Уникальный оркестр прозябает в нищете
Его концерты не рекламируются ни по телевидению, ни афишами, ни растяжками, но на них всегда аншлаг. Какой зал бы ни был! Особенно это характерно для бесплатных концертов, которые дает Анатолий Полетаев. По мнению руководителя государственного академического концертного оркестра «Боян», русский человек к восприятию классической музыки подготовлен с рождения. Ведь это державная музыка.
Феномен Орфея известен давно: музыка снимала агрессию, делала людей миролюбивыми, использовалась вместо заговоров для лечения больных. Концерты «Бояна» показали, что за мифами и легендами кроется реальная способность музыки лечить. Заинтересовались этим специалисты из проблемной лаборатории центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России. И выдали музыкантам официальное медицинское заключение о лечебном воздействии народной и классической музыки. Это было настоящей сенсацией: впервые в истории исполнительства музыканты получили медицинский сертификат о том, что их произведения целебны.
К примеру, лаборатория Станислава Зенина установила, что наиболее целебные свойства у Второго концерта Рахманинова. Из тяжелой жизненной ситуации композитор вышел победителем. Его концерт несет колоссальный заряд победы над смертью, торжество жизни, творческий восторг. Все это закодировано в звуках, и они передаются музыкантам и слушателям.
Народная песня – это национальный иммунитет. Исследования зарубежных ученых показали: если в эфире меньше 60?% национальной музыки, то нация обречена на вырождение и ассимиляцию.
О своей известности Толя Полетаев, поступая в центральную воронежскую музыкальную школу по классу бояна, и не помышлял. Просто его отец, по профессии железнодорожник, любил в минуты отдыха взять в руки гармонику и по слуху что?то подбирать. И позже, обучаясь в воронежском музыкальном училище, Анатолий мечтал о механико-математическм факультете университета.
Преподаватели музыки не дали погибнуть способностям своего ученика. Окончив институт Гнесиных, он стал первым в СССР аспирантом-баянистом. Будучи лауреатом международных конкурсов, он давал сольные концерты в лучших залах страны и за рубежом, много записывался на студии грамзаписи «Мелодия».
Однажды выступая в сопровождении небольшого оркестра народных инструментов, Полетаев заметил: публика с ансамблем принимает его намного лучше, нежели в одиночку. Тогда и пришла идея создания ансамбля народных инструментов. Сначала были восемь человек, затем расширились до оркестра, причем того, который объединил два начала – инструментальный народный и симфонический. Второго такого в мире нет до сих пор.
Появившись в 1967 году, «Боян» в 1969?м стал лауреатом первого международного фестиваля народной музыки в Москве. В 1973?м – лауреат Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. «Боян» объездил с концертами весь Советский Союз, многие страны мира. Его концерты поражали, удивляли. Западная пресса, презрев негласные законы «о Советском Союзе только плохо или ничего», публиковала восторженные отклики.
На родине оркестр стал своего рода творческой мастерской. Из него вышли Надежда Бабкина, ансамбли «Русская песня», «Веснянка», «Гусляры», «Дудари».
– Полетаев – музыкант редкой породы, талант настоящий, а не ремесленник и потому имеет «лица не общее выражение». Каждый его концерт эксклюзивен, потому что всегда содержит поиск, эксперимент, нечто особенное, – говорит музыковед, заслуженная артистка России Галина Боева-Машинская.
Для туристов со всего мира «Боян» наряду с посещением Оружейной палаты, Кремля входил в программу их пребывания в Москве, потому что давал представление о русской музыке и культуре. Они говорили о концертах: «Это лучший вечер в Москве». На музыкантах государство зарабатывало валюту.
1982 год для «Бояна» считался удачным: под помещение был передан храм Святого Власия. Музыканты, которым помогали композиторы, академики, ученые, артисты, в течение двух лет по выходным на его руинах выстроили не только собственный концертный зал, но и на церковь поставили купола, позолотили, водрузили 900?килограммовый крест. Все это делалось за счет оркестра. Но восторг залом с прекрасной акустикой продолжался недолго. В 1995 году при храме появился приход. «Пришло время отдавать!» – констатировали церковные власти. Вместо того чтобы предоставить по существующему законодательству равноценное помещение, поздним вечером пришли казаки и выбросили на снег музыкальные инструменты. Многие из них – уникальные – после этого погибли.
Потом начались скитания – несколько сырых подвалов, аварийный детский сад. Музыканты и его восстановили: отремонтировали канализацию, водопровод. В 1996 году правительство Москвы передало на 15 лет в безвозмездное пользование один из залов действующего кинотеатра «Победа». Выданный оркестру на помещение ордер администрация кинотеатра тут же в Арбитражном суде с успехом у вышестоящей инстанции опротестовала. В 1997?м оркестру предоставили новые площади – кинотеатр «Зенит» на Таганке. Правда, договор чиновники заключили двумя годами позже. Причем по рядовой аренде сроком на 10 лет. А арендную плату Москомимущество установило «Бояну» такую, словно имел дело не с учреждением культуры, а с коммерческим предприятием. Помимо прочего, часть площадей заняла некая госпожа Марго. Там предпринимательница устроила частные пошивочные мастерские, в связи с чем музыканты вынуждены были переодеваться в туалетах, а на сцену выходить через зал. Судя по всему, Марго для столицы и страны оказалась более ценным достоянием, нежели прославленный на весь мир оркестр.
Выходит, чиновникам от культуры платят деньги не за сохранение искусства, а за его разрушение? Даже распоряжение из администрации Владимира Путина о мерах «по сохранению и поддержке Центра славянской музыки и государственного академического оркестра «Боян» не помогло.
На флаге оркестра написано: «Россия, народность, духовность». Главная задача «Бояна» – просвещать и воспитывать в людях патриотизм, национальное самосознание, способствовать возрождению традиций. «Как показывает опыт оркестра, место этим ценностям – на улице», – горестно замечает Анатолий Полетаев.