Справка:
Выпускники класса Дьячковой И.П. поступившие учиться в ССУЗы, ВУЗы, работающие по специальности:
«Академический Музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского»:
1996 г. – Лемягова Наталия – была принята на II курс, закончила, работает преподавателем вокала ТПК №2 г. Тула;
1996 г. – Сержантова Ольга – была принята на II курс, закончила, работает артисткой хора Тульской государственной областной филармонии;
2004 г. – Демин Михаил закончил, работает артистом хора театра «Геликон – опера» г. Москва;
2006 г. – Сучков Константин, закончил, в настоящее время студент II курса МГК имени П.И. Чайковского;
2007 г. – Вахрушев Роман, не закончил, работает артистом хора Тульской государственной областной филармонии;
2010 г. – Мурашкин Григорий, в настоящее время солдат военнослужащий срочной службы;
2011 г. – Воробьёва Галина и Пашков Максим – учатся на I курсе.
«Московский Государственный университет культуры и искусств» (вокальное отделение):
2003 г. — Рябова Ирина поступила, закончила, работает преподавателем сольного пения ДШИ №1 г. Тулы;
2004 г. — Сергеева Светлана поступила, закончила, работает преподавателем вокала во Дворце детского творчества в г. Москве;
2007 г. — Журавлева Елена поступила, в настоящее время студентка V курса — выпускница.
Письмо о новых программах для детских музыкальных школ и школ искусств (г. Тула)
Знакомство с новыми типовыми учебными планами для детских музыкальных школ и школ искусств, где из предпрофессионального обучения исключен предмет «Сольное пение» вызвало у нас недоумение и негодование. Мы считаем данный шаг скоропалительным, необдуманным и необоснованным ни с биологической, ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.
Нам известно мнение определенных профессиональных кругов о низком (якобы) уровне обучения вокалу в начальном звене (музыкальных школах). Мы признаем наличие определенных проблем. Однако они касаются не в существовании самого предмета «Сольное пение», а имеют совершенно другие корни. Это:
- Кадровые проблемы. У нас отсутствуют четкие критерии, которым должен соответствовать преподаватель вокала. Зачастую за эту работу берутся случайные люди без вокального образования, что совершенно недопустима в столь сложном, тонком и ответственном деле, да еще с таким хрупким материалом как детский голос.
- Нет единых, установленных государством, физиологически и психологически обоснованных повозрастных требований к преподавателю и уровню вокального развития ученика, нет единой базовой программы. В результате снижается качество обучения и преемственность между начальным и средним (профессиональным) звеньями вокального образования. (Это отмечено в более общем виде и в монографии «О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств».)
По нашему мнению, изъятие из типовых учебных планов предмета «Сольное пение» явно противоречит целям и задачам новых дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Цитируем: «Основная цель данных программ – приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение навыков. Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а так же выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.» Нам непонятно, по каким причинам эти цели и задачи предполагаются нереализуемыми средствами академического пения.
Приведение в действие новых учебных планов относительно вокала будет иметь сугубо отрицательные последствия.
- В качестве приоритетной задачи новые программы выдвигают предпрофессиональную подготовку. В области академического пения она будет отсутствовать. Тем самым нарушается один из основополагающих принципов педагогики, любого воспитания и обучения – принцип преемственности между разными этапами обучения и развития.
- Неизбежно сократится приток абитуриентов на вокальные отделения профессиональных средних (а затем и высших) учебных заведений. И каков будет уровень подготовки, начальная база для профобразования у тех, кто пришел?
- Начало работы с голосом ученика сдвигается на возраст 15-18 лет. При этом предлагается аргумент о больших физических нагрузках при пении, якобы непосильных для детского возраста. Нас этот аргумент совершенно не убеждает.
С анатомо-физиологической точки зрения организм в основном завершает своё развитие у девушки – к 15 годам, у юноши – к 18. Освоение каких-либо принципиально новых навыков взрослым происходит значительно сложнее и тяжелее, чем в пластичном детском возрасте. К тому же к 18 годам уже приобретаются (в отсутствие целенаправленного формирования организации) мешающие профессиональной вокальной деятельности дефекты голоса, дыхания, осанки, психики. В более раннем возрасте они могут быть предупреждены или скорректированы. В проблеме следует учитывать усугубляющее её снижение общего здоровья населения, в том числе детей и молодежи.
