мечта, которую мы всегда готовы поддержать. К примеру, большая победа была нашего детского сада в конкурсе KidSkills. Команда наших воспитанников, которых подготовила Ольга Юрьевна Гуляева, заняла первое место в Москве в номинации «Флористика».
План воспитательно-образовательной работы с детьми по всем направлениям очень насыщен различными интересными для детей событиями и мероприятиями.
На сегодня наш детский сад имеет высокий рейтинг у родителей микрорайона, и они, как правило, ведут своего второго, третьего ребёнка к нам, если старший ребёнок уже посещает корпус «Веселье».
— Вы поддерживаете связь со своими многочисленными выпускниками?
— Вообще благодарность родителей и детей педагогу, как правило, отсрочена во времени. Когда мне звонят или присылают фотографии выпускники, на которых запечатлены значимые события из их жизни (вручение дипломов об окончании высших учебных заведений, выступление на конкурсах и даже в день свадьбы), я как педагог искренне рада. Значит в сердцах этих детей до сих пор живёт теплая искорка, связанная с вспоминаниями обо мне. Что говорит о том, что детский сад, руководимый мною, в самом деле был «счастливым билетиком» в дошкольное детство ребёнка. И когда мои выпускники поздравляют с профессиональным праздником, в числе остальных добрых пожеланий в мой адрес, обязательно, как правило, пишут и говорят, что У НАС БЫЛ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕТСКИЙ САД.
— Какие, с Вашей точки зрения, качества, в первую очередь, нужно развивать в детях?
— Никакие качества у ребёнка невозможно развить без поддержки семьи. Самый первый педагог у ребёнка – собственная семья. И прежде всего, педагоги должны работать с институтом семьи. Мы в своём корпусе «Веселье» проводим дни семьи, дни мамы, дни папы, стараемся обратить внимание на семейные ценности. Но не только дети, но и родители должны быть воспитаны, как бы это странно не звучало. Задача детского сада – научить ребёнка, прежде всего, коллективизму, научить общаться со сверстниками, сопереживать друг другу, радоваться успехам других детей. Эти качества помогут ребёнку жить в социуме.
И, конечно, очень важно воспитывать у детей такое качество личности, как патриотизм. В плане воспитательно-образовательной работы дошкольных групп мероприятия, направленные на патриотическое воспитание, проходят систематически. Воспитание нравственно-патриотических чувств детей осуществляется через различные занятия (чтение художественных произведений патриотического характера, заучивание стихов, песен через художественно – продуктивную деятельность). Если бы Вы приехали к нам 23 февраля, Вы бы увидели, с каким восторгом наш детишки надевают пилотки, как они маршируют в физкультурном зале, как поют патриотические песни. И чувствуется, что даже на своём уровне детского возраста, а ведь знания даются в соответствии с конкретным возрастом, дети понимают, что такое армия, что такое война, как это страшно, что нужно стараться, чтобы войны не было. Даже по лицам ребятишек, когда они поют патриотические песни, видно, какие чувства они испытывают. Во время проведения праздничных утренников, посвящённых 23 февраля, Дню Победы, семьи наших воспитанников активно включаются. Сейчас к 9 мая обязательно будет конкурс изготовления открыток для ветеранов. Дети расскажут о своих родственниках, которые прошли войну. Эти мероприятия всегда проходят очень торжественно.
— То есть, у детей формируется понятие Родины.
— Да, это процесс непростой. Но вот это — «с чего начинается Родина?» — детям на уровне понятия их возраста объясняют воспитатели и родители. Дети усваивают это понятие Родина благодаря ежедневным мероприятиям, которые включаются в план воспитательно-образовательной работы. В результате чего дети и усваивают понятие, что такое малая Родина (это дом, детский сад, город, в котором ты живёшь) и широкое значение понятия Родина – Россия.
— Сейчас много семей различных национальностей – и смешанных, и несмешанных. Как ребята других народностей ассоциируют себя с Россией? Это уже их Родина?
— Да таких семей у нас много. Думаю, дома, многие говорят на своих родных языках, и это хорошо. Но в детском саду у нас все дети говорят на русском языке, и они знают, что живут в России, в городе Москве. Уважение ко всем семьям одинаковое. Некрасовка — многонациональный район, здесь много переселенцев из других республик и городов. Мы, конечно, не можем говорить за весь район, но непосредственно в нашем корпусе «Веселье», а у нас только ребятишек 580 человек, сложилось довольно большое сообщество, где нет национального деления.
— И последний вопрос. По поводу нынешней ситуации в стране есть совершенно неоднозначные мнения. Насколько это отражается на работе, на детях, на родителях, и какова Ваша позиция?
— По поводу ситуации в стране я как патриот России могу сказать, что как все здравомыслящие люди очень хочу, чтобы у народа была уверенность в завтрашнем дне, и желаю народам всех стран возможности жить под мирным небом. Так было всегда, что на педагогов (учителей, воспитателей) во все времена возлагалась ответственная просветительская миссия, и мы обязаны помочь родителям наших детей правильно оценивать ситуацию в стране, которая сейчас сложилась. И я как руководитель коллектива чётко излагаю позицию для правильного понимания её сотрудниками. И каждый сотрудник государственной образовательной организации должен сам, в первую очередь, понимать и объяснять детям смысл текста песни «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Я очень уважаю своего Президента, я преклоняюсь перед ним, потому что та огромная работа, которую он выполняет, отвечая за всю страну, её трудно переоценить. Я также уверена, что все наши дипломаты, политики сделали всё возможное, чтобы нынешней ситуации на Украине не было.
Я знаю, что все матери всех национальностей, когда погибают дети, все плачут одинаково. Но когда проблема становится острой и критичной, я верю руководству нашей страны и не сомневаюсь, что всё сделано правильно. И тут задача каждого руководителя, каждого человека-патриота помнить, что мы Великая страна, которую не поставить на колени. И сейчас, когда половина мира ополчилась против нас, очень важно поддержать тех, кто чувствует неуверенность. Каждый руководитель и педагог должен объяснять людям вещи, которые они, может быть, не понимают. И тогда у нас будет «солнечный круг, небо вокруг». Тогда войны не будет никогда. Конечно, нужно учить детей добру, справедливости и тому, что все люди имеют равные права на то, чтобы жить в мире. А тот, кто хочет жить в мире, тот никогда не захочет войны!
Интервью провела:
Оксана Корбутовская