Попалась на глаза распечатка радио-интервью дьякона Андрея Кураева на радио «Эхо Москвы». Квинтэссенцию этого душеизлияния блогосфера вывела в заголовок, а я его процитировал.
Андрей Кураев остался один – решением заседания учёного совета Московской Духовной Академии (2013) он отчислен из преподавательского состава и исключен из числа профессоров Духовной Академии за эпатажную деятельность в СМИ и блогосфере.
У меня с именем дьякона связаны тёплые и весьма удивительные воспоминания. В один из дней 2003 года я приехал в одно из тульских издательств, чтобы самолично получить свою первую книгу по Организмке.
Книга называлась «Организмика – новая фундаментальная наука. Начала» и, естественно, до того дня она была никому не доступна и никому не известна. И я получил тираж книги первым – в типографии.
Я ехал по городу и видел, что в одном из лекториев выступает Андрей Кураев. Когда получил тираж, взял одну книгу и поехал дарить этому уже знаменитому в то время лектору.
Подхожу, протягиваю книгу и говорю: «Это вам!». А Кураев показывает мне мою же книгу и отвечает: «У меня уже есть!». Вот такая наглядная демонстрация православного чуда – церковь заимела книгу до её выхода в свет.
Это, конечно, шутка. Просто спецслужбы всегда имеют доступ к тиражу раньше, чем заказчик. А церковь в лице Кураева просто продемонстрировала свою связь.
Вот тогда я был один.
А теперь Кураев один. Церковь его немного выпихнула, поставив «неуд». И это неправильно. Человек должен иметь возможность высказывать своё мнение. Иначе как может осуществляться прогресс? Нельзя же слушать только министров, мэров, депутатов, которые подчас несут бред не только сивой кобылы, но и всего остального – тоже сивого.
Конечно, никто не застрахован от промахов или неловких фраз. Но надо иметь терпение и слушать собеседника. Ведь можно по-разному оценить одни и те же слова, а также по-разному заставить читателей и слушателей их понять.
В названном интервью Кураев сказал: «Видите ли, как когда-то говорил Кант, из того кривого дерева, из которого сделан человек, очень трудно выстругать прямую палку. В христианстве это называется «догмата о природном грехе». То есть, вот, наша совестная конструкция – она похожа на велосипед. Вот, два тоненьких колесика, ободка, и удержаться на них можно, только постоянно прилагая усилия, крутя педали, держа определенную крейсерскую скорость, а то и ускоряясь постоянно. А вот разленился на ровном месте и на ровном месте перестал крутить педали, и рано или поздно велосипедик начинает вихлять, теряет ориентацию и падает в придорожную канаву. Вот, точно так же и с совестным усилием. Если тебе высокие люди заявляют, что нам чужд стыд, что нам всё можно, что хватит тут, понимаете ли, копаться в совести и так далее, Россия всегда права, а вокруг нас все ненавидят, ну, потому что они всегда неправы и так далее, то в обществе очень легкие решения очень легко ложатся на сердце. Потому что они освобождают от необходимости решать самому. Что фюрер сказал, он за это и отвечает, а мой долг – долг простого солдата. Мы это хорошо знаем. Даже у цивилизованных наций такое бывало».
Вот как преподнесла эти слова Кураева ведущая О. Чиж: «Хм. То есть получается, что нам так даровали свободу от нравственных мучений в обмен на расплату ответственностью?».
То есть она весь тот словарный массив, который выплеснул на слушателя Кураев, забила всего шестью «якорями»: «даровали», «свободу», «нравственных», «мучений», «обмен», «расплату», «ответственностью». А знак вопроса в конце предложения, чтобы сделать вид легкого несогласия.
Кураев об этом даже и не говорил, но слушатель при таком переводе, запомнит слова перевода, и Кураев в его ушах останется великим гуманистом. А в совокупности с заголовком – гуманистом и воином-одиночкой.
На самом деле Кураев сказал следующее.
Во-первых, он обозвал главу государства фюрером, что недопустимо делать в цивилизованном и правовом обществе, поскольку это оскорбление людей, избравших президента страны. У многих из них родственники воевали с реальным фюрером и погибли в боях с ним. А фюрер тот был как раз эхомосковского и кураевского племени.
Во-вторых, Кураев вбил в головы слушателей конструкцию, которая звучит – «нас все ненавидят». Он мог бы такое сказать о себе. И это было бы правильно. Но обо всей России какой-то дьякон такое говорить не смеет. Это и есть разжигание социальной розни. За это Кураев получил пинок под зад от своих наставников.
В-третьих, Кураев, говоря о «даже цивилизованных» нациях, вбил людям в уши понимание, что мы – нация нецивилизованная…
Всё это – сионистская изнанка, определяемая одной русской пословицей: «где жрёт, там и срёт».
Надо всё-таки тактичней себя вести в эфире…
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент», twitter, vk