Степень манипуляции общественным сознанием в современной России порой достигает таких высот, что голова идёт кругом. Достаточно вспомнить, как небезызвестный Геннадий Гудков, охотно комментирующий всё и вся, будучи заместителем председателя комитета Госдумы по безопасности, после теракта в «Домодедово» моментально консолидировался с зарубежными СМИ, налево и направо высказывая соображения о непрофессионализме спецслужб и вине вертикали власти. А между тем структурой, осуществляющей охрану «Домодедово», является холдинг охранных структур безопасности «Оскордъ». Имя собственника и род его деятельности можно узнать из статьи «Криминальные авторитеты «Народной партии»»: «Геннадий Гудков. Самый «авторитетный» специалист в области негосударственной охраны. В 1992 г. создал объединение структур безопасности «Оскордъ», крышевал бизнес и вышибал долги из предпринимателей».
Виноваты все, кроме Гудкова!
Зная, что главный охранник аэропорта «Домодедово» сам Геннадий Гудков, бывший комсомольский работник и сотрудник КГБ, моментально ставший в новых условиях бизнесменом и постепенно выбившийся в депутаты, все его публичные откровения после январского теракта воспринимаешь по другим углом.
«Смелый» Гудков признал, что российская власть не может решить проблему терроризма и потому нуждается в ротации. Из заявления «Интерфаксу: «Увы, сегодня становится всё более очевидным, что вопрос, касающийся терактов, обретает всё большую политическую окраску: а способна ли нынешняя власть дать адекватный ответ террористической угрозе? И я вынужден ответить: нет, не способна».
По мнению «принципиального» парламентария Гудкова, призванного в значительной степени отвечать за нашу с вами безопасность, власти не могут устранить коррупцию, непрофессионализм в работе специальных ведомств, наладить нормальную работу госструктур, решить вопросы безопасности граждан, поэтому единственный выход – «ротация власти». «Никаких прорывных решений нет и быть не может, потому что сама власть показывает абсолютную неспособность управления многими процессами в стране».
По реактивному мнению «последовательного» депутата, кадровые решения после теракта в «Домодедово» – отставки главы управления на транспорте МВД по ЦФО, начальника линейного управления внутренних дел аэропорта и двух его замов – ничего не изменят, и были произведены, чтобы успокоить население. «Я считаю, что наши большие начальники, ответственные за организацию борьбы с терроризмом, пытаются сейчас спрятаться за спины подчиненных, предъявить претензии к бизнесу, который якобы должен вместо государства пресекать террористическую деятельность. Наказывают стрелочников. Ни в одной другой стране мира такие объяснения, наверное, не прошли бы».
И продолжает обиженно: «Вот сейчас наводят порядок в «Домодедово». А на подъезде к «Домодедово» мы навели порядок? Нет. А если в электричке рванет, а если в гипермаркете или на улице? Что, мы теперь в каждом придорожном туалете должны поставить видеокамеру, а в каждом трамвае – металлоискатели? Совершенно понятно, что исчерпан инструментарий интенсивных мер по борьбе с терроризмом».
По мнению депутата из бывших сотрудников КГБ, в ситуации с терактом в «Домодедово» «совершенно очевидна вина государства, вина правительства, вина руководителей ответственных ведомств, вина вертикали власти». Гудков считает, что даже если бы ФСБ И МВД работали идеально, «они не смогли бы справиться с возрастающей террористической и экстремистской угрозой». «Ясно, что это не только отдельные проколы законодателей и не только недостатки в работе спецслужб и правоохранительных органов. Не работает государственная система в целом. А она и не может работать, потому что коррупция, потому что реформа правоохранительной системы подменяется декорацией, нарушаются права человека, принципы морали, правосудия, справедливости. Это системные изъяны нашей страны».
Апофеозом многочисленных высказываний «кристально честного» Гудкова является вывод о том, что в такой ситуации нельзя победить терроризм, «как бы мы ни накачивали мышцы силовых структур». При этом депутат подчеркивал, что не оправдывает действий должностных лиц ФСБ и МВД. «Они тоже виноваты и виноваты серьезно, потому что вместо того, чтобы ловить бандитов, у нас милиционеры с большим удовольствием трясут старушек на входе в метро. А лицам так называемой кавказской национальности зачастую предъявляют таксу от 500 до 800 рублей при проверке документов».
Оставим «старушек на входе в метро» на совести высокопоставленного депутата. Возможно, он видел, как их «с большим удовольствием трясут» в 90-е годы. Когда сам изредка спускался в подземку.
Запали, понимаешь ли, бедные старушки в гудковскую душу.