В качестве иллюстрации. В пении архиважное значение имеет дыхание. Большинство специалистов считают оптимальным диафрагмально-нижнереберное дыхание (Рудин Л.Б. «Основы голосоведения», М.: Граница, 2009 г., Сборник научных трудов. II Конгресс Российской общественной академии голоса «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика», М.: Граница, 2009г., Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение: секреты вокального мастерства», Ростов на Дону: Феникс, 2008 г. и другие). Оно формируется на основе естественного гармонично- полного (диафрагмально-реберного) типа дыхания. Однако по данным большинства физиологов и медиков у современных людей этот естественный тип дыхания по разным причинам нарушается, как правило, с 12-летнего возраста и в дальнейшем требует восстановления путем специальных упражнений. (К. Динейка «Дыхание, движение, здоровье», Приокское книжное издательство, Тула, 1978 г.). С этой точки зрения проще начинать обучение и певческому дыханию до 12 лет.
Пение – использование уникального и сложнейшего естественного инструмента – человеческого тела. Очень важно помочь ему правильно сформироваться, голос надо взрастить, направить его развитие в нужное русло! Это значительно логичнее, естественнее и эффективнее, чем «ремонт» уже взрослого «инструмента» с зафиксированными дефектами.
Во всех видах искусств, где человек работает телом (балет и другие танцы, акробатика, цирковые искусства и так далее), а также в спорте обучение и развитие организма в необходимом направлении традиционно практикуются с раннего возраста. Иначе не получить профессионального результата. Так почему же вокал должен быть исключен?
- Другое дело – как мы будем решать эту задачу? Работа с голосом, особенно с детским, требует чрезвычайно аккуратного и профессионального подхода. Принцип «Не навреди!» должен быть первейшим. И здесь снова возникает тема квалифицированности педагогических кадров и разработки единых государственных критериев и базовых программ. Они должны исходить из физиологических и психологических возрастных особенностей учеников, отражать возможные ступени развития ученика соответственно его возрасту, допустимые вокальные нагрузки, требования гигиены голоса, примерный рекомендуемый репертуар, предполагать индивидуальный подход к каждому ученику.
Особо должна оговариваться работа с голосом в период мутации «эта работа возможна и нужна, но требует особенно щадящего подхода и режима, особого репертуара. Вместо двух занятий по 45 минут желательно проводить три по 30 минут. В это время полезно давать прослушивание различных голосов – образцов великих певцов разных поколений, и так далее. В данном сложном вопросе на первый план выступает методика и квалификация педагога. Здесь особо значимо выявление, анализ, обобщение и распространение опыта работы педагогов в этом направлении. (Если требуется, можем предположить описание личного опыта применением методического материала.)
- В отсутствие вокальных отделений в музыкальных школах поющие дети пойдут в разного рода кружки и самодеятельные коллективы, где они стихийно приобретают навыки неграмотного пения. Постановка голоса в этих коллективах отсутствует или проводится непрофессионально (затрудняемся сказать, что хуже). К 15-18годам дефекты и неверные навыки уже зафиксированы, что зачастую приводит к профнепригодности изначально одаренных детей.
- В новых учебных планах предусмотрено хоровое пение, которое никаким образом, даже отчасти не решает задач предпрофессиональной подготовки вокалистов, поскольку каждый голос уникален и для его постановки требуется исключительно индивидуальная работа.
- Исключение из учебных планов музыкальных школ сольного пения остро ставит вопрос трудоустройства соответствующих педагогических кадров, а также нынешних и будущих выпускников музыкальных педвузов по этой специальности.
- В новых программах цель допрофессиональной подготовки детей ставится на первое место, а общеэстетическое воспитание подрастающего поколения – на вторых ролях и в определенной степени дается на откуп клубам, кружкам, секциям. Мы бы не стали так ставить вопрос. Указанные задачи – разные, но сопряженные и равноценные, и они должны решаться параллельно и комплексно.
Грамотное эстетическое воспитание, культурное развитие детей и молодежи крайне актуально в нынешнем обществе.
