Я спросил у одного продюсера: «Можно ли заработать на детском кино?» Он улыбнулся и ответил: «Можно даже стать миллионером». И после паузы добавил: «Если до этого ты был миллиардером». Эта горькая шутка хоть и не была озвучена на круглом столе, но прошла лейтмотивом через все выступления. Без денег и государственной поддержки детское кино не возродить.
Москва, 13 декабря 2016 года. Круглый стол «Социальная ответственность киноиндустрии» был организован Кинофорумом «Вверх» совместно со ВГИКом им. Герасимова. К этому событию был выпущен альманах «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы». В сборнике – анализ детского кино за последние семь лет, интервью и статьи создателей детского и юношеского кино.
«Кино – искусство сильнодействующее, – задал тон разговора Президент Кинофорума «Вверх», продюсер и совладелец завода Ростсельмаш Юрий Рязанов, – Это серьёзное оружие – либо массового поражения, либо массового возрождения. Хорошие фильмы оттянут детей от компьютерных игр, вырвут из пропасти Интернета – и направят на созидание, научат состраданию, милосердию и помощи ближнему. Плохие – вырастят проблемное, потерянное поколение».
Народный артист России Николай Петрович Бурляев сказал ещё более жёстко: «Это – катастрофа!». Нет хороших фильмов, нет проката, американское кино завладело умами и душами наших детей. К разговору о проблемах кино подключились актриса Яна Поплавская и режиссёр Наталья Бондарчук, депутаты Государственной Думы и представители киноиндустрии.
После бурного обсуждения проблем зазвучали конкретные предложения. «Наши режиссёры и сценаристы разучились делать детское кино, поэтому единственный способ, который может хоть как-то вернуть в нашу страну это кино, – нужно делать больше фильмов, – сказал Александр Карпиловский, режиссёр кинотрилогии «Частное пионерское».
Пускай они будут небольшие, пускай они будут малобюджетные, но они должны быть. Авторы, режиссёры и сценаристы должны показать себя. Мы должны дать возможность большему количеству авторов проявить себя. И те, которые проявили себя хорошо, должны гарантированно получать на следующий год снова финансирование. Вот, что должно происходить – естественный отбор и конкуренция».
Александра поддержала и продюсер картины «Коробка» Елена Гликман, которая отметила, что сценарий к их фильму пять раз прошёл государственную экспертную оценку, становясь раз от раза лучше: «И вот такие фильмы должны обязательно быть показаны на государственных каналах, потому что это иначе просто выброс государственных денег». Дальше продолжался конкретный разговор о том, что нужно изменить и как это сделать.
Вот основные предложения, прозвучавшие на круглом столе и получившие поддержку большинства присутствующих:
- Нужна комплексная программа развития детского кино.
- Необходимо заново научить юного зрителя смотреть российское кино. Для этого надо выпускать больше отечественных фильмов.
- Нужно привлекать детей в кинотеатры на российские фильмы путём выкупа залов через местные органы власти.
- Надо ограничить прокат западного кино. Ввести квоты. Российское кино должно быть в приоритете, в том числе детское.
- Детские фильмы, которые государство финансово поддержало, должны быть обязательно в прокате при той же поддержке государства и обязательно быть показаны на телевидении.
- Система работы экспертных советов в Минкульте должна быть прозрачной. В состав экспертных советов по детскому кино необходимо ввести психологов и педагогов. Необходим контроль качества выходящих фильмов.
- Необходимо поощрять фильмы, получившие много призов и режиссёров, которые сняли эти фильмы.
- На телеканалах должны идти детские фильмы, особенно в выходные дни.
- Дать возможность телеканалам – для чего изменить законодательную базу – использовать рекламу детских и спортивных товаров во время трансляции фильмов и телепрограмм для детей и юношества…
Остаётся надеяться, что всё высказанное не останется на бумаге. Но организаторы круглого стола обещали к следующему мероприятию подготовить отчёт о том, чего удалось достичь и каким путём.
Александр Беланов, президент Международного форума искусств «Крымский мост»; Татьяна Мирошник, драматург; фото А. Беланова