Зато нам в связи с гневной политической велеричивостью Гудкова, у которого виноваты все, только не он, напрямую причастный к охране аэропорта «Домодедово», почему-то приходит на память сцена из фильма «Любовь и голуби». Когда жена наивно жалуется на измену мужа именно той, с которой он изменял.
Однако г-н Гудков превзошёл киногероев и даже самого себя, пытаясь вовлечь даже прокуратуру к преследованию дирекции газеты «Президент», поведавшей правду о происходящем в аэропорту «Домодедово».
«Ангелы» в «Домодедово». А кто же «дьяволы»?
Вслед за газетой «Президент» ситуацию в аэропорту и «вокруг него» подробно обрисовали журналисты других изданий.
Наиболее интересным представляется материал Михаила Торопова о том, как обвиняемые в подделке финансовых документов и судебных доказательств хозяева «Ист Лайн» (аэропорт «Домодедово») шьют дело на миллиард не кому-нибудь, а фактически Дмитрию Медведеву и Владиславу Суркову!
Учитывая социальную значимость этой публикации, есть смысл привести её практически полностью.
Итак, скандальная возня вокруг столичного аэропорта «Домодедово» и его управляющей компании «ИстЛайн» по самым разнообразным негативным поводам не утихает уже несколько месяцев. При этом аэропорт, имиджу которого, казалось бы, публичные скандалы только вредят, ведет себя довольно странно, сам активно раздувает шумиху в прессе. В попытках обелить компанию ее пиарщики не просто готовы говорить о существовании заговора против «Домодедова», но и обвиняют в этом крупных государственных чиновников.
Недавнее объявление решения владельцев «Домодедова» об отмене IPO (аэропорт намеревался продать около 25% своих акций примерно за $1,2 млрд.) лишь подлило масла в огонь и послужило очередным поводом для новых публичных обвинений в адрес предполагаемых оппонентов.
Среди заговорщиков уже значатся заместитель руководителя Администрации Президента РФ Владислав Сурков, Председатель Правительства РФ Владимир Путин и даже Президент России Дмитрий Медведев. Правда, ко всем указанным персонам отношение разное. Например, Суркова прямо обвиняют в попытки забрать «Домодедово» под себя. О Путине высказываются осторожнее, мол, кто его знает, при делах он там или не очень. О Медведеве пишут без особого почтения, как о человеке, который лишь подмахивает и озвучивает то, что ему подсунут или подскажут.
В команду врагов аэропорта, согласно многочисленным пропагандистским публикациям, записали и кучу деятелей рангом пониже. В частности, бывшего Министра энергетики РФ и спецпредставителя Президента РФ по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова, вроде бы предложившего владельцам «Домодедова» продать контрольный пакет акций аэропорта дешевле его рыночной стоимости. Туда же, в команду врагов «лучшего российского аэропорта», настойчиво тянут Министерство транспорта РФ во главе с Игорем Левитиным и всю Генеральную прокуратуру РФ с их «смехотворными» претензиями к аэропорту.
На первый взгляд, попытка защитить себя от реальных и мнимых внешних угроз, обвинив в попытке «наезда» первых лиц государства выглядит, мягко говоря, необычно. В то же время в «Домодедове» прекрасно понимают, что сильные мира сего, скорее всего, никогда и не узнают о существовании такого рода публикаций. Тем более, по законам жанра, все это публикуется анонимно.
Между тем, выстраивая параноидальную на первый взгляд картину «вселенского заговора» против «Домодедова», его владельцы реализуют вполне очевидную стратегию защиты. Теперь любые обвинения в адрес компании, в том числе обвинения в реальных проколах, просчетах, проступках и даже уголовных деяниях акционеры аэропорта могут списывать на заговор и происки медведевых, путиных, сурковых и «симпатизирующих» им бизнесменов. Нет сомнения, что акционеры «Домодедова» безгрешны, а все претензии к ним – лишь попытка недружественного поглощения лучшего и доходнейшего авиапредприятия.
«Вселенский заговор» с криминальным душком
Именно таким образом хозяева «Домодедова» пытаются обставить весьма неприятную для них историю с попыткой хищения из ранее обслуживавшего аэропорт «Мастер-Банка» более миллиарда рублей, – продолжает Михаил Торопов. В конце марта 2011 года глава «Мастер-банка» Булочник Б.И. обратился в Следственный комитет РФ с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту фальсификации компанией «ДОМОДЕДОВО КОНСТРАКШН МЕНЕДЖМЕНТ» финансовых документов (в частности, банковской гарантии), а также фальсификации доказательств, предоставляемых суду.
Механизм изъятия состоял в следующем. Компания «ДОМОДЕДОВО КОНСТРАКШН МЕНЕДЖМЕНТ» (ДКМ) пригласила подрядчика для строительства и реконструкции аэропорта «Домодедово» – некое ООО «СИВАС» и авансировала его работу.
