Дерево запечатлело переход из язычества в христианство
В музее религиозного искусства Фурвье в Лионе демонстрируется часть уникальной коллекции «Пермские боги». Созданные в XVII–XIX вв. руками народных резчиков, обруганные всеми церквями мира, не отвечающие канонам ни одной из них, эти скульптуры и теперь завораживают выразительностью ликов. У пермских Христов непривычные скуластые лица. Кроткие, смиренные и в то же время монументальные, они играли в деревнях ту же роль, что языческие идолы. Почитались больше, чем иконы. Обычно церковные обряды – крещение, венчание, отпевание, как писал первый собиратель пермской деревянной скульптуры Николай Серебренников, завершались поклонением статуе и подношением ей денег, обуви, холста, полотенец, яиц… Эта коллекция, основа которой была создана в специальных экспедициях с 1923 по 1926 год, по сути запечатлела, казалось бы, невозможное – переход из язычества в христианство.
Спаситель в пермской деревянной скульптуре – чаще всего «Полуночный». Христы, вопреки канонам, нередко сидели в «темницах» – специальных помещениях или глубоких нишах церковных стен. Их руки связывали нитями, символизировавшими путы, на ноги надевались кандалы. На них падал только трепещущий свет лампад. Поэтому казалось, что боги оживали. Могли хмурить брови, кивать. Паства становилась в очереди: за плату померить мирту, снятую с головы такой статуи, – чтобы снизошла благодать, купить висевший на ней крестик. Богов одевали. В дни Страстной недели – в черное, на Пасху – в светлое… Им приносили кушания и пожертвования. Обували в лапти. Считалось, что боги могут ходить.
Откуда все это взялось? Еще в XIV в. монах Стефан Пермский принес на эту землю христианство. Местные жители поклонялись искусно вырезанным из дерева божествам. И с этим неуемным творчеством народа священники не могли сладить очень долго. На Руси уже давно сокрушили языческих Перунов, а здесь все вырезали деревянные статуи. Скульптуры были более понятны местному люду, чем иконы.
И церковь пошла на компромисс. И хотя в XVIII в. Святейший Синод специальными указами запретил объемное изображение Христа, местные священники, вопреки всему, предпочитали мириться с присутствием в храмах скульптур, чем лишиться прихожан. А когда представители Пермской епархии приезжали бороться с деревянными статуями, богов для порядка прятали. Потом неизменно возвращали обратно.
Когда, уже при советской власти, намоленное чудо стали изымать, для прикамских северных сел это подчас было трагедией. Николай Серебрянников, ставший потом директором Пермской художественной галереи, описал одну из таких историй. Найдя очередную статую в сельской часовне, он попросил местных жителей доставить ее на экспедиционный пароход. Прошел час, второй, наступили сумерки, статуи Христа не было. Оказывается, деревенские жители, поместив ее в упаковочный ящик, словно в гроб, стали прощаться с ней. Плакали так, что не могли остановиться…