Лауреатами 2010 года стали Андрей Гейм и Константин Новоселов, совершившие революцию на атомном уровне
«Шведская королевская Академия наук приняла решение наградить Нобелевской премией по физике за 2010 год профессора Андрея Гейма и профессора Константина Новоселова», – сказал секретарь Нобелевского комитета Йоран Ханссон не только на шведском и английском языках, как это бывало до сих пор, но также на русском, немецком и французском.
Самой престижной в мире научной премии, размер которой составляет в этом году около 1,5 млн долларов, ученые удостоены за открытие графена – сверхтонкого и крайне прочного материала, представляющего собой углеродную пленку толщиной в один атом. Открытие графена – это революция в микроэлектронике, способная закрыть эру кремния и открыть новую – углерода. Этот материал открывает путь к новому поколению экономичных суперкомпьютеров.
Оба лауреата – выходцы из России. Гейм родился в 1958?м в Сочи, а сейчас является подданным Нидерландов. Новоселов, родившийся в 1974?м в Нижнем Тагиле, имеет российское и британское гражданство. Он стал самым молодым нобелевским лауреатом по физике. А Гейм – первым ученым, удостоившимся настоящей Нобелевской премии после получения так называемой Шнобелевской премии, которая была ему присуждена в 2000 г. за использование магнитного поля для демонстрации левитации лягушек. Гейм работает в Манчестерском университете, где возглавляет Центр по мезонауке и нанотехнологиям, выпускник МФТИ, кандидатскую степень получил в Институте твердого тела Академии наук СССР. Новоселов также работает в Манчестерском университете, после окончания МФТИ он почти десять лет трудился в Институте проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН в подмосковной Черноголовке, после уехал в университет им. Неймегена в Нидерландах, где защитил диссертацию.
Жаль, что Россия не вправе на 100?% записать эту Нобелевскую премию в свой актив. На вопрос корреспондента ВВС, считает ли он себя российским или британским ученым, Гейм ответил: «Я считаю себя европейским ученым. Но, конечно, я по?прежнему горжусь своим образованием, полученным на физтехе». Оба лауреата уехали из России в 1990?е, когда в стране был кризис, переходивший в хаос, а наука в списке государственных интересов стояла на одном из последних мест. В общем, своего «Сколкова» они не дождались.