Однако договор был расторгнут досрочно, т.е. подрядчик полученный аванс не отработал и компания ДКМ обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании более одного миллиарда рублей с «Мастер-банка» как с гаранта подрядчика.
Как указано в заявлении о возбуждении уголовного дела, в рамках арбитражного процесса представители «Домодедова» представили 4 копии банковских гарантий якобы «Мастер-банка» от 20 июня 2008 года № 63/1, «имеющих различное текстуальное содержание». Оригинал банковской гарантии в Арбитражный суд истцом предоставлен так и не был. Представители ответчика предъявили суду образцы подписей должностных лиц банка и заявили о том, что предоставленные ДКМ суду копии документов фальсифицированы и подписи на них поддельные. Ходатайство представителей банка о проведении почерковедческой экспертизы судом по непонятным причинам было отклонено. В итоге, руководство «Мастер-банка» было вынуждено обратиться в Следственный комитет РФ.
Из материалов дела видно, что данный конфликт носит локальный, исключительно денежный характер, правда, с криминальным душком. Однако защитники хозяев аэропорта и этот конфликт пытаются преподнести в качестве элемента «большой игры», а обвинения в откровенной «уголовке» представить чуть ли не политическим заказом все тех же руководителей государства. Впрочем, в данном случае фальсификация видна и без специальных экспертиз. Ведь если «заговору» против аэропорта нет еще и года, то спорам за миллиард уже больше двух лет.
Куратором «миллиардной аферы» со стороны «Домодедова» с самого начала выступал председатель наблюдательного совета «Ист Лайн» Валерий Коган. К слову, ему же источники в компании приписывают инициативу по «правильной подаче» темы наезда государства на аэропорт.
Валерий Коган: сотрудник ГРУ или агент «Моссад»?
Несмотря на публичный статус г-на Когана, широкой общественности о нем мало что известно, если не считать бесконечных сообщений о покупках им объектов элитной недвижимости в разных частях света, да одной грязной истории, связанной с рейдерским захватом подмосковной земли, в которой г-н Коган «засветился» лично. Даже для многих людей, работающих непосредственно с Коганом, он остается человеком-загадкой. Характерно, что ведущие СМИ запутались в статусе Когана в «Домодедове» – то он один из совладельцев аэропорта, то нет, то ли он вообще истинный хозяин аэропорта, а не Дмитрий Каменщик, как принято считать.
Надо сказать, Валерий Коган и сам порой склонен к мифотворчеству и не дурак нагнать туману. Скажем, после того, как западные журналисты, очевидно перепутав его с однофамильцем-банкиром, назвали его другом Путина, г-н Коган не стал протестовать и требовать опровержений, а некоторое время пользовался этой «дружбой» в случаях, когда это было выгодно и «прокатывало». Кто-то воспринимает его, как выходца из ГРУ, кто-то как агента Моссада.
Надо сказать, что в биографии г-на Когана действительно немало странностей. Уроженец Душанбе, да еще и с фамилией Коган, умудрившийся попасть в Советском Союзе в ВМФ – это уже уникум.
Валерий Коган, инженер-строитель по образованию, в восьмидесятых работал на должностях инженера и начальника РСУ Совета Министров Таджикской ССР. В 1990 году был переведен на работу в хозяйственное управление таджикского Совмина, а позже – референтом в представительство Таджикистана в Москве. В начале девяностых был заместителем начальника представительства.
Именно в это время, то есть находясь на госслужбе, Валерий Коган сумел заработать серьезный капитал. Сам он предпочитает говорить, что заработал на продаже хлопка, поставляемого из Таджикистана. Очевидно, именно в тот период г-н Коган оброс очень серьезными связями среди российских пограничников. Кстати, именно в те годы произошел качественный скачок в масштабах поставок афганского героина на территорию России.
В середине девяностых Валерий Коган тесно контактировал с Иосифом Кобзоном и его фирмой «Московит». По всей видимости, структурам «Московита» были интересны отлаженные контакты Когана с пограничниками. По данным спецслужб США, Кобзон был причастен к наркоторговле и продаже оружия. Кроме того, считается, что Коган профилировался на схемах вывода финансовых средств, в том числе в интересах устойчивых организованных преступных сообществ («солнцевское», «грузинское») за рубеж через аффилированные с ним коммерческие структуры, в том числе на Украине, в Израиле и США.
