18 января 2011 года редакция газеты «Президент» направила Владимиру Вольфовичу вопросы по теме исторической необходимости приведения в общероссийское государственное единообразие административно-территориальных единиц с именованиями по этническому признаку. В частности, там рассматривались следующие тезисы.
В России должен быть только один Президент! Казалось бы, удивительно, но это мнение в числе первых поддержал лидер Чечни Рамзан Кадыров. И теперь он не президент. Не кажется ли Вам, уважаемый Владимир Вольфович, что за этим должен закономерно последовать следующий шаг? А именно: в России, которая хочет и в будущем оставаться единой Россией, не должно быть административно-территориальных единиц с именованиями по этническому признаку.
Сегодня в нашей стране всё больше сторонников у той позиции, что Татарстан вместо Казанской области или Чечня вместо Грозненского края и так далее – это мина замедленного действия, где часовой механизм напрямую связан с антигосударственным вектором распада России. А какова история этого вопроса? И древнейшая, и новейшая?
В США иногда говорят: испанский штат, мексиканский штат и так далее. При этом никому в голову не приходит переименовывать эти штаты по этническому признаку. Та же ситуация в Швейцарии, где при наличии нескольких государственных языков нет ни одного кантона с намёком на национальное название. А вот в СССР, Югославии было, к сожалению, по-другому. Чем всё закончилось, нам известно. Может ли подобное произойти в других странах, скажем в Испании, где есть Каталония, периодически недовольная политикой Мадрида?
С юридической точки зрения – каким путём и как долго может решаться вопрос о новом, наиболее гибком и однозначно справедливом наименовании территориальных единиц России?
Надо отдать должное Владимиру Вольфовичу Жириновскому, который не ограничивается перепиской, а старается воплотить в жизнь политические инновации немедленно. Выступая 17 февраля 2011 года в эфире грозненского телеканала, политик предложил сделать из Татарстана Казанский край, из Башкирии – Уфимский. Жириновский сообщил, что всегда выступал против национального устройства России, поскольку нигде в мире такого нет. Переименование, по мнению лидера ЛДПР, могло бы решить проблему упоминания национальности при совершении преступлений, в частности, терактов.
Иван Орлов