На земле людей много, но талантливых, гениальных – совсем небольшой процент. Эти люди умеют себя проявить, и этим государство пользуется. Когда-то в советское время была дана оценка тому, кто служит искусству. И сейчас такие режиссёры, как Олег Табаков и Марк Захаров, являются теми, кто даёт возможность молодым актёрам и режиссёрам реализовывать себя в искусстве. Передача опыта позволяет продвигаться нашей культуре. Об этом в интервью нашему корреспонденту Наталье Гариной рассказал Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Почётный деятель искусств Москвы, экс-директор театра «Русский Камерный Балет «Москва»» Николай Басин. Темой разговора стала культура сегодня и культурное наследие России.
По мнению Николая Басина, «сейчас аппаратные работники могут делать всё, что угодно. Если раньше выпускник того же ГИТИСа (ныне – РУТИ) обязан был отработать три года, и только потом, мало-мальски набравшись опыта, дорасти до руководителя, то сегодня на эту должность его ставит вышестоящая организация».
«Это во многом незаконное право решать судьбы истории. Зачастую это далеко не профессиональные люди. Всё это гробит не только культуру по всей стране, но и другие направления работы. Нет преемственности поколений, а уж выгодно им это или нет – основной вопрос», – сказал Николай Анатольевич.
«Как известно, без старого нет нового, без фундамента нет дома, а культуры сегодня шибко опустилась», – добавил он и привел в пример гастрольную деятельность под эгидой «Москонцерта», «Госконцерта», «Росконцерта».
По словам Басина, от «Росконцерта» сейчас осталось лишь название, так как нет организации, которая проводит мероприятия по России.
«Только на поп-музыке выдерживают города. В этом вся проблема, а чтобы её решить, надо всё поднимать заново. Да, есть современные хореографы, которые делают дело, но в чьих руках оно? Опять же вопрос. Если человеку дано, он спектакль сам поставит. Но те, в свою очередь, берут старые спектакли-шедевры, и ставят на них свои эксперименты, не обходясь без, так называемого, музыкального воровства. Но есть те, кто слышат мелодию. Они талантливы, пишут музыку», – подчеркнул Басин.
Он назвал Государственный Большой Академический Театр образцом хореографии и исполнительского мастерства.
«Это высокопрофессиональный Театр», – сказал Басин, акцентировав внимание на постановочной и драматургической составляющих, которые просто спасли ГАБТ.
«Подтверждение тому – премьера балета «Дон-Кихот», не переделанная, в старых традициях драматургии. А главное, танцевала в этом спектакле Мария Александрова – та примадонна, которая шесть лет назад исполняла ту же партию в театре «Русский камерный балет «Москва»», и спектакль шёл один в один, как некий перенос, а значит, уровень Балета «Москва» был очень высоким, спокойно конкурирующим с Большим Театром», – продолжил Басин.
Он рассказал о том, что этим коллективом руководил четверть века, создав его в 1989 году как экспериментальный и став учредителем. Так, благодаря совместной работе двух трупп, классической и современной, рождались мировые шедевры «Хаджа Насреддин» и «Летучая мышь». Наградами стали «Золотая Маска» и «Премия Года», и Москва слышала об этом Театре ровно до того момента, пока он жил.
Но в августе 2012 года случилось печальное событие, констатировал Николай Басин. Цитирую: «Грязными руками пришлось общаться со мной, а на моё место бывший замдепартамента Москвы по культуре Мадам Шерменёва (Шерменёва Евгения Борисовна – прим. ред.) поставила подругу, которая имела специальное образование – институт газа и нефти. В этой ситуации разговаривать было не о чем. Здесь поддержала Гордума и Госдума. Убрали Копкова (Копков Сергей – экс-глава департамента культуры Москвы – прим. ред.) и Шерменёву за их деяния в культуре. Но от этого сразу Театр не получился, потому что сразу после моего ухода ушло семьдесят человек-артистов. Тупысева (Елена Тупысева – художественный руководитель ГБУК «Русского камерного балета «Москва»» – прим. ред.), которую поставила Шерменёва, честно сказала, что классику я даже и не знаю, а современное она тоже не понимала».
«Я был возмущён! Мне очень жалко Театр!» – признался Басин, сказав, что убрали его безграмотно, по статье №278 Трудового Кодекса РФ.
В ней сказано, что вышестоящая организация имеет право снять руководителя. Но те, кто это сделали, не учли, что «…я был художественный руководитель, а не директор, а творческая личность никакого отношения не имеет к сроку возраста», пояснил Николай Анатольевич.
Он отметил, что Тупысева для создания спектаклей приглашала режиссёров-постановщиков. Так, в 2013 году «Весна Священная» получила «Золотую Маску». Но как? Балет поставил французский хореограф Режис Обадиа.
Что касается уровня, то на сегодняшний день из всех спектаклей, идущих в репертуаре Балета «Москва», по мнению Басина, желательно было бы оставить максимум три, притом, что во время его руководства было выпущено 60. При поддержке Благотворительного Фонда развития современной хореографии «Москва» было проведено девять Международных фестивалей.
В настоящее время, как сказал продюсер Русского театра Марионеток и Театра «Балет «Москва» Николая Басина», в июле 2016 года состоятся выступления в Крыму и городе Сочи. Ранее несколько спектаклей были показаны в Израиле и Китае. По словам Басина, ведутся переговоры с другими городами и странами.
В «Балете «Москва» Николая Басина» состав меняющийся, но это никоим образом не отражается на задаче: сохранить классическое наследие и нашу культуру на основе спектаклей «Лебединое озеро», «Жизель», Щелкунчик», «Спящая красавица» и самого репертуара. А то, что надо сегодня конкретному театру, это: иметь достойного руководителя, который видит возможность каждого, кто стоит на службе искусства, без формальностей и шаблонов.
Завершая разговор, Николай Басин пожелал молодёжи только одного: учиться, как в театральном ВУЗе, так и совершенствовать своё мастерство в театре.
«Должно прийти осознание, чему учили!» – напутствовал мэтр балетного искусства, заметив, что зрелому поколению необходимо научиться не считать себя дураками.
«Народ всё видит! Пропала политика театра. Там был смысл, и если можно было бы вернуть тот «Русский камерный балет «Москва»», я бы его восстановил», – заверил Басин, подчеркнув важность использования исторического наследия русской культуры.
Сегодня важно сопомочь современным решениям – «…взять русский фольклор на базе чистого джаза. Вы не представляете, какое звучание имеет Старинный русский Северный хор, а аккомпанемент – настоящий свинг негритянский! Мурашки по коже идут! У меня уже был подобный спектакль. И сейчас столько русской истории! Это и есть современное решение!» – сказал в заключение Николай Басин.
Наталья Гарина