После публикации краткой информации экспертов Академии Геополитики о переброске турецких танков и САУ (27 мая 2016 г., в провинции Газиантеп, близ границы с Сирией, в сирийский кантон Африн) к нам обратились бывшие генералы НАТО с просьбой дать оценку возможности начала активной фазы военной агрессии Турции против Сирии (см. prezidentpress.ru).
Еще в марте 2014 года мы обращались к теме о том, что Сирия становится жертвой турецкой военной агрессии (clubvi.ru).
«Если нужен прецедент войны с Сирией, то я отправлю туда в Сирию четырёх людей, которые оттуда выпустят 8 ракет по Турции, и тогда появится повод, – тогда заявил глава Национальной разведывательной службы Турции.
Крупнейшие турецкие издания, включая ежедневную газету H?rriyet, разместили на своих порталах новость о том, что на видеохостинге YouTube появилась скрытая запись разговора. Он состоялся предположительно между тогдашним министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу, его помощником Феридуном Синирлиоглу, главой Национальной разведывательной службы Хаканом Фиданом и вторым председателем Генштаба Яшаром Гюлером.
В разговоре они обсуждают ситуацию вокруг захвата боевиками группировки ИГИЛ (деятельность в России запрещена – ред.) турецкого анклава в Сирии, а также возможное вторжение на эту территорию, где находится усыпальница сельджукского правителя Сулейман-шаха.
Участники встречи тогда обсуждали возможное проведение операции «по защите гробницы деда основателя Османской империи Сулеймана Шах[1]а». Глава MIT Хакан Фидан, курд по происхождению, во время этого совещания предложил организовать взрывы в гробнице, что послужит поводом для вторжения в Сирию. Он, согласно записи, утверждает, что «если нужен прецедент войны с Сирией, я отправлю туда четверых людей, которые выпустят 8 ракет, и тогда появится повод» (см. часть записи этого совещания: youtube).
Турция, судя по всему, намеревалась взорвать гробницу, обвинить в этом сирийские власти и использовать этот повод для вторжения в Сирию, а также для повышения рейтинга правящей партии накануне выборов.
В тот момент Турция фактически приступила к «патриотическим» действиям в Сирии, атаковав армянский город Кесаб в Сирии. Турки разгромили все 5 христианских церквей Кесаба, а армяне чудом успели за 30 минут до турецкого вторжения перебираться в Латакию, с помощью солдат Сирийской Армии.
На записи отчетливо слышно, как эти четыре человека обсуждают варианты возможных шагов Турции по отношению к Сирии. В записи неоднократно упоминается усыпальница Сулейман-шаха, единственный анклав Турции. На прошлой неделе боевики ИГИЛ захватили прилегающие к анклаву территории и угрожали турецким военным скорой расправой…
И в итоге, в ночь на 22 февраля 2015 г. турецкие военные при сопровождении 39 турецких танков, вторглись на 20 км в глубь территории Сирии и в экстренном порядке «эвакуировали» останки гробницы деда основателя Османской империи Сулеймана Шаха. Эти остатки деда-основателя Османской империи ныне находятся в туркменском населенном пункте Сирии, в 3-х км от границы с Турцией.
Прошло два года с этого совещания, но политика Турции по отношению к Сирии не изменился. За это время Турция перебросила к границе с Сирией огромные войска и военную технику – 14 армейских бригад, танков и САУ (общей численностью свыше 470 единиц), артиллерийских установок (свыше 1200 единиц).
Турция готовится к активной военной агрессии против Сирии. Начиная с весны 2012 года де факто воевала с Сирией под лозунгом: «Долой Асада», а теперь у турок доминирует иной лозунг – «Война против курдских вооруженных формировании Сирии».
Весной 2016 года для военной операции по освобождению «столицы» ИГИЛ в Сирии города Эр-Ракка силы специальных операций (ССО) американских вооруженных сил Joint Special Operations Command (JSOC) были переброшены в сирийский Курдистан, рядом с границей Турции. Действиями сил специальных операций (ССО) американских вооруженных сил в Сирии руководит генерал Джожеф Вотел (Joseph Votel).
