Аннотация: В статье анализируются особенности антикоррупционного просвещения в современной России. Потребность в противокоррупционных разъяснительных и просветительских мероприятиях, базирующихся на материалах научных исследований и опирающихся на составленные на их основе методологические пособия и комплексы, вызвана желанием государства искоренить коррупционную составляющую из своей структуры, что также выражается в стремление усовершенствовать законодательство и вовлечь в антикоррупционную парадигму широкие массы населения. Особенно важной авторы статьи видят работу с учащейся молодёжью, в первую очередь, в звене высшего образования, которое должно строиться вокруг принципов соблюдения корпоративной этики студентами и преподавателями. В статье представлен обзор результатов социологических исследований по восприятию коррупции в университетской среде, проведённого активом Российского Общества «Знание» в 2015 — 2020 году. На основе конкретной практики просветительства и материалов научных изысканий авторы делают вывод о том, что современное антикоррупционное просвещение в РФ – это комплексное, системное направление работы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 был утверждён «Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы». В рамках Плана одной из задач поставлено «повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов». Инструментами к решению данной задачи обозначены как «проведение междисциплинарных исследований по актуальным вопросам противодействия коррупции», так и актуализация антикоррупционной работы среди чиновников, представителей СМИ, педагогических работников (в том числе в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы) и других.
Согласно Плану, антикоррупционный компонент («формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности – готовности содействовать пресечению такого поведения») должен быть включён в федеральные государственные стандарты общего и среднего профессионального образования. На уровне высшего образования подразумевается проведение тематических мероприятий среди студентов, организация практической конференции научно-педагогических работников «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях», а также открытие в вузах магистерской программы «Антикоррупционная деятельность».
В антикоррупционную парадигму планируется широко вовлечь не только служащих и обучающихся, но и широкие круги населения страны. Рассматривается вопрос о включении направления «Противодействие коррупции и антикоррупционное просвещение» в перечень приоритетных направлений деятельности в «сфере оказания общественно полезных услуг». Рекомендуется включать в составы общественных и координационных антикоррупционных советов представителей НКО, деятельность которых связана с противодействием коррупции.
Национальный план показывает, что государство настроено крайне серьёзно в отношении развития борьбы с коррупцией, которая должна носить системный, целенаправленный характер, как на всероссийском, так и на региональном уровнях.
В работу по расширению мер поддержки для организаций, осуществляющим деятельность в области противодействия коррупции активно вовлекается и Общероссийская общественно-государственная просветительская организация Российское общество «Знание».
Общество «Знание» имеет и использует широкую ресурсную базу для реализации исследовательских и просветительских антикоррупционных программ, которые выстраиваются сообразно актуальному «Национальному плану противодействия коррупции». Работа имеет системный характер, ведётся как на федеральном, так и на региональном (через отделения) уровнях и осуществляется в несколько этапов.
На первом этапепроводятся теоретические изыскания по вопросам коррупции как негативного явления социального и экономического пространств, изучается российская и общемировая практика совершенствования законодательства и реализации противокоррупционной политики. Также проводятся социологические исследования, позволяющие оценить характер отношения граждан к коррупции, уровень восприятия последствий данного явления и так далее. К изысканиям применяется междисциплинарный подход (привлекаются научные данные юриспруденции, истории, политологии, социологии, экономики, культурологии, психологии). Результаты данных исследований обсуждаются в рамках семинаров, круглых столов, конференций и публикуются в виде научных монографий, статей и других разработок.
Особенно важно получение социологических данных, то есть реальной статистики, демонстрирующей уровень коррупции в обществе, отношение населения к коррупционным возможностям и возникающим в их следствии ситуациям, пути для снижения уровня коррупции и так далее.
Навтором этапеполученные теоретические данные становятся основой для методических разработок (лекции, учебно-методические комплексы и пособия). Разработки предназначаются не только для лекторов Общества «Знание», но и для сузов, вузов и региональных ведомств.
Третий этапсосредоточен на распространении полученных знаний в массы, то есть связан с организацией просветительских и разъяснительных мероприятий (лекции, дискуссионные панели и другое). Подобные мероприятия проводятся в живых форматах, в них участвуют чиновники, представители правоохранительных органов, журналисты, члены рабочих коллективов, и теоретизирование в их ходе заменяется прямым общением в формате «вопрос – ответ», когда обсуждаются данные социологических исследований, реальные случаи, а также приводятся конкретные инструкции как избежать коррупционной ситуации, что делать, если всё же оказываешься в неё втянутым и так далее. Коррупция представляется как реальная общественная проблема, а не как отвлечённый феномен.
