Выжженной химикатами земле можно вернуть плодородие
Техногенные пустоши в окрестностях Мончегорского и Печенгского металлургических гигантов протянулись на десятки километров. Сегодня на гиблых пространствах появляется молодой лесок.Вкладывать средства в рекультивацию земель Кольская горно-металлургическая компания начала в 2003 году. С тех пор удалось реанимировать 89 гектаров под Мончегорском и 18,5 га в Печенгском районе. Обходится недешево. На сегодня сумма затрат достигла 65,4 млн рублей. Еще 14 миллионов ушло на санитарно-противопожарное благоустройство, проще говоря – очистку территории от сухостоя.
В этом году металлурги решили обратиться за помощью к специалистам факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова. На днях с их участием стартовала экологическая экспедиция, цель которой – комплексное исследование и оценка работ по рекультивации.
«Наши исследования в Мурманской области начались в 90?е и с небольшими перерывами продолжаются до настоящего времени. Благодаря этому мы имеем возможность сравнить нынешнее состояние территорий и экосистем, окружающих промышленные площадки, с тем, что наблюдали 10–20 лет назад, – поясняет ведущий научный сотрудник факультета почвоведения МГУ Галина Концика. – Надеемся, что кроме выводов о степени эффективности проведенной реконструкции сможем сделать и другое – зафиксировать сокращение выбросов не только в визуальной оценке земель, но и в количественных показателях. Уже начали такую работу в поселке Никель».
«Постоянный мониторинг результатов проведенны х работ и осмысление их с научной точки зрения позволяет понять, что ты делаешь и что требуется, чтобы достичь желаемого. Необходима также оценка состояния территорий – в какой степени угнетенности они сегодня находятся. На основании этого можно делать выводы, какие меры следует принимать в том или ином месте: где?то требуется подкормка земли, а где?то замена плодородного слоя, – делится опытом начальник отдела экологической безопасности Кольской ГМК Михаил Шкондин. – Мониторинг мы проводим совместно с целым рядом организаций. Информация, которую получаем, – бесценна».
В городе Заполярный прошел круглый стол с участием представителей природоохранных структур, заповедника «Пасквик», Печенгского лесничества, ученых и экологов, в том числе зарубежных.
30 лет назад пейзаж в окрестностях канадского города Садбери практически не отличался от наших «марсианских» видов под Мончегорском. Зеленые массивы под воздействием медно-никелевых производств были, как и у нас, превращены в техногенные пустоши. Сейчас в этих местах снова шумят леса. Как это удалось, на заседании круглого стола подробно рассказал профессор Лаврентьевского университета Грэм Спайсер. Услышанное от него и увиденное слайд-шоу способно убедить любого в том, что заново возродить мертвую землю – задача посильная.
Выступление канадского профессора оказалось поучительным еще и тем, что позволило понять, насколько в Канаде отличается от нашего отношение к проблеме со стороны общества и государства. Финансовое бремя рекультивации там в значительной степени берет на себя федеральная власть, не оставляя промышленников один на один с экологической бедой, а посадка миллионов деревьев в Садбери выполнена руками добровольцев.
А что у нас? «В 2005–2007 годах в рамках региональной программы нам удалось учесть экологические траты ГМК, представив ей льготы по уплате налога за негативное воздействие на окружающую среду, – сообщил руководитель Мурманского областного комитета природопользования и экологии Алексей Смирнов. – К сожалению, в последующие два года так называемый зачет сделать не удалось. Надо отдать должное предприятию – оно продолжило намеченные работы».
«Сегодня у нас очень сложное и не вполне понятное законодательство в плане оценки воздействия предприятий на окружающую среду, в определении платы за выбросы в атмосферу, за загрязнение почвы. Конкретное правоприменение зачастую становится невозможным. Законы и нормативы разработаны очень давно и, на мой взгляд, требуют значительной переработки, – отмечает заместитель генерального директора ГМК Алексей Толстых. – Важен взвешенный подход с привлечением специалистов, которые могли бы четко определить, какие вещества являются вредными и какой их уровень допустим, а какие не наносят существенного вреда природе». Изменения в законодательство сейчас готовятся, но, как подчеркнул Алексей Толстых, без широкого обсуждения и привлечения представителей промышленных предприятий.