Хочешь развалить экономику – занимайся реорганизациями.
Похоже, что это печальное правило действует и в других сферах нашей с вами жизни.
Тут всё лежит на поверхности. Ни одна машина не сдвинется с места, если кто-то начнёт менять задние двери с передними, двигатель – с выхлопной трубой, а колёса – с фарами. Впрочем, это, как вы понимаете, абсурд, но любой автомобилист знает: чем больше ковыряешься в машине, тем быстрее она рассыпается.
То, что к хорошему и доброму названию «детский сад» реформаторы «образованцы» давно уже присобачили тяжеловесную вывеску ГОУ (государственное образовательное учреждение), это ещё полбеды.
Вот уже несколько месяцев московские родители и педагоги звонят и пишут в редакцию газеты «Президент» по поводу того, что они в один голос называют бедой.
Речь идёт о реорганизации, которая именуется «укрупнением».
И педагоги, и родители с думой об интересах детей поднимают животрепещущую проблему о судьбе дошкольных учреждений и кадровой политике.
Проблема возникла сверху.
То ли из столичного департамента образования, то ли из Минобрнауки.
Где-то там решили объединять образовательные учреждения поначалу в холдинги, а теперь – в комплексы.
По принципу: одна школа и два три близлежащих – или далеко не близлежащих – детских сада.
А что? И школа – ГОУ, и детские сады – ГОУ. Как говорится, одного поля ягоды.
Стратегически мыслящие чиновники, надуваясь от собственной изобретательности и дальновидности, внесли в свои портфолио очередную инновацию: вот, мол, как хорошо-то мы придумали. Теперь у нас один администратор – директор школы – будет за всё отвечать. И за школу, и за пару-тройку детских садов.
Они думают, что они придумали хорошо.
Но почему же родители встревожились?
Почему школьные и дошкольные педагоги начали роптать?
Вот ведь, какие неблагодарные. Вместо того чтобы радоваться, встречают нашу инновацию в штыки. Обвиняют нас, государственных мужей и жён, в непрофессионализме и некомпетентности. С чего бы это?
А действительно – с чего?
Логика обращавшихся в редакцию с просьбами поддержать их несогласие с очередной инновацией следующая.
Первое.
Директор школы может быть незаменимым руководителем школы. Заодно он может быть прекрасным учителем-предметником.
Но при всём при этом он может понятия не иметь о многогранной специфике дошкольных учреждений, кадры для которых ещё со времён Советского Союза кропотливо готовили не только в педагогических училищах – ныне колледжах – но и на специальных факультетах педагогических вузов.
Хотите живую иллюстрацию к инновационной технологии под вывеской «укрупнение»?
Пожалуйста. Только эта иллюстрация напоминает грустный анекдот.
Приходит директор теперь уже не школы, а укрупнённой структуры, в дошкольное столичное ГОУ. Делает своего рода первичный осмотр. Ходит, смотрит, всему радуется, всем восхищается, хвалит коллег, которые отныне переходят к нему в служебное подчинение. Я и не знал, что в детском саду может быть так замечательно поставлена работа! В глубине души директор, видимо, всё-таки задаёт себе вопрос: а зачем я тут нужен, в этом замечательном царстве дошколят? И вот заходит в музыкальный зал. Как известно, музыкальный зал – это лицо дошкольного учреждения. Директор в восторге: это надо же, какое место идеальное! И тут его осеняет. Всё, придумал, зачем я здесь нужен. В школе не хватает помещений, поэтому мы здесь будем проводить занятия по дополнительному образованию с нашими школьниками!
Но позвольте, возражают опешившие педагоги детского сада, а как же наши малыши? Ведь занятия в музыкальном зале расписаны по часам и минутам. Одна группа уходит, тут же приходит следующая.
Ну и что, подумаешь, малыши, властно отвечает директор объединённой структуры. Мы теперь одно целое, поэтому малыши пусть погуляют!
