Эдуард Толль остается одним из самых любимых полярных героев
«Арктика-2010» – так назвали мы свою экспедицию, подчеркивая ее масштабность и актуальность. Соавторами были: отмечающее 165?летие Русское географическое общество, «Клуб адмиралов», Дальняя авиация и ее гарнизон в заполярном Тикси, пограничники.
Началось все более 110 лет назад в Петербурге, когда шхуну «Заря» перед отплытием на восток посетил Николай II. Перед участниками Первой русской полярной экспедиции стояли задачи государственные: открыть новые территории, присоединить их к империи. В том числе речь шла и о легендарной Земле Санникова.
Капитан «Зари» Коломийцев в отчете пишет: «Его Величество подробно осматривал судно и в конце обратился к начальнику экспедиции барону Толлю с милостивым вопросом, не нужно ли чего?нибудь для экспедиции? А нужда была настоятельная. Экспедиции не хватало угля. Вследствие монаршей милости уголь был отпущен из складов Морского ведомства, как и многие другие материалы, которые нельзя было достать в продаже. Морское ведомство открыло Толлю и Колчаку, последний отвечал за поставку и размещение грузов на шхуне, свои магазины».
19 июня 1900 г. на судне был отслужен молебен в присутствии президента Петербуржской академии наук Великого князя Константина Константиновича и его сестры Великой княгини, королевы греческой Ольги Константиновны Романовой. «Королева, – пишет Коломийцев, – благословила всех участников экспедиции, подарив каждому молитвенник и Евангелие».
Эдуард Толль, всемирно известный ученый, патриот России, погиб при неизвестных обстоятельствах. В экспедиции смерть подстерегла и его душевного друга доктора медицины Германа Вальтера. На его могиле на острове Котельный товарищи построили памятник: металлический крест и ограду из тяжелых корабельных цепей. Место получило название мыс Вальтера. В советское время к северу от могилы работала большая полярная станция «Остров Котельный», к югу был известный аэродром «Темп». Зимой 1974?го я стоял у креста на могиле Вальтера, думая об великих российских первопроходцах, которые отдали жизни ради науки и славы Отечества.
Теперь, по прошествии почти полувека здесь все иначе: полярка сократилась до минимума, аэродрома нет, крест, как нам говорили, упал. И направляя на Север большую экспедицию, мы поручили одному из отрядов восстановить памятник на могиле доктора Вальтера.
Мы знаем про него очень мало: родился 3 ноября 1864?го в местечке Эрмес Лифляндской губернии (сейчас Эргеме, Латвия), окончил Юрьевский (ныне Тартуский) университет. В самом начале XX в. мечтал о походе к Северному полюсу на собаках.
Намереваясь восстановить памятник Вальтеру, мы думали и о Толле, который для нас – один из самых любимых полярных героев. Его?то я знаю действительно хорошо, и в советское время даже переписывался с дочерьми барона…
Высадившись из вертолетов, наш отряд столкнулся с непредвиденным обстоятельством: гроб с останками Вальтера оказался на поверхности, в воде, а из разбитой крышки виднелась рука с сохранившимся кожным покровом. Так как вопрос о перезахоронении не ставился, возникла необходимость законсервировать все, как есть, чтобы воспрепятствовать дальнейшему разрушению. Из подручных средств соорудили «саркофаг», который укрыли дерном. Памятник, сделанный матросами знаменитой «Зари», был восстановлен. Возложили венки от Русского географического общества, Управления авиации ФСБ, Дальней авиации, Клуба «Приключение».
Мы пришли на могилу вовремя, спасли ее. На следующий год следует продолжить работу, и, чтобы действовать юридически грамотно, необходимо найти родственников Германа Вальтера. Будем искать.