Представляем вашему вниманию интервью Александра Михайловича Путина – председателя Общественного совета газеты «Президент» и устроителя художественно-исторической выставки «Русская классическая фотография».
– Каковы главная цель и задачи проведённой выставки?
– Главная цель – наглядное отражение непростой жизни массового предпринимательства России, формирующегося в конце XIX – начале ХХ веков. Отражение средствами художественной фотографии. Считаю одной из важнейших задач восстановления исторической действительности того периода документально точный публичный показ достоверной жизни крестьян.
Великая крестьянская реформа 1861 года предоставила все возможные в государстве направления для всемерного развития народного предпринимательства. Однако материалы в средствах массовой информации публикуются в основном о Мамонтовых, Третьяковых, Морозовых и им подобных. Отсутствуют материалы о том слое крестьян, который становился постепенно предпринимательским через ремесленничество, мелкую торговлю, подрядные работы и услуги.
Таких крестьян были миллионы по всей России. Они создавали мощный средний класс, который являлся основой государственных устоев. Об этом среднем классе писал В.И. Ленин, как о «мелкобуржуазной стихии», которую необходимо укротить. По этой причине многие достижения дореволюционных лет в течение трёх поколений советского периода не показывались по идеологическим мотивам.
Крестьянству создавался образ неграмотного бедняка, которого кулак эксплуатирует, купец обжуливает, священник обманывает, а партия большевиков ведёт в светлое будущее. В Советском Союзе никто не взял бы на себя ответственность из людей с полномочиями на разрешение публичной демонстрации подобной выставки. Это был негласный запрет.
После событий 1991 года стали активно показывать свою роль в той старой жизни дворяне, офицеры, купцы, священники. Организовались соответствующие союзы, ассоциации, общества… Крестьян в демократической России снова не видно. В структуре населения крестьяне составляли примерно 85% общей численности. Это миллионы людей, которые определяли общественно-экономическую ситуацию в стране.
Мы в большинстве в основном из них. До наших дней не сформирована достоверная картина о крестьянской жизни. Соответственно в СМИ отсутствуют за редким исключением фильмы и другие материалы о крестьянах, которые бы передали информацию следующему поколению. Это стало одной из нескольких причин устройства выставки. Она вносит в общество простую идею восстановления исторической достоверности жизни народа.
– Расскажите о тонкостях подбора экспонатов выставки.
– Подбор отсутствовал, так как большинство представленных фотографий мне знакомо с детства и сейчас являются моими собственными. В начале 1900-х годов мой дед по матери работал в Петербурге. Он организовал на паях с двумя односельчанами красильную мастерскую по тканям. Опытные консультанты помогали молодым ребятам, дело пошло. После женитьбы он купил фотоальбом, который стал постепенно заполняться.
В 1917 году дед вынужденно возвратился в деревню, взяв фотоальбом со снимками, как одну из наиболее ценных вещей. С началом Отечественной войны его призвали на работу по специальности ветеринарный врач для отбраковки лошадей для фронта. Через несколько месяцев он погиб. Старинный альбом хранила его жена – моя бабушка. Он перешёл ко мне по естественным обстоятельствам. Для полноты картины несколько фотографий мне передали родственники и друзья. Они пришли на выставку и были довольны подачей материалов.
– Почему на фотографиях у крестьян не крестьянский, в нашем понимании, внешний вид?
– Во-первых, внешний вид этих людей показывает последствия масштабного реформирования хозяйственной жизни в те годы и прошедший с 1861 года социальный сдвиг. Во-вторых, большинство фотографий отражают тот многочисленный слой крестьянства, который профессиональные историки называют отходниками.
Это крестьяне, имеющие земельные участки в деревнях и работающие на них сезонно в посевную и уборочную и одновременно работающие в городах по востребованным специальностям. По социальному статусу они ещё остаются крестьянами. По источникам дохода они уже приближаются к предпринимателям. В местности, в которой родились большинство изображённых на фотографиях, основная часть мужчин уходили в отходные работы.
До 60 – 70% отходников работали в Петербурге. По данным энциклопедии Брокгауза-Эфрона за 1900 год 11% петербуржцев были выходцами из Тверской губернии. К началу ХХ века многие крестьяне вышли на другой более высокий уровень бытовой культуры, который менял их внешний облик. На наше восприятие фотографий крестьян оказывает существенное влияние идеологическая обработка сознания советских школьников в годы нашей юности.
– По какой причине местом для проведения выставки был выбран ЦДРИ?
– Причина одна – моё личное неформальное отношение к ЦДРИ. В школьном детстве одна из моих родственниц являлась сотрудницей газеты «Правда». Это позволяло ей, как тогда говорили «доставать» билеты в ЦДРИ, что было не просто. А если ещё добавить, что она же была дружна с одной из сестёр Владимира Зельдина, то очевидны причины вхожести её и нашей семьи на различные театральные мероприятия. В дальнейшем эта связь прервалась.
Совместные театральные походы осталась в качестве воспоминаний далёкого детства. Поэтому я не искал выставочный зал, а шёл целенаправленно, не имея запасных вариантов. Руководитель Э.Г. Погорелова с сотрудниками отнеслись к предложению внимательно. В течение периода экспозиции удалось реализовать идею выставочно-музыкального салона через привлечение интересных музыкантов, певцов. Я, как устроитель провёл несколько встреч с людьми, интересующимися темой, сделав информационные сообщения и авторские экскурсии по экспозиции.