Появление таких лиц в сирийском Курдистане далеко не случайно и говорит о том, что развитие операций в Сирийском Курдистане является одним из приоритетов внешней политики США на этом направлении. Американский спецназ, воюющий в Сирии совместно с курдами, действует, по сути, в рамках структуры, которой ранее напрямую руководил генерал Дж. Вотел.
Действующие генералы Пентагона доказывали: если расширять взаимодействие с местными курдскими силами, обучая и вооружая их, то можно выработать комплексную методику для противодействия ИГИЛ. При этом не скрывается, что, помимо необходимости повысить эффективность борьбы с ИГИЛ, стоит задача минимизировать собственные потери. Тут они, конечно, цинично, но достаточно четко, отражают свой интерес, где курды, как и иракцы, рассматриваются, в первую очередь, как необходимый инструмент в рамках меняющейся стратегии.
Что примечательно, такая стратегия ставит под вопрос суверенитет отдельных государств, на территории которых США зачастую без спроса ведут свою деятельность «по борьбе с терроризмом».
Поэтому нынешняя дружба сирийских курдов с американцами далеко не случайна, а, скажем так, обусловлена пересмотром американской стратегии на Ближнем Востоке и попытками внедрить новую методологию борьбы с ИГИЛ. И сделать это с опорой на действенные местные силы, взамен тех, которые себя в этом деле показали, прямо скажем, не очень.
С курдами проще договариваться. Они более адекватны и менее фрагментированы. Они, очевидно, воюют лучше, чем бойцы так называемой ССА (Сирийской Свободной Армии). Надо сказать, что у курдов Сирии есть генеральная идея (идея автономии), за которую они готовы умирать.
Главная проблема с курдами – наличие политики президента Турции Р. Эрдогана, который формально союзник США по НАТО. Как показали последние месяцы, США весьма пренебрежительно относятся к амбициям Турции и игнорируют периодические истерики Турецкого МИДа по этому поводу.
По поводу желаний Эрдогана признать курдские партизанские отряды PYD и YPG, террористическими организациями Анкара уже давно получила отказ от США и что Вашингтон на это не пойдет. По нашему мнению, Сирийские курды сейчас очень нужны американцам, так как они играют важную роль в реализующемся сейчас плане по захвату Эр-Ракки и Мосула («столица» ИГИЛ в Ираке).
Для курдов это внимание со стороны США открывает новые возможности по завладению новых территорией, усилению своего военного потенциала, прикрытие от Турции и, какие-то перспективы, связанные с созданием курдской автономии в Сирии. Плюс, курдам, конечно, льстит, что на фоне негативной позиции Дамаска и достаточно аморфной позиции Москвы Вашингтон уделяет им внимание на достаточно высоком уровне. Где с ними ведут переговоры высокопоставленные дипломаты и генералы, что позднее приводит к изменениям на военно-политической карте Сирии.
Поэтому на данном этапе ситуативный интерес США и сирийских курдов вполне совпал, что конечно слабо устраивает Дамаск и совсем не устраивает Анкару. Но ситуация такова, что ни Асад, ни Эрдоган ничего с этим поделать на данном этапе не могут. По этому вопросу, по нашим сведениям, представители Асада и Эрдогана даже вели секретные переговоры в Алжире, в марте этого года.
Асад в принципе может пока что удовлетвориться тем, что его враги (ССА и курды) на севере Сирии друг друга убивают. А для Эрдогана тут вопрос более критичный, потому что косвенная поддержка турецких курдов со стороны сирийских собратьев подпитывает гражданскую войну на территории самой Турции.
Но влезть сейчас в сирийский Курдистан по полной, означает сорвать американские комбинации с наступлением на Эр-Ракку, ибо курды конечно прекратят наступление и начнут оттягивать силы к границе с Турцией. Бросив американские планы на полпути.
