Мировой океан может изменить экономическую систему мира
В Совет безопасности страны представлен план развития прикладной метеорологии. Он предполагает мониторинг и прогнозирование климата с сугубо практическим прицелом – адаптировать регионы страны к новым погодным реалиям.
К концу нынешнего века уровень Мирового океана поднимется примерно на полметра, прогнозирует заведующий Кафедрой метеорологии и климатологии географического факультета МГУ Александр Кислов. Для этого есть две причины: во?первых, потепление, меняющее плотность воды, во?вторых, быстрое таяние ледников. В Арктике они «растворяются» столь быстро, что могут исчезнуть уже через 30 лет. И континентальные горные ледники отступают повсеместно. К примеру, снежной шапки лишилась высочайшая вершина Африки (5895?м) Килиманджаро.
Океан не только питает Землю влагой, уничтожает отходы, является самой просторной в мире дорогой, связывающей материки, но и вершит погоду. Будучи огромным инерционным аккумулятором солнечной энергии, он определяет направление и скорость движения как водных, так и воздушных масс. Средняя температура океана 3,5°С, а поверхности суши 15°С, поэтому интенсификация теплообмена между толщей вод и приземным слоем атмосферы приводит к значительным климатическим изменениям. Исследования показали: за последние 40 лет температура в верхних слоях океана только повышается.
Последний анализ изменений в этой области с использованием сложных компьютерных моделей говорит о том, что прогнозы на конец столетия могут сбыться намного раньше. Рефрижератор Земли, как часто называют Арктику, уже не в состоянии как прежде охлаждать планету, отражая радиацию Солнца назад в космос. Для большинства регионов планеты, в том числе и России, типичны поздний ледостав и ранний ледоход.
По словам Александра Кислова, надо не только защищать океан, но и защищаться от него. Модели климата говорят о том, что при потеплении уменьшается растворимость углекислого газа в воде. Это приводит к значительному выделению СО2 и наряду с выбросами метана усиливает потепление. Сведения, как менялся химический состав атмосферы за последние 160 тыс. лет, получены на основе анализа пузырьков воздуха, извлеченных с разных глубин в Антарктиде на станции «Восток» и в Гренландии. Было обнаружено, что в теплые периоды концентрации СО2 и СH4 были примерно в 1,5 раза выше, чем в холодные ледниковые эпохи. То есть история изменения климата Земли объясняется изменениями содержания углекислого газа в атмосфере. Пока наука не найдет механизм «заморозки» выбросов парниковых газов на безопасном уровне, угроза внезапных и необратимых изменений остается реальной. Ведь именно уровень Мирового океана 10 тыс. лет назад уже поднимался от таяния льдов.
Сегодня темпы подъема уровня океана оценивают по высоте приливов и спутниковым расчетам. Вода прибывает не по дням, а по часам. В течение последних трех тысяч лет такого не наблюдалось. Но Вселенский потоп в геологической истории уже был. В последние десятилетия, с появлением новых геофизических методов и приборов археологи находят все больше затонувших поселений на самых разных участках береговой линии.
Случались и локальные потопы. В окрестностях Ямайки археологи уже три столетия ищут на дне Карибского моря остатки пиратского Вавилона – Порт-Ройаля. В этот город стекали многочисленные сокровища со всего света. В 70?е годы XVII в. Порт-Ройаль достиг такого расцвета, что оборот капитала в расчете на каждого жителя был там выше, чем в Лондоне. Но особенно сенсационно исчезновение в морской пучине острова Туанаки из архипелага Кука, случившееся во второй половине XIX в. Ушедшие в море с утра рыбаки не нашли вечером своего берега.
Насколько отсрочен «приговор» прибрежным территориям сегодня? Океан уже показывает время от времени свою мощь, снося жилье, мосты, города, оставляя множество человеческих жертв. Трех волн хватило в 1952?м, чтобы уничтожить Северо-Курильск. Тогда, по официальным данным, погибли более двух тысяч человек. В рождественские праздники 2004?го стремительный потоп разрушил инфраструктуру сразу нескольких прибрежных государств: Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки и Сомали, заживо погребя более 235 тыс. человек.