Отдельно выделяется этап подготовки лекторов, от которого зависит как содержание, так и качественное исполнение мероприятий по антикоррупционному просвещению.
Базой для данной работы является рост самосознания граждан, их недовольство текущей коррупционной ситуацией как в государственном аппарате, так и на бытовом уровне. Готовность к коррупционным действиям обычно основывается на чисто прагматическом расчёте и желании улучшить качество собственной жизни, которые оттесняют на второй план все потенциальные риски быть экономически наказанным, лишиться социального статуса или получить реальный срок заключения. Однако то, как правительство и правоохранительные органы борются с коррупцией (достаточно вспомнить последние громкие коррупционные скандалы: дела Н. Белых, А. Улюкаева, В. Потапкина, А. Михеева и другие) и то, как активно совершенствуется антикоррупционное законодательство РФ, позволяет говорить о том, что российское государство не относится к числу криминальных, напротив, оно всячески старается изжить данное негативное явление из своей структуры.
Одной из ключевых аудиторий является учащаяся молодёжь, которой ещё только предстоит столкнуться с возможными коррупционными проявлениями при обучении и выходе «во взрослую жизнь». Работа с молодёжью – упреждающий удар. Просветительские мероприятия, направленные на антикоррупционное просвещение подрастающих поколений, зачастую проводятся в формате творческих конкурсов, что вызывает к ним дополнительный интерес, и, следовательно, увеличивает охват.
Соответственно, наиболее благодатная среда для реализации просветительских программ – образовательная. Данная среда одновременно обладает и заинтересованной аудиторией (учащаяся молодёжь), и квалифицированными научно-педагогическими кадрами.
Проблема коррупции тесно сопряжена с вопросами морали и этики. Морализация образовательной среды – важнейший ключ к построению гармоничного общества, нивелирующего негативные проявления, к коим относится и коррупция, в их зародыше. Ключом к этому может стать более активная интеграция этических кодексов в жизнь учебных заведений, особенно высших. Этические стандарты, закреплённые документарно, должны доносить до преподавателей и студентов ценностные основы образовательной организации, в том числе включающие пункты об исключении любых коррупционных проявлений, как в стенах вуза, так и за их пределами.
Так как высшее образование прочно держит статус мощного социального лифта (имеющий диплом человек может получить более «чистую», статусную и высокооплачиваемую работу), даже минимальные коррупционные прецеденты в его среде сильно бьют по престижу института высшей школы как таковой: заставляют задуматься о честности равного доступа к вузовскому образованию для всех граждан, нивелируют все достижения отечественной педагогической и практической науки последних лет, негативно влияют на образное восприятие профессорско-преподавательского сообщества со стороны студентов, абитуриентов и их родителей. Следовательно, девальвируются и профессии, которые получают в вузах. Логика проста: если экзамен можно купить за деньги, то каких в таком случае «профессионалов» выпускает вуз? Несмотря на скромные размеры взяток (в сравнение с коррупцией в эшелонах власти), отрицательный эффект от их присутствия в жизни высшей школы множится на деморализующий коэффициент в десятки, а то и сотни единиц.
Помимо прямого взяточничества (при поступлении, сдаче зачётов, экзаменов, квалификационных испытаний и т.д.), исследователи относят к коррупционным проявлениям в вузах и допуск плагиата (заимствования без ссылок на авторство) в исследовательских работах, намеренное игнорирование нарушений дисциплины обучающимися со стороны администрации, фаворитизм (приём в штат преподавателей без сравнения их квалификации и личных заслуг с конкурентами на должность), злоупотребление родственными и дружескими связями (соответствующие преференции на их основе), нарушение процедуры при закупках необходимого для учебного процесса оборудования, материалов и другое.
В отечественных вузах наиболее распространены взяточничество, как в денежной, так и натуральной (подарки) формах, а также преференции по родству.
Антикоррупционное просвещение учащихся и научно-педагогических работников возможно не только через вовлечение их в непосредственное участие в тематических мероприятиях. Существуют и другие пути. Например, создание и контентное наполнение соответствующих разделов на интернет-ресурсах учебных заведений, где чётко объяснялось бы, что такое коррупция, каковы её проявления, куда сообщать в случае возникновения коррупционной ситуации и так далее. Особенно важной представляется работа с первокурсниками со дня их зачисления в вуз: студент должен сразу понимать, чем грозят ему нежелание учиться своими силами и попытки решить учебные вопросы противозаконно.
