Что нам говорит закон? А закон нам говорит: любое лицо в государстве, в том числе и первое, должно осуществлять свою деятельность в интересах государства и в интересах народа. Для реализации этой идеи существует институт демократии, благодаря которому первое лицо государства путём выборов делается таковым. И по результатам своей работы первое лицо государства должно отчитаться перед гражданами о своей деятельности. Всё, вроде, грамотно.
Однако, оказавшись на самом верху и став тем самым первым лицом государства, такое лицо, если оно слабое, корыстное и преступное по своему нутру, то оно устремляется к такому устройству государства, при котором вместо того, чтобы работать на благо народа и отвечать за это перед народом, первое лицо нагнетает тоталитаризм. И начинается такая возня, как правило, с ущемления свободы слова.
Первое лицо Российского государства в трусости не заподозришь – выступления Дмитрия Медведева открыты и сопряжены с большим числом откровенных дискуссий. В этой связи, как-то не вяжется такая его открытость с той преступной инициативой, на которую пошёл недавно Минюст. Похоже, министр юстиции РФ Александр Коновалов проявил досадную самостоятельность, из-за которой российский народ будет считать лицом, культивирующим в России фашизм, не самого Коновалова, а действующего президента.
Итак, в чём суть? Суть в следующем. Минюст разместил на сайте госзакупок заказ на систему мониторинга и анализа информационных материалов СМИ и блогов. Ведомство собирается систематизировать информацию о себе, первых лицах государства, а также чрезвычайных происшествиях и преступлениях. На это оно готово потратить 3,5 млн. бюджетных рублей.
При этом заказчик уже составил список обязательных источников, которые служители юстиции будут отслеживать. В него входят 284 СМИ. Всего же база, на основе которой планируется проводить мониторинг, должна пополняться материалами не менее чем из 5 тыс. источников, в том числе включать не менее 500 «влиятельных» блогов. Система будет обеспечивать сбор и анализ не только текстовой, но и аудиовизуальной информации из открытых источников. А обновляться информация должна мгновенно в режиме реального времени.
Согласно техническому заданию Минюста, группировка материалов должна происходить по темам. На первом месте стоят сообщения о президенте РФ, на втором – о премьер-министре, а уже после идут ЧП, новости законодательства, проблемы правоприменения. При этом система должна уметь отделять «позитив» от «негатива» в материалах о Министерстве юстиции и непосредственно о министре, анализировать новости о судебной реформе и Европейском суде по правам человека.
Заказчик требует, чтобы «негативные» сообщения выделялись красным цветом, «позитивные» – зеленым, а все остальные – серым.
Между тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года (в редакции от 23 октября 2008 года) и в соответствии с иными норматино-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации должно заниматься выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах: исполнения уголовных наказаний; регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них; адвокатуры и адвокатской деятельности; нотариата и нотариальной деятельности; государственной регистрации актов гражданского состояния; легализации и апостиля; обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; противодействие коррупции; антикоррупционная экспертиза законопроектов. Это полный список функций министерства.
Как видим, среди функций Минюста не указаны ни функции слежки за гражданами России, ни функции сбора информации о гражданах РФ, тем более что вся эта информация, судя по затребованным цветовым индикаторам, будет применена против граждан РФ.
Нашу позицию подтверждают многие политики и общественные деятели. «Минюсту, насколько я понимаю, еще не вменены в обязанность надзорные функции за содержанием информации, ему вменены надзорные функции за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, а также анализ законодательства»,– возмутился этим «госзаказом» аналитик движения «За права человека» Евгений Ихлов.
Однако в нарушение закона такой мониторинг осуществляется Минюстом и сейчас. «У нас ежедневно отслеживаются все эти новости, – подтвердил одному из изданий источник в Министерстве юстиции.– Просто пришло время перезаключать контракт».
По словам источника, информационная среда анализируется полностью, а что касается мониторинга блогов, то и это тоже не нововведение: «Поиск проходит абсолютно по всем блогам, есть раздел иностранных СМИ».
Естественно, возникают опасения, что надзорное ведомство будет еще и каким-то особым образом реагировать на полученную, к примеру, красную информацию. Это настораживает президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова. «Боюсь, что мне не нравится эта идея. Зачем это Минюсту? Разве пресс-служба Министерства юстиции отвечает за пиар первых лиц государства, чтобы отслеживать подобные новости? Я не верю в это. Это очень сомнительная история, и я не вижу разумного объяснения подобных денежных расходов».
Зато мы видим объяснения. И самое разумное из них – это то, что власть в лице и посредством Минюста, в нарушение действующего законодательства выстраивает систему тотального наблюдения, сбора информации и контроля за гражданами РФ. Цель такого противозаконного акта – тоталитаризм с прицелом на фашизм.
Татьяна Волкова