Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России в этом году должен достичь 70 млрд долларов, заявил министр экономразвития Андрей Белоусов на «круглом столе» Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2012). В прошедшем году в Россию пришло почти 53 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, но «этого крайне недостаточно, и уже в этом году мы ставим себе планку достичь 70 миллиардов», сообщил министр. И добавил, что в дальнейшем правительство намерено наращивать этот уровень: «Если кризиса не будет, планируем увеличивать, зачем же останавливаться».
Комментируя сказанное министром, дин из журналистов выразился шуткой: «Хорошо, когда во власти работают такие оптимисты, надеющиеся что иностранные инвесторы, которых интересует только прибыль, будут активно вкладывать деньги в российское производство, находящееся в глубокой стагнации. Ведь темпы роста обрабатывающих производств в России за последние полтора года упали в шесть раз – с 8,2% в 2010, до 1,3% в 2012 году. К тому же, по итогам марта-апреля нынешнего года, впервые с кризисного 2009-го, зафиксировано помесячное снижение ВВП и объемов выпуска продукции в промышленном производстве».
Кроме того, цифры Росстата говорят о негативном состоянии российской экономики: приток прямые иностранные инвестиции составляют всего лишь 3,8 млрд долларов.
Президент России Владимир Путин, сославшись на опросы, проведенные «уважаемыми международными компаниями», заявил: если осенью прошедшего года из 150 опрошенных компаний выразили желание инвестировать в Россию только 25%, то весной нынешнего число желающих выросло до 48%. То есть число инвесторов, желающих вложить средства в российскую экономику, за год выросло почти вдвое.
Сейчас Россия является одним из крупнейших в мире получателей ПИИ. По итогам 2011 года в страну пришло 52,9 млрд долларов. Это седьмой результат среди четырех десятков крупных экономик мира (по данным UNCTAD). Приток ПИИ в страну составляет около 3% ВВП, что больше, чем у крупнейших мировых импортеров мировых инвестиций – США. По этому показателю Россия опережает также соседей по БРИК – Китай, Бразилию, Индию, а также большинство европейских стран. Из каждых 100 долларов мировых инвестиций в Россию приходят 3,5 доллара.
Однако, эти же «инвесторы» наладили и обратные потоки: в прошлом году достиг 67,2 млрд долларов, по объему экспорта ПИИ российские резиденты на 10-м месте в мире. При этом на каждые 100 мировых прямых инвестиций приходится уже 4 доллара.
То есть при «вложении» в «российскую экономику» каждых 3-х долларов западные «инвесторы» получают от России 4 доллара. Вот такая арифметика наоборот. Она говорит о прямом разграблении России. Причём, чем больше будет приток денег, с помощью которых иностранцы грабят Россию, тем будет больше масштаб разграбления. Таким образом, получаемые Россией инвестиции не могут служить источником роста экономики.
Об этом говорит и структура инвестиций Банка России. Центробанк подразделяет ПИИ на три вида. Первый – участие в капитале – покупка не менее 10% акций компании, или в числовом выражении – 17,4% – 13,6 млрд долларов, то есть, примерно 25 долларов из каждых и 100 долларов инвестиций.
Второе – реинвестирование доходов, когда инвестируется нераспределенная прибыль, заработанная предприятием иностранного собственника или совладельца в России. Их доля – 38%. Причём, большая часть этих капиталов приходит в Россию из Нидерландов, Швейцарии и Кипра, которые являются специализированными офшорами для российских воров-чиновников. Так что почти 40% — это ворованные российские деньги, посредством которых разворовывание России принимает ещё больший размах.
Третье – кредиты и вложения в долговые бумаги предприятий. Их доля – 43,6%. Их польза более чем сомнительна. В кризис они станут обузой для российских компаний, тормозящей их развитие, и вполне могут привести к банкротству на фоне падения производства.
Для того, чтобы развивать Россию как самостоятельную страну, где полностью отсутствует воровство, нужно заниматься не привлечениями «иностранных» вложений, единственной коммерческой целью которых является возврат с прибылью, а развивать собственные, российские производства и финансовые институты, и при этом жёстко пресекать чиновничье воровство. А пока получается обратное.
И вот результат: Россия занимает 120 позицию в международном авторитетном рейтинге Doing Business, составляемом Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Это место между Коста-Рикой и Кабо-Верде. И, что ещё более удивительно, замеры делались в Москве.
Рейтинг составляется на основе эффективности государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства. В его глобальной версии Россия заняла 120 место из 183 государств.
По отдельным показателям Москва стоит ещё на более низком уровне. Например, по простоте получения разрешения на строительство Россия находится на 178-м месте: в Москве для этого надо пройти 47 процедур. А средний показатель по Европе и Средней Азии составляет всего 20 процедур. Подключение к системе электроснабжения занимает 281 день.
7 мая президент Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике». Согласно нему, кабинет министров должен обеспечить резкий подъем России в рейтинге Всемирного банка – до 50 позиции в 2015 году, а еще через три года – до 20. Однако пока не будет решён главный вопрос, который зачеркнул весь двадцатилетний опыт российского бизнеса. Речь идёт о пресловутом законе о СРО. Его разрушительные последствия всё ещё действуют, уничтожая каждый день тысячи малых предприятий по стране.
Ещё одним важным тормозом экономического процесса является мер Москвы Сергей Собянин. Он, конечно, демонстрирует лучшие образцы личной преданности президенту. Но с его приходом всякий бизнес в Москве просто вымер. На этом фоне среди коренного русского населения растёт безработица, а все места, в которых возможно заработать хоть какие-то деньги, розданы представителям этнических преступных группировок.
Майя Назарова