Поэтому Эрдоган вынужден терпеть, наблюдая, чем закончится американская операция в сирийском Курдистане, и пробавляться мелкими провокациями на границе. Об этом мы рассказали в начале нашего анализа. В том числе и по поводу переброски турецких войск, танков и САУ к границам Сирии. Турецкая Армия атаковала позиции бойцов YPG (Отряды Народной Самообороны) и «Джейш Аль-Сивор» (Армия Революционеров), расположенных в районе Шагба.
По нашим данным, прошлой ночью Вооруженные Силы Турции, используя тяжелую артиллерию, атаковали и бомбардировали позиции бойцов YPG/YPJ и «Джейш Аль-Сивор» в селах Белуние и Айн Даккна, которые, в свою очередь, расположены напротив позиций боевиков ИГИЛ.
Атаки и бомбардировки продолжались до 4:00 часов утра 30 мая 2016 года.
Что касается действий России, то надо заметить, что Россия от этого «клубка противоречий» официально самоустранилась, заявив, что не занимается проблемами курдов, и вообще это проблема стран, где курды проживают. Таким образом, спихнув все на Асада и Эрдогана. Предшествующие заигрывания с курдами, видимо, признаны нецелесообразными или же несвоевременными в свете появления у курдов американских «друзей».
Поэтому мы и наблюдаем, как США сначала создали условия для этого «союза», а теперь реализуют его на практике, пытаясь с его помощью решить важную предвыборную (предстоящие президентские выборы в США) задачу, связанную с разгромом ИГИЛ в Сирии и Ираке до президентских выборов. А также попутно опробовать на практике обновленную методологию борьбы с ИГИЛ.
Курды со своими амбициями тут очевидный инструмент, но с учетом получаемых преференций от США, курды вполне готовы принять эту роль в расчете на будущее проценты (Курдская Автономия в Сирии) от успеха американского плана, если таковой будет в наличии…
Как нам сообщили из штаба курдского ополчения YPG, «Демократические силы Сирии» продолжают операцию по окружению «столицы» ИГИЛ Эр-Ракки, сейчас они наступают на город Эс-Саура (другое название – Табка) на Евфрате.
Как нам рассказали из штаба курдского ополчения YPG: «Операция «Рака», как мы ее называем, продолжается. Наша первая задача – не взятие, собственно, самого города Ракка, а нарушение коммуникаций между территорией ИГИЛ и Турцией».
«Поэтому, взяв несколько деревень к северу от Ракки, мы начали наступление на город Табка в 40 км к западу от Ракки», – рассказал нам представитель курдского ополчения YPG, составляющего основу «Демократических сил Сирии».
Добавим, что город Эс-Саура (Табка) известен тем, что в нем находится Евфратская ГЭС, построенная при участии советских специалистов.
После освобождения Пальмиры (Тадмора) у ИГИЛ в Сирии остался только один крупный населенный пункт, к тому же имеющий статус «столицы» – это Эр-Ракка. Утрата еще и Эр-Ракки нанесет ИГИЛ сильнейший репутационный удар – ведь по идеологии салафизма, «истинный» халифат должен только расширяться, захватывая все новые и новые города.
Если этого не происходит, значит, провозглашенный Абу Бакром Аль-Багдади халифат оказался не настоящим, а это приведет к оттоку большого числа исламистов – фанатиков, приехавших в ИГИЛ со всего мира, к падению интереса их спонсоров из Израиля и других суннитских стран…
Араик Саргсян, академик, Почетный Консул Македонии в Армении, Президент Академии Геополитики, представитель АМС в Сирии
[1] Сулейман-шах сын Кая-Алпа (1178 – 1227) – легендарный вождь тюркского племени Кайы, дед султана Османа Кази – основателя могущественной Османской империи (1299 – 1923).
Комментариев нет
About an active phase of Turkey\’s military aggression against Syria. Arayik Sargsyan, academician, tHonourable Consul of Macedonia in Armenia, President of Academy of Geopolitics, the representative of AIC in Syria.