Проблема бизнеса понимается всяким по-разному. «Продвинутые» западные лихачи зацепили из гарвардов полностью порочные схемы, которые могут принести желаемый результат только в знающих секретный код руках. А для остальных, хотя и обучившихся там же, такое экономическое образование будет сродни МММ.
Японцы тоже себя считали, а некоторые и продолжают считать, умелыми и грамотными экономистами. Но уже в этом году государственный долг Японии вырастет до 200% ВВП. Неужели японцы всерьёз думали, что, если они сядут за парты рядом с англичанами и германцам, а вдобавок к этому сделают героев своих мультиков на лицо красивыми европейцами, то экономический сектор этих островов подтянется уже по-русски, то есть «по щучьему велению»?
Нет. Русские сказки хороши только для русских. Японцам за такую экономику харакири нужно делать. Кстати, обряд харакири – не японский. Японцы – пришельцы на этих островах. Вторгшись с территории современной Кореи, они только к самому началу 19-го века смогли окончательно одолеть местное население – айнов. От них японцы и обряд харакири заимствовали (правильное название – сепуку). Но не смогли заимствовать ни отваги, ни гордости, ни решимости.
Если немного переиначить русскую пословицу, то получим следующее: не всё то умное, что научено. Это как раз о японских экономистах. Местное правительство решило занять в 2011-м финансовом году еще 1,76 трлн долларов, и в ближайшие месяцы достигнет 200% ВВП.
В отличие от большинства стран, отягощенных большими долгами, держателями основной части обязательств местного правительства – порядка 95% – являются резиденты: местные банки, домохозяйства, пенсионные и страховые фонды, а также промышленные компании. Поэтому в Японии практически не существует риска бегства иностранцев с долгового рынка, как это было в Греции. Япония в этом смысле варится в собственном соку. И если иностранные долгодержатели могут пойти на реструктуризации или прощения долга, то местные по большей части настроены на долготерпение. При этом получается замкнутый круг: не умея делать экономику, им придётся надеяться только на себя, то есть на тех, кто не умеет делать экономику.
Время безудержного роста Японской промышленности на ворованных изобретениях из «Юного техника» прошло. Японцы и сами ростом подросли. Теперь с них спрос по-взрослому.
Ну, и, наконец, про упомянутый выше секрет. Теория долговой экономики сформулирована в Ветхом завете (Торе) и предусматривает экономическое вторжение слаженно действующей группы населения на неродственную территорию. Сначала территория вторжения разбивается на три части. Потом под эту территорию подводится экономический инструмент производства долга – печатный станок. Потом страну накачивают долгами. Потом, после кризисного наполнения долгом, эту страну организованно оставляют на заклание, выводя заблаговременно из неё печатный станок и переводя долговые активы в ликвидное воплощение в других странах. Убытки терпят все, кто не знает этого механизм. А Израиль в результате увеличивает долю миллиардеров и нобелевских лауреатов по экономике.
Сейчас этот ход проделывают с США.
Злые языки утверждают, что евреи собираются переехать в Россию, а США оставят сгорать в пламени гражданской войны между несколькими цветными группировками.
Японцы не знают таких тонкостей экономики, а пытаются себя вести так же, как и большой белый брат. Напрасно.