Возрождение социального института «земского учителя», состоявшееся в ходе Послания президента России Федеральному Собранию РФ 20 февраля 2019 года, стало для многих полной неожиданностью. Поскольку все последние годы мы наблюдали весьма опасный процесс фактического уничтожения малокомплектных сельских школ. И связано это было с тем, что в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» предусмотрен, так называемый, «нормативно-подушевой» принцип финансирования образовательных учреждений. То есть, чем больше в школе учеников, тем больше средств должно быть затрачено на её финансирование. И, если в городе обычная средняя школа может насчитывать до тысячи учеников, то в маленьком сельском поселении в школе может учиться от силы 25-30 человек. Причем, — разного возраста и в разных классах.
Есть и еще один немаловажный фактор. Финансирование образовательных учреждений осуществляется из муниципальных, городских или региональных бюджетов. А давно уже ни для кого не секрет, что порой во многих муниципальных (особенно – в сельских) бюджетах, как образно говорят у нас в народе, — «дырка от бублика».
И подобного рода ситуация привела к тому, что за последние 20 лет в России в целом были практически закрыты (то есть – уничтожены) более 15 тысяч малокомплектных школ. Даже, несмотря на то, что пунктом 4 статьи 99 Федерального Закона «Об образовании» специально в 2012 году было прописано о частичном отклонении для малокомплектных школ от принципа «нормативно-подушевого» принципа финансирования.
Однако, помимо чисто экономической проблемы за последние 20 лет в системе сельского образования назрела и другая важнейшая проблема – кадровая. Ибо, заработная плата сельского учителя по своему уровню не идет ни в какое сравнение с заработной платы его коллеги-учителя из городской школы. Она зачастую в разы ниже.
Так, к примеру, разница между заработной платой учителей одной и той же специальности в городе Москве и в ближайшей к Москве Тверской области отличается в 4-5 раз!
При таких обстоятельствах, естественно, все получившие педагогическое образование специалисты пытаются найти себе место в большом городе, в областном центре или вообще перейти на работу в другую сферу.
Объявленная президентом России мера по привлечению на село квалифицированных педагогических кадров скорее всего сыграет свою положительную роль. И будет способствовать тому, чтобы хоть какая-то часть квалифицированных педагогов обратила свое внимание на малокомплектную сельскую школу. Но, не решив в комплексе всех проблем развития и финансирования системы сельского образования, нельзя будет рассчитывать в этом процессе на долговременный эффект.
Кроме того, сегодня следует серьезно пересмотреть всю систему подготовки педагогических кадров в целом и особенно – подготовки тех, кто в последствии поедет работать на село в качестве «земского учителя».
И в первую очередь нам необходимо вернуть и восстановить систему специализированного высшего педагогического образования. Ибо, в ходе так называемых «реорганизаций» российских ВУЗов практически все региональные педагогические институты были слиты с другими гуманитарными (а порой – и с техническими!) ВУЗами в, так называемые, региональные «опорные университеты». В которых резко снизился уровень подготовки будущих учителей. Кроме того, при подготовке школьного учителя полностью не пригодна система «бакалавриат-магистратура». Здесь речь должна идти о целенаправленном «специалитете». А если говорить о подготовке будущего «земского учителя», — то вообще должен быть разработан особый курс. Включающий в себя все важнейшие элементы социальной адаптации будущего «земского учителя» в сельской среде. Вплоть до того, как вести собственное подсобное хозяйство и обращаться с сельскохозяйственными орудиями и техникой.
«Земский учитель» изначально должен становиться на селе «своим человеком», наиболее уважаемым и наиболее активным! Только тогда он может рассчитывать на доверие односельчан. Что будет являться важнейшим залогом всех его успехов в учебно-воспитательной работе с их детьми.
Есть и еще одна немаловажная проблема, которая возникла сегодня в связи с объявлением инициативы президента России о возрождении в России социального института «земского учителя».
В.В.Путин в своем Послании заявил о том, что каждый педагог, пожелавший направиться в село и стать «земским учителем» получит 1 миллион рублей подъемных средств. И это – безусловно, здорово!
Но! Нужно бы вспомнить и о сотнях тысячах уже работающих на селе «земских учителях»! И сделать так, чтобы эти преданные своему социальному долгу люди не почувствовали своей ущербности и ущемленности. Нельзя допустить косых взглядов в среде самих учителей! Потому что вновь прибывший молодой начинающий педагог сразу получит миллионную «премию», а живущий и работающий там много лет трудяга-учитель опять останется ни с чем!
Есть и еще одна опасность.
Складывается впечатление, что кое-кто из представителей властных и правоохранительных структур на местах вообще ничего не услышал в Послании президента России 20 февраля 2019 года и не сделал для себя никаких выводов по поводу ситуации с сельскими малокомплектными школами. Потому что в ряде небольших населенных пунктов (в связи с тем, что у муниципальных бюджетов просто не оказалось никаких реальных средств) были созданы негосударственные образовательные малокомплектные учреждения (что Федеральный Закон полностью допускает). И руководителями этих негосударственных учреждений стали весьма опытные учителя. Зачастую – пенсионеры.
Но, некоторым нашим весьма ретивым чиновникам и представителям правоохранительных органов почему-то подобного рода «инициативы» пришлись не по душе! Видимо, потому, что взять с этих негосударственных организаций нечего. И на них начались настоящие гонения и облавы.
Так буквально в день оглашения Послания президента России Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года ко мне обратились родители детишек из поселения Габовское Дмитровского района Московской области. Которые получили грозное «предписание» от прокурора Дмитровского района В.В.Белика в месячный срок сделать в спортзале школы высоту потолка не 4 метра, а 6 метров. Иначе – школа будет немедленно закрыта, а дети будут «хлебать киселя по бездорожью» в другую деревню за 7 верст!
Именно о подобного рода идиотизме наших чиновников как раз и говорил в своем Послании президент России 20 февраля!
Поэтому одной из важнейших задач по реализации начинания президента России по восстановлению в нашей стране социального института «земского учителя», как я думаю, в первую очередь будет как раз преодоление косности и идиотизма некоторых наших чиновников и конкретных исполнителей.
А Русский Учитель всегда был одним из самых лучших и самых уважаемых людей в нашей стране!
Сергей Комков – главный редактор газеты «ПРЕЗИДЕНТ», президент Всероссийского Фонда Образования, академик МАНПО, член Союза писателей Москвы, д.пед.н., д.ю.н., проф.
Комментариев нет
Почему сняли Тюняева, за то, что иногда писал правду о бесправии русского народа еврейской властью, нашли боле толерантного президента газеты, а оплачивать будет газету и издавать в Англиит Усманов?
Здравствуйте Сергей Константинович, возможно мелкий шрифт не способствует комфортному прочтению.