– Как выставка связана с вашим исследованием «Род Президента В.В. Путина»?
– Эта связь стала второй причиной устройства выставки. В общественном восприятии публикация родословного исследования под названием «Род Президента В.В. Путина» наблюдалась следующая естественная особенность. Несмотря на то, что в книге подробнейшим образом представлены описания жизни людей в отходе, они воспринимались, прежде всего, в качестве жизни людей рода. Можно сказать, что фамильная составляющая уводила на второй план не менее важную составляющую крестьянского слоя.
Это, видимо, особенность психологии восприятия. Исследователь должен преподносить свою работу объективно, поэтому возникла необходимость устройства выставки. В экспонатах многие указаны не под известной родовой фамилией, а в контексте содержания снимка без персональной идентификации. Часть фотографий оставлена с реальной фамилией.
Главная цель – показ крестьян в новых социально-экономических условиях, а не в качестве членов рода Президента. Род там присутствует в силу своего объективного нахождения в крестьянском сословии.
– Насколько богат у вас опыт выставочной деятельности?
– Я являюсь членом Союза художников Подмосковья. Его возглавляет уважаемый среди специалистов человек Заслуженный художник Российской Федерации А.И. Беглов, директор картинной галереи г. Щёлково. В составе Союза несколько отделений, в том числе фотоискусства. Союз и его участники регулярно выставляются на плановых выставках в залах Подмосковья.
Мои фотографии были представлены на юбилейных выставках образования Московской области, 70-летия победы в Отечественной войне, как в крупных залах в Коломне, так и в небольших, но близких к людям, в библиотеках, воинских частях, других. В качестве предварительной демонстрации часть экспозиции ЦДРИ была показана в Тверской области (г. Кашин, г. Калязин), в московских залах. Только после них сформировалась окончательная экспозиция, с которой можно ознакомиться всем желающим.
– Все посетители отметили высокий профессионализм представленных фотографий. Как удалось достичь этого?
– Развитие предпринимательства в России, как массового явления в 90-е годы XIX века, совпало по времени с тем, что искусство фотографии перешло от этапа элитарного и малодоступного большинству к этапу относительно недорогого и доступного многим. В числе этих многих были крестьяне, которые находили деньги для такой новой забавы, как собственное фотографическое изображение на память.
Стали зарождаться традиции фотографирования: к совершеннолетию, к отъезду, семейное фото, портретное фото и другие. Появились стандартные форматы карточек: визит-портрет, кабинет-портрет, миньон, художественные виньетки. Конкуренция стимулировала профессионализм. Профессионализм моих экспонатов – это заслуга старых фотографов.
Документальные фотографии являются неотъемлемой частью исследования о крестьянском роде Путиных.
Значительный объём фотоснимков (в базовой версии 2013 года издания опубликованы 186 фотодокументов) и их большое художественное значение привели к тому они все прошли серьёзную предиздательскую подготовку. Все экспонаты реставрированы известной программой фотошоп. Моя точка зрения на восстановительные работы такова.
Снимки реставрировать целесообразно не до конца в большинстве случаев, надо оставлять небольшую часть заметных дефектов для избежания эффекта зализанности, искусственности и новизны. Старый снимок должен соответственно выглядеть потёртым. Это не устроителя небрежность, а стремление сохранить аромат старины. Третьей причиной устройства выставки стало желание провести мастер-класс для желающих совершенствования фотографов.
– Расскажите о родословной схеме, которая представлялась на выставке.
– Показана новая версия родословной. Она составлена на основе базовой, опубликованной в 2013 году и доработанной в издании 2015 года. Она содержит примерно 160 персоналий, связанных между собой общей территорией проживания. Подобные объёмные родословия более подходят для ознакомления в домашних или библиотечных условиях. Даже на мониторе они воспринимаются тяжело из-за большого количества условных прямоугольников и овалов, заполненных персональными данными. Возникла потребность в оптимизации, то есть выделения главного. Так появилась представленная версия. Её автором являюсь я, это результат творческой переработки для более наглядного представления.
Василий Красняков
Комментариев нет
Вопрос о крестьянстве поставлен очень правильно. Мои прабабушка и прадедушка жили в Серпиевке, занимались сельским хозяйством и изготавливали серебряную посуду. Но по фотграфиям, по их внешнему виду
можно сказать, что это интеллигенция.
Крестьяне, которые стремились получить образование, и в итоге получали его, действительно, выглядели очень светскими, о чем свидетельсвуют фотографии, оставшиеся с тех времен у многих их потомков. Это были интеллигентные, образованные люди, которые не только умели работать головой, но еще и руками умели трудиться.
Сейчас, благодаря таким наглядным примерам, как такая фотовыставка, становится очевидно, что 100 лет назад кому-то пришло в головы уничтожить этот костяк, важный для экономического развития страны революцией, репрессиями, в ходе которых погибло, много русских, действительно, талантливых и способных людей, которых заменили кем пришлось. Из-за этого Россия много потеряла, долго восстанавливалась.
Историки говорят, сейчас хотят устроить такой же процесс, закошмарив предпринимательство, но т.к. во главе страны стоит мудрый и сильный человек данный России всевышними силами, вряд ли такой фокус выйдет.
Книгу читала. Вроде бы тоненькая, а правдивой информации, дающей понимание о процессах, происходящих в России в начале прошлого века в том числе, очень много. Книгу в школах надо преподавать.