Наглядным примером служит социологическое исследование, проведённое Костромским региональным отделением Общества «Знание» в период с сентября 2019 года до января 2020 года. В ходе исследования были опрошены выпускники ведущих вузов РФ (в соответствии с перечнем БРИКС на 2018 год), окончившие обучение в 2013 году и в 2018 году (МГУ им. М.В. Ломоносова, Новосибирский государственный университет, СПБГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ «Высшая школа экономики», НИЯУ «Московский инженерно-физический институт», МГИМО). Всего в опросе приняли участие 1468 респондентов. Из 821 человек опрошенных выпускников 2013 года 37 % сообщили, что слышали о случаях взяточничества в оконченном ими вузе, 63 % на данный вопрос ответили отрицательно. Среди выпускников 2018 года по данному вопросу была выявлена небольшая положительная динамика: 35 % против 65 % (из 740 опрошенных). Подобная динамика может быть обусловлена успешными мерами антикоррупционного толка, реализуемыми администрациями учебных заведений.
На вопрос о том, насколько распространено взяточничество конкретно в их учебном заведении, самым популярным ответом стал «взятки берёт меньшинство сотрудников» (45 % – 2013 года; 51 % – 2018 года). О том, что взятки берёт большинство преподавателей, сказали лишь 3,3% опрошенных 2013 года выпуска и 3,2 % респондентов – выпускников 2018 года. Значительным процентом респондентов был выбран вариант «затрудняюсь ответить», мотивированный тем, что данные выпускники вообще не сталкивались с подобным явлением (47 % – 2013 года; 43 % – 2018 года). Несмотря на то, что ответы дифференцируются по разным вузам, и в данном случае наблюдается положительный сдвиг.
Вопрос о том, какая сторона несёт большую вину в возникновении коррупционной ситуации, чаще всего отмечался ответами «обе стороны знают, что в данной ситуации взятка общепринята» и «инициатива исходит от студентов». Под «ситуацией» чаще всего подразумевается получение более высокой оценки, протекция при возникновении сложных ситуаций и так далее.
В отношении сознательности исследование показало её малую степень среди опрошенных (вопрос «Сообщают ли студенты об известных им фактах взятки или её предложения администрации вуза?»): наиболее высокий показатель в НИУ «Высшая школа экономики», где в среднем около 50 % выпускников обоих лет ответили утвердительно, чуть хуже картина в Новосибирском государственном университете – около 40 %, в остальных же вузах превалирует ответ «нет» (не сообщают). Это показывает необходимость просветительской работы среди студентов в данном отношении: как и куда нужно сообщать о подобных фактах, почему этого не стоит бояться и так далее. Эта работа должна вестись с первокурсниками со дня их поступления в учебное заведение.
Коррупция в университетской среде – лишь один из примеров. Для бытовой и прочих профессиональных сфер, подверженных коррупционным проявлениям, необходим собственный подход к их изучению и внедрению полученных результатов в методические антикоррупционные программы и комплексы, составлению и планированию на их основе конкретных разъяснительных и просветительских мероприятий.
Данные программы выступают в качестве готовых кейсов, наглядно показывающих антагонистичные пары «личная выгода – общественные ценности», «персональная нажива – экономическое развитие» и так далее. Позитивными стимулами для снижения уровня коррупции, которые также обязаны выступать в виде мотивирующих акцентов в просветительских программах, считаются высокий уровень трудовой этики, достойная оплата труда, приверженность к ценностям корпоративной культуры, высокий уровень национального самосознания.
Таким образом, наглядно продемонстрировано, что антикоррупционная работа, в которой активно участвует Российское Общество «Знание», в условиях современной страны ведётся системно, с исследовательской точки зрения, а не как общетеоретическая и сугубо информационная. Она базируется на конкретных фактах и ситуациях, которые аудитория может «примерить на себя». Широкомасштабная исследовательская работа способствует более акцентированному усилению законодательных основ борьбы с коррупцией, а также позволяет использовать для просветительской деятельности самый актуальный и соответствующий конкретным проблемам действительности материал.
Системность и комплексность антикоррупционной работы в Российской Федерации также выражается в инициативе правительства по совершенствованию законодательной базы, вовлечению в данный процесс не только чиновничества, но и общественности, в том числе педагогических работников. Работа по антикоррупционному просвещению ведётся среди широких народных масс с особым упором на молодёжь, что преследует предупредительные, упреждающие цели.
Об авторах:
Годунов Игорь Валентинович,член-корреспондент РАО, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, Главный научный сотрудник Института автоматизации проектирования Российской академии наук.
Духанина Любовь Николаевна, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный деятель народного просвещения, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ.
Максименко Александр Александрович, ORCID: 0000-0003-0891-4950, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, эксперт проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ «Высшая школа экономики».