Получив благословение корифея сцены, амбарный театр играет 112?й сезон
Народный театр села Никольское называют «старшим братом» Московского художественного. В шутку, конечно. Однако со столпом сценического искусства сельских любителей больше ста лет назад породнил сам основатель МХТ Станиславский…
Сельцо Никольское Верхнехавского района, что в 80 километрах от Воронежа, и по нынешним понятиям место глухое. Нет здесь ни школы, ни магазина, не работает мобильная связь. Что уж говорить о позапрошлом веке! Но именно сюда, во тьму и непролазную грязь деревенской жизни, отправились в 1894 г. из Москвы по доброй воле супруги Соколовы, люди небедные, образованные, можно сказать, высшего круга, водившие дружбу с художественной элитой столицы. Константин Константинович – известный врач, главный хирург Бахрушинской больницы. Его жена Зинаида Сергеевна – родная сестра Константина Станиславского, не меньше брата влюбленная в искусство, участница всяческих театральных кружков. И вдруг такое семейное решение – ехать «в народ», непременно в самые глухие и бедные места, «чтобы дать (как они говорили) возможность хоть одной деревне пожить осмысленной сознательной жизнью».
Над такими «хождениями» идеалистов-толстовцев нынче принято иронизировать, как над барской забавой, на деле не приводящей ни к чему доброму. Конечно, всякие бывали «народники», случались среди них и любители покрасоваться, побренчать звонкой фразой, расписаться в любви к графу Толстому, а там и сбежать после первой же осенней распутицы. Не то Соколовы. Купив простенькое именьице в Никольском (место выбрали по рекомендации писателя Александра Эртеля, чья усадьба располагалась по соседству), супруги тут же развернули кипучую деятельность по устройству «осмысленной жизни» – не своей, а в первую очередь окрестного населения. Константин Константинович в собственном доме приступил к приему больных крестьян со всей округи. А «Зюля», поначалу помогавшая мужу в «лечебе», как она шутя называла его деятельность, взялась за организацию школы. Построили ее Соколовы на свои средства. В том самом скромном здании, пережившем все лихолетья XX века, помещается сейчас сельский Дом культуры. Здесь теперь раз в два года проходят «Театральные встречи в Никольском» – областные фестивали любительских драматических коллективов.
«Зюля» не была бы младшей сестрой «Кости», если б не попыталась и в такой глуши, где отродясь не видели никогда никаких развлечений, создать хоть какое?то подобие театра. Сначала вовлекла в постановки крестьянских детей, которых учила грамоте. Потом, увидев, с каким интересом и восхищением смотрят на представления их матери и отцы, созвала и взрослых. «Как будто сама жизнь указывала, что нужно крестьянам, – вспоминала Зинаида Сергеевна. – На спектакли для крестьян мы смотрели не как на приятное препровождение времени, но как на возбудителей новых чувств, мыслей, переживаний. Счастливей нас, кажется, не было людей на земле! Какой свет сиял в наших душах!». Для представлений выбрали общественный амбар, в нем помещались до 600 зрителей. Репертуар составляли пьесы Островского, Чехова, Потехина, Шпажинского, Сологуба.
На сельском клубе в Никольском – памятная доска: «В июне 1901 г. здесь останавливался выдающийся реформатор русской сцены Константин Сергеевич Станиславский с женой актрисой МХТ М.?П. Лилиной». Вот как вспоминала об этом приезде Зинаида Сергеевна: «Брат Костя и Маруся гостили у нас пять дней. Мы играли для них «Кручину» и «Бездольную». Были они и на репетициях. Отношение актеров к делу, игра без утрировки очень понравились им. Костя сказал, что был буквально выбит из колеи всем – публикой, мизансценами, игрой». Станиславский так влюбился в крестьянский театр, что всерьез уговаривал его руководителей – сестру и зятя – поступать в замышляемый им Московский художественный. Доктор Константин Константинович только хохотал, приговаривая: «Ну какой же я для вас актер? Я играю, как птицы поют. Я у вас затоскую, когда мне по нескольку лет придется ждать роли. Нет уж, лучше здесь быть первым, чем у вас последним! Да и как же никольских оставить без заботы, без лечения?». Четверть века продолжалась деятельность Соколовых на Воронежской земле. Константин Константинович не «оставил никольских» до смертного своего часа, упокоился на сельском кладбище в 1919 г., умер от тифа, спасая от эпидемии здешних мужиков.
С возложения венков к его могиле начинается всякий раз театральный праздник в селе. В этом году участниками фестиваля стали 11 любительских театральных коллективов области, в основном из сельских районов. Жюри во главе с профессором Воронежской академии искусств Алексеем Дундуковым и столичным искусствоведом Норой Муллер признало лучшим спектакль Бутурлиновского народного театра по пьесе Николая Коляды «Всеобъемлюще». Хозяева показали представление «Три мешка сорной пшеницы» по одноименной повести Владимира Тендрякова. А прошлой зимой никольские побывали на гастролях в областном центре – впервые за век существования театра. Большого ажиотажа у воронежской публики не наблюдалось, а все же свободных мест в зале городской библиотеки не было. «Женитьбу Бальзаминова» сельские артисты разыграли весело и непринужденно, возмещая недостаток профессионализма неподдельной искренностью.
Амбарные театры на заре XX в. существовали в России чуть ли не в каждом уезде. А вот до 112 лет дожил едва ли не один. Самое удивительное – как удается по двум невеликим селам, в Никольском и соседней Малой Приваловке, в которых и молодежи?то почти не осталось, собирать любителей, готовых после работы и домашних забот идти в клуб, читать роли, репетировать! Наталья Акиньшина, Михаил Сапрыкин – учителя, Евгений Яковлев – военнослужащий, Леонид Привалов – водитель, Виктор Пенкин – строитель, Валентина Рогова – пенсионерка… Многие из них по десять и более лет увлечены сценой. Крепкий фундамент заложили Соколовы, благодарную память, пережившую столетие, оставили о себе в здешнем народе. Эту память поддерживают воронежские театралы, историки, энтузиасты народного творчества. Прежде всего – Светлана Сукочева, нынешний руководитель