Коган В.М. входит в состав учредителей российско-американского СП «ЗС Индэстриз Интернешнл», ООО «Коммуникационные системы в промышленности», ООО «Компания «Транзит+М», ООО «МОКК», ООО «О.С.Д.», а также ряда зарубежных компаний. С 1996 года Коган В.М. работает в должности президента ЗАО «ЮгТрастИнвест», а также является руководителем ООО «Варриат», и входил в состав учредителей «Комторгбанка» (лицензия отозвана), а также ООО «Свободный капитал».
После прихода к власти в Таджикистане Эмомали Рахмона Коган некоторое время оказывал своего рода услуги по private banking для высокопоставленных таджикских чиновников — в основном помогал переводить их личные деньги на зарубежные счета, преимущественно в Швейцарию. По имеющимся данным, в этот период российские правоохранительные органы заинтересовались крупными теневыми финансовыми операциями, которые проводил г-н Коган. Однако никаких юридических последствий для него это не спровоцировало.
Таджикский этап карьеры г-на Когана, очевидно, исчерпал себя из-за того, что у него возникли проблемы с местным КГБ. По сведениям и УВКР (Управление военной контрразведки) по пограничным войскам Душанбе, Валерий Коган «изучался таджикскими спецслужбами по делу об измене родине в форме шпионажа» в пользу израильского «Моссада».
Зато теперь, в России, в своем окружении г-н Коган сам поддерживает версию о своих контактах с представителями израильских спецслужб «Моссад» и «Шаббах», сотрудники которых находятся, в том числе в Москве, под легендой работников представительства авиакомпании «Эльш-Аль Израел Эрлайнс ЛТД», в настоящее время совершающей регулярные рейсы через аэропорт «Домодедово». Так или иначе, эта легенда открывает перед ним многие двери в Израиле и США.
Одновременно с этим г-н Коган активно распространяет и другую легенду – о том, что он якобы является высокопоставленным и ценным работником ГРУ ГШ ВС России и пользуется протекцией экс-министра обороны РФ нынешнего вице-премьера Сергея Иванова, а также недавними руководителями ГРУ. Какова доля правды в этой легенде, сложно судить. Отметим лишь, что для разведчика у Когана, в отличие от того же Сергея Иванова, не слишком в ладах с иностранными языками. Сам Валерий Михайлович в анкетных данных пишет: «английский, читаю, перевожу со словарем».
Мутные творцы инвестклимата
Похоже, что г-н Коган всю свою жизнь занимается мифотворчеством, успешно извлекая из этого выгоду. Вот и теперь, раздувая шум вокруг несправедливых претензий государства и государственного заговора к «Домодедову», он, в свойственной ему манере, решает совершенно практические задачи, никак с этим предполагаемым «заговором» не связанные. Всего лишь задачу на миллиард рублей. Зная г-на Когана, можно также предположить, что среди влиятельных израильтян он в этой истории выставляет себя не шпионом ГРУ, а жертвой режима и мучеником.
Ясно ведь, что истории о происках «кровавого режима» в России востребованы на Западе. Между тем, именно такие случаи и влияют на формирование пресловутого инвестиционного климата в России. Истории о том, что президент России, замглавы его администрации и половина правительства инспирировали претензии какого-то частного банка к аэропорту на сумму миллиард рублей, улучшению этого климата не способствуют.
Привычка и умение ловить рыбку в мутной воде – отличительная черта Валерия Когана. Нанося репутационный ущерб российскому рынку, да и конкретным людям, он выкраивает бонусы для себя. Для Запада он хочет быть мучеником типа Магнитского или Ходорковского. Только живым, богатым и свободным. Он уже сейчас такой, и никто не поверит, что он стоит за тривиальной попыткой хищения денег банка по поддельным документам. Благодаря усилиям Валерия Когана, для Запада слаще звучит версия о том, что это Медведев с Путиным и Сурковым решили попилить домодедовские деньги. Какой уж тут инвестклимат…
И последнее. Ещё в 2007 году известный писатель и общественный деятель, ныне редактор газеты «Президент» Андрей Александрович Тюняев задавал вполне резонный вопрос: каким же местом думал небезызвестный российский олигарх, покупая третьесортный английский футбольный клуб и вбухивая в его «раскрутку» десятки миллионов условных единиц, якобы нажитых непосильным олигархическим «трудом»? Здравый смысл подсказывает, что речь идёт о колоссальных средствах, отрываемых не только и не столько у русского футбола, сколько у русского народа. Если Рома Абрамович собирается перебраться в Британию к Березовскому, тогда в его действиях присутствует логика. А где же логика нашего государства, которое смотрит на это «сквозь»?
В случае с аэропортом «Домодедово», точнее, после теракта 2011 года, государство не стало смотреть на всё это «вскользь». И огребло по полной программе! И от коганов, и от примкнувшего к ним Гудкова.
Жаль!
Лукьян Чесноков