Как правило, именно такое – абсолютное! – непонимание целей и задач дошкольного воспитания демонстрируется новоиспечёнными руководителями новоиспечённых структур на практике.
Второе.
Многие понимают, что такое объединение-укрупнение закономерно приведёт к некоторой безработице. Ладно, пусть отвечающая за всё заведующая детским садом останется теперь завучем по дошкольной работе. Но в эту инновацию не вписываются старшие воспитатели, которые, имея собственный опыт работы с детьми, как правило, выступают вдумчивыми и последовательными методистами, мудрыми советчиками и наставниками для молодых кадров.
Третье, едва ли не самое главное.
Под сокращение попадают детсадовские повара. Всё, что варилось и готовилось на месте, и подавалось детям из детсадовской кухни, теперь будет доставляться откуда-то неким обобщённым общепитом.
А по морозу?
Ведь всё остынет, пока довезут.
А по жаре?
Каким-таким «фаст-фудом» собираются потчевать наших детей и внуков?
Судя по обращениям в редакцию газеты «Президент», есть ещё и четвёртое, и пятое, и шестое, и седьмое.
Но, удивительное, дело. Люди, обращаясь в редакцию с наболевшим, тут же оговаривают условия «сотрудничества»: я вам всё расскажу, но мою фамилию и мою должность вы не упоминайте. Потому что – мало ли что…
Где же ваше гражданское мужество, уважаемые наши педагоги?
Где же ваша смелость, милые родители, бабушки и дедушки? Ведь речь идёт о ваших детях и внуках!
Вот потому мы и не писали несколько месяцев об этой проблеме, что не имели возможности сослаться на кого-то конкретно.
И вот сегодня редакция получила своего рода комментарий по этой проблеме от человека, глубоко уважаемого в двухтысячном сообществе музыкальных руководителей детских садов.
Речь идёт о Светлане Ивановне Мерзляковой.
Она заслуженный учитель Российской Федерации, многие десятилетия своей жизни посвятила служению детям и работе с теми, кто занимается их эстетическим воспитанием и образованием.
Что ж, послушаем Светлану Ивановну.
– Впадаешь в отчаяние от того, что происходит. А происходит сознательное, целенаправленное разрушение того, что было, действовало и являлось предметом нашей отечественной гордости. Хорошо помню, как представители иностранных педагогических делегаций в один голос говорили о нашей работе с дошкольниками: «Берегите то, что у вас есть, ни в одной стране мира всего этого и близко нет!». Многое уже не сберегли, потеряли. Сердце кровью обливается, когда узнаёшь о запустении, разрушении, растаскивании по кирпичику тех замечательных дач, куда мы вывозили воспитанников детских садов каждое лето. И фактически – за символическую для родителей плату… Что касается нынешнего укрупнения, то здесь базовой площадкой эксперимента стал Южный округ Москвы. Первоначально была вполне гуманная установка: объединение садов со школами будет происходить по желанию. Но не тут-то было! Как только появились несогласные, из департамента сразу же поступили чёткие установки повсеместно подтверждать это «желание». Как правило, задним числом. С подписями всех членов коллектива. А вообще, надо признать, что из-за такой вот политики департамента, детские сады лихорадит все последние пять лет. Мне кажется, корни последней проблемы заключаются в следующем. Президент страны Путин дал указание повысить зарплаты учителям и воспитателям. На местах начали изыскивать средства за счёт сокращения кадров. В том числе и под видом инноваций. Когда, к примеру, в двух группах детского сада будут работать не четыре воспитателя, а три. И это – при увеличении числа воспитанников детских садов в Москве.
К тому, что сказала Светлана Ивановна Мерзлякова, могу добавить свои соображения.
Вот что для меня удивительно.
Деньги в стране находятся на всё, что хотите, только не на детей.
Глава Чечни Кадыров нашёл средства для фантастического, сказочного строительства в Грозном.
На новую комиссию по установлению межнационального мира запросили миллиард рублей. И ведь найдут с лёгкостью, как нашли пятнадцать миллиардов для проведения Дальневосточного саммита.
Президент Путин приезжал в Татарстан и сосчитать не смог, сколько мечетей там построено.
На переписывание истории, куда будут включены сведения о том, что бог создал человека, тоже деньги есть.
Только на детей и тех, кто призван с ними работать, тех, кто работает с ними по зову сердца, денег не хватает.
Помните лозунг? Всё лучшее детям.
Теперь у нас всё лучшее олигархам.
Которые ещё и в президенты метят.
А как же наши малыши?
А что малыши? Пусть погуляют.
Андрей Тюняев,
главный редактор газеты «Президент»
Комментариев нет
От большинства педагоговдетских садов Южного округа (которых запугали как 1937г — что нельзя никуда писать и жаловаться) — огромное вам спасибо за такую умную и обоснованную статью.
Полностью поддерживаю автора статьи. На самом деле вся «добровольная» реорганизация происходит «насильно».
Должно быть так и все!!!! Не согласны — пиши пропало, жди разнообразных проверок (не всегда по делу, просто так «докопаться») и всех недовольных наказать.
Задача Программы «Столичное образование 2012-2017» гласит — повысить качество образования!!!! Интересно — как оно повысится? Разберем
ся….
Наша система дошкольного образования всегда считалась лучшей! А «новаторам» сверху все надо модернизировать!:
Поваров — убрать!
медсестер — тоже (что им делать в саду, да еще целый день? Пойдут под детские поликлиники на зарплату 12 000. Хватит им.)
Заведующим и старшим воспитателям тоже нечего делать в детских садах.
Завхозы — туда же!
Младшие воспитатели тоже под вопросом. Чиновникам они кажутся просто уборщицами, а на самом деле они ПОМОЩНИКИ и полноценно участвуют в воспитании дошколят.
Кто останется — воспитатели ! И то не известно, на долго ли, и на какую зарплату.?
Все это , обещают нам будет только во благо детей. Вот тебе и повышение качества образования!!!!!!!
ИННОВАЦИИ одним словом. Получится или не получится? Вы карабкайтесь а мы посмотрим, может еще что поменяем….
Поменяли уже одни милицию в полицию — и что?
Я полностью согласна с данной статьей. Все на самом деле очень страшно: когда проводили реорганизацию в Министерстве обороны, все наверху поддерживали, что все будет хорошо, выкинули военных, болеющих всем сердцем за армию, оставили только «рядовых, со всеми согласных «менеджеров», а теперь выход какой: уволить Сердюкова за то, что что-то пошло не так, а армии-то нет. Вот такое же ждет и Министерство образования: сейчас все будут (там, наверху) «поддерживать» реформу, а потом (уже заведомо знают) просто откажутся от реорганизации путем увольнения чиновников, и как всегда все вернется «на круги своя», а потом виноваты останутся люди на местах.
Мы живем постоянно в эпоху реорганизаций и перемен. Время такое. А идея, наверно, неплохая для отстающих образовательных учреждений объединиться и стать лучше. А что делать тем, кто сам может выжить самостоятельно. Зачем им объединяться? Может стоит посмотреть, что будет в комплексах, которые только-только объединились. Грворят, что такие объедиения давно есть, но они единичны. А главное, что в них есть умный руководитель. А кто сказал, что при таком массовом объединии мы получим много умных руководителей? А не развалят ли они всё то, что создавалось годами? Ведь в погоне за большим, мы можем потерять «изюминку», малое, но очень ценное. Может всё таки постоять и оглянуться. Я не говорю, что всё надо оставить как есть, надо менять и самим меняться, но не гигантскими шагами, а «тише едешь, дальше будешь». Давайте посмотрим, как будут работать в дошкольных учреждениях медсестры из здравоохранения и много ли их теперь останется? Как повара справятся с задачей «комплексного питания», не потеряем ли мы качество7 А что приобретём? Как будут работать дошкольные отделения в комплексах? И что приобретут школы от такого объединения головную боль, приток дошольников за парты??? Давайте подумаем….