Мы наблюдаем удручающее падение общей культуры, «массовой» культуры, примитивный художественный уровень современной эстрады, поток безвкусицы и пошлости в средствах массовой информации, а зачастую и с подмостков театров. Люди разучились не только петь (во дворах, в застолье), но и нормально разговаривать. Нарастает дефицит общения, в том числе в семьях. Родители всё хуже справляются с задачами воспитания и развития детей, плохо организуют их свободное время. Зачастую дети и молодежь предоставлены сами себе, проводят время на улице в примитивном общении (нередко с пивом) или часами сидят у компьютера. Всё больше распространяются девиантные формы поведения детей, подростков и молодежи, склонность к наркомании. Число разных кружков и секций, по сравнению с советским периодом, сократилось, они стали платными, притом достаточно дорогими. В общеобразовательных школах сокращается количество часов дополнительного образования, всё меньше внимания уделяется эстетическому и общекультурному развитию. В этих условиях значимость музыкальных, художественных школ, школ искусств для нормального развития и организованной занятости подрастающего поколения возрастает многократно.
- Особая роль в рассматриваемом аспекте принадлежит академическому вокалу. Эти занятия – не только правильное развитие голоса, но и определенная гармонизация личности, мощный фактор формирования общей культуры. Через ребенка и общение с педагогами происходит определенное позитивное влияние и на его родственников. Практика показывает, что сольное пение – одна из самых востребованных специальностей в школах искусств. Одна из причин этого – дороговизна музыкальных инструментов, что ограничивает возможности обучения детей по соответствующим специальностям.
- Не можем не отметить значительный социальный запрос на учащихся вокалистов, которые выступают на концертных площадках при проведении различных праздников, фестивалей, других городских и районных мероприятий.
- Определенным и существенным подтверждением возможностей и демонстраций результатов занятий детей академическим вокалом являются различные замечательные конкурсы. На них выросло уже несколько поколений учеников. При этом очень хорошо прослеживается их вокально-музыкальное и физиологическое развитие.
Прекрасно зарекомендовали себя такие конкурсы как: «Серебряный голос» г. Москва, где председатель жюри — профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского — народная артистка Писаренко Г.А.; «Жар птица» г. Иваново, председатель жюри – народная артистка Иванова Л. Г.; «Конкурс юных вокалистов» имени А. Пирогова г. Рязань, председатель жюри – профессор Московской консерватории народный артист Глубокий Ю. С. и некоторые другие конкурсы.
На основании вышеизложенного мы предлагаем:
- Восстановить в учебных планах музыкальных школ исключенную обсуждаемую вокальную специальность;
- Строго соблюдать принцип преемственности в трех ступенях допрофессионального и профессионального академического вокального образования;
- В соответствии с вышеуказанным принципом сохранить название специальности «Сольное пение»;
- Разработать критерии профессиональной подготовки педагога по вокалу. В качестве обязательного условия включить вокально-педагогическое образование;
- Наладить периодическую аттестацию педагогов и лицензирование их деятельности на основании вышеуказанных критериев;
- Организовать систематическую грамотную курсовую подготовку вокальных педагогов, а так же изучение, обобщение и пропаганду передового опыта работы;
- Разработать государственные стандарты содержания образования и уровня вокального развития учащихся поэтапно в соответствии с принципом преемственности и на основе психофизиологических возрастных особенностей и возможностей детей. На этой основе разработать базовую государственную программу по предмету «Сольное пение». Предусмотреть сочетание определенного единства требований с индивидуальным подходом в обучении;
- Ввести в программу в качестве обязательного требования соблюдение правил гигиены голоса;
- Установить минимальный возрастной ценз приема детей на специальность «Сольное пение» 9-10 лет;
- Занятия по предмету «Сольное пение» не должны превышать двух академических часов в неделю. Они могут комбинироваться как 2 часа по 45 минут или 3 часа по 30 минут. Занятия необходимо проводить с концертмейстером. В двух последних классах надо добавить 1 час и еще 1 час на занятие в ансамбле в классе предпрофессиональной подготовки
- В программе должна быть особо оговорена работа с голосом в период его мутации. Необходимо обобщить и распространить опыт работы в этом направлении лучших практических педагогов;
- Еще один факт иллюстрирует реальную возможность качественной допрофессиональной подготовки по академическому вокалу в музыкальных школах и школах искусств – поступление в течение ряда лет выпускников нашей школы в средние профессиональные учебные заведения по данной специальности и их успешное там обучение.
Дьячкова Ирина Петровна