Ученые прогнозируют несколько климатических сценариев. При росте уровня Мирового океана на полметра к концу столетия увеличится высота приливов в устьях рек и бухтах, что приведет к потере больших площадей продуктивных земель, загрязнению источников пресной воды и переселению десятков миллионов людей из зон возможного затопления.
При повышении уровня на один метр наиболее уязвимыми станут Бангладеш и Мальдивы, многие портовые города, в том числе российские. Быстрый подъем океана изменит экологическую ситуацию в прибрежных районах и будет представлять серьезную угрозу рыболовству, вымрут некоторые птицы и растения, так как не смогут приспособиться к быстро меняющейся обстановке. Увеличится уязвимость приморских стран при дождях, наводнениях, штормах. Окажутся под угрозой приемники питьевой воды в слоях, питающихся за счет рек. Уменьшатся запасы пресной воды. Образуются новые пустыни, участятся засухи. Возможны серьезные социальные последствия: беженцы, голод, развал экономик. Ученые, оценивая климатические процессы, пытаются предупредить экстремальные природные явления. По словам Владимира Гершензона, в толщах океана уже работает примерно тысяча «умных» буйков, всплывающих на поверхность, чтобы подзарядить солнечные батареи и передать данные на спутник, и продолжающих подводные замеры.
Наряду с автономными исследованиями морской воды ученые широко используют дистанционное зондирование. Спутник оценивает ветер по разгону волн, оценки биопродуктивности того или иного участка моря по концентрации хлорофилла. Если в последнем десятилетии прошлого века спутниковые климатические исследования в нашей стране почти не проводились, то в прошлом году с запуском высокотехнологичного «Метеора-М1» началось восстановление отечественной группировки.
Несмотря на портящийся характер Мирового океана, доля добычи нефти и газа в морской акватории, по оценке завкафедрой океанологии географического факультета МГУ, члена-корреспондента РАН Сергея Добролюбова, будет возрастать. Дело в том, что разработка морского дна, где толщина твердого покрова до залежей тоньше, чем на поверхности земли, дает возможность получить полезные ископаемые более дешевыми средствами. В то же время, к примеру, на Каспии, на побережье Арабских Эмиратов и во многих других местах практически уничтожены природный ландшафт, изуродована береговая линия, загрязнена атмосфера, истреблены флора и фауна. При утечках вроде той, что произошла в Мексиканском заливе, нефть, обещают специалисты, в силу своего органического происхождения со временем все?таки может быть переработана морскими организмами, но кадмий, ртуть, свинец сохраняют токсичность бесконечно долго. Причем морские организмы делают их еще более ядовитыми. Долгое время считалось, что токсичность ртути, попавшей в прибрежные воды Японии, не представляется опасной. Однако здесь произошло превращение жидкого металла в сильнейший яд, губительно действующий на нервную систему. Как это нередко случается, он концентрировался в рыбе и моллюсках, употребляемых в пищу, и вызывал вспышки эпидемии, известной теперь как болезнь Минимата; причины, породившие ее, почти десятилетие оставались невыясненными. В некоторых бухтах Японии, где ртуть все еще остается в морской воде, рыболовный промысел никогда не будет безопасен.
Однако бедствия, причиняемые загрязнением океана, пока еще мало кого волнуют. Как и радиоактивные отходы с прочими отбросами цивилизации. А что будет, когда ядерные яды выберутся из заточения, погребенные в контейнерах на океанском дне?
Учитывая климатические угрозы, России необходимо начинать перестраивать хозяйственную систему и вести строительство домов, дорог, трубопроводов с учетом наступления Мирового океана. А также разработать планы на случай непредвиденных обстоятельств, усовершенствовать или соорудить новые плотины, волноломы и осушительные системы, оборудовать дополнительные резервуары питьевой воды. Для спасения населения требуются громадные капиталовложения, и это вопрос не климатический.
В океане растворено около 140 трлн тонн СО2, что в 60 раз больше, чем в атмосфере.