25 мая 2016 года, в Москве, в офисе Российского союза промышленников и предпринимателей на Котельнической набережной, дом 17, состоялась международная научно-практическая конференция «Особенности сооружения транспортных переходов в условиях вечной мерзлоты, сейсмических нагрузок и судоходства через реку Обь в районе города Салехард».
В работе конференции приняла участие представительная китайская делегация.
К участию также были приглашены руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных институтов развития, общественные организации, организации стройкомплексов субъектов Российской Федерации, ведущих учёных, проектных отечественных строительных и зарубежных организаций, федеральные и региональные СМИ.
В своём вступительном слове президент Международного Конгресса промышленников и предпринимателей Виктор Глухих отметил сложность арктического вопроса – как политическую, так и техническую.
Реализация задачи превращения ресурсного потенциала Арктической зоны России в материальную базу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны является основой Государственной политики Российской Федерации в Арктике. Одной из приоритетных задач реализации положений «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период о 2020 года» и Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» является развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры Арктических территорий России.
Основой транспортной инфраструктуры Российской Арктики является Северный морской путь, в прямой зависимости от стабильности функционирования которого зависит решение важнейших национальных интересов в оборонных, экономических, геополитических, научных и социальных областях.
Северный морской путь, как основная транспортная магистраль Арктики, наиболее эффективный транзитный маршрут, объединяет в общую транспортную сеть европейские и дальневосточные морские и речные порты России, позволяет кратчайшим водным путём соединить порты Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман в своём докладе обозначил узкие места взаимоотношений строителей и власти, а также затронул вопросы неуправляемого ценообразования на некоторые виды материалов.
С основным докладом выступил Заслуженный строитель России Игорь Гореликов. Тема его выступления – «Особенности сооружения транспортных переходов в условиях вечной мерзлоты, сейсмических нагрузок и судоходства через реку Обь в районе города Салехард».
Глава представительства Китайской гражданской инженерно-строительной корпорации в РФ Пэн Минкуань (на фото) поделился опытом КНР по части технологий и технологических возможностей сооружения погружного тоннеля из опускных секций.
Генеральный директор Координационного центра «Экономический пояс Шёлкового пути» Международного Конгресса промышленников и предпринимателей (МКПП) Владимир Ремыга рассказал о перспективах Российско-Китайского сотрудничества в рамках реализации меморандума о сотрудничестве между Строительно-инвестиционной Ассоциацией «Строительный комплекс Международного конгресса промышленников и предпринимателей» и ООО «Китайская гражданская инженерно-строительная корпорация» в РФ.
В обсуждении принял участие исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов.
Участники конференции рассмотрели технико-экономическое обоснование вариантов сооружения транспортных переходов через реку Обь у города Салехард и через реку Лена у города Якутск, а также особенности сооружения транспортных переходов в условиях вечной мерзлоты, сейсмических нагрузок и судоходства через реку Обь в районе города Салехард. Были продемонстрированы преимущества погружных тоннелей из опускных секций и особенности их сооружения.
Помимо технических вопросов были затронуты и вопросы информационного сотрудничества и принципов коммуникации с органами власти.
– Участникам конференции необходимо разработать специальные меры и мероприятия по привлечению СМИ к обсуждаемой проблеме, что бы её освещение стало максимально отчётливым и в меру резонансным, – поделился своим мнением главный редактор газеты «Президент» и председатель Межрегионального координационного совета МКПП Андрей Тюняев. – Это побудит излишне медлительных представителей органов исполнительной власти активней выполнять программы и поручения Президента России.
Участники конференции подчеркнули необходимость привлечения научных, проектных, строительных организаций для оценки, оптимизации и принятия решения по выбору вариантов транспортных переходов, а также обозначили необходимость проведения физико-математического моделирования работы транспортного перехода в условиях сейсмических и гидрометеорологических нагрузок.
– Учитывая высокую экономическую эффективность применения погружного тоннеля из опускных секций, целесообразно использовать данную технологию при разработке вариантности транспортных переходов через реку Обь у города Салехард и через реку Лена у города Якутск, – отметил 1-й вице-президент Межрегионального координационного совета Андрей Кочура.
Помимо этого, при разработке и реализации проектов развития транспортной инфраструктуры целесообразно использовать опыт и результаты выполнения работ по сооружению погружных тоннелей из опускных секций строительных организаций КНР и Европы. На национальном уровне необходимо осуществить разработку типовых проектов погружных тоннелей из опускных секций, осуществить разработку основополагающих методик ценообразования в транспортной инфраструктуре.
Участники сошлись во мнении, что необходимо рассматривать вопросы реализации до 2022 года инфраструктурных проектов через реку Обь у города Салехард и через реку Лена у города Якутск, как одну из приоритетных национальных государственных задач, обеспечивающих эффективное функционирование и динамичное развитие объектов Арктической территории России.
Вице-президент Международного Конгресса промышленников и предпринимателей Юрий Виноградов подвёл итоги конференции.
– На международном уровне необходима активизация научного сотрудничества стран в международных исследовательских программах и проектах, касающихся создания новых технологий по сооружению транспортных переходов в условиях вечной мерзлоты и сейсмических нагрузок. Конструктивным может стать развитие международного сотрудничества в рамках Консорциума с участием федеральных и региональных органов власти, ОАО «РЖД», строительных и финансовых структур КНР, строительных организаций России, – сказал в заключение Юрий Виноградов.
Участники конференции приняли Резолюцию конференции. В ней указаны рекомендации Правительству Российской Федерации, касающиеся обсуждаемых на конференции вопросов. В частности, Государственной комиссии по вопросам развития Арктики небезынтересно будет предусмотреть включение в 2016 году в Федеральные целевые программы (согласно распоряжению Правительства РФ от 18.03.2016 года №449-р) источников финансирования по строительству инфраструктурных проектов через реку Обь у города Салехард с завершением работ в 2002 году.
Особо в Резолюции подчёркнута возможность привлечения финансовых средств КНР для проектирования и строительства транспортного перехода через реку Обь у города Салехард.
Что же касается позиции ОАО «РЖД», то руководство компании с нескрываемой заинтересованностью отнеслось к конференции. Руководство ОАО «РЖД» в лице президента Олега Белозёрова и первого вице-президента Александра Мишарина делегировало на мероприятие своих специалистов. Компания выступает заказчиком, и от ОАО «РЖД» будет зависеть, возникнут ли в России тоннели, или станутся только мосты.
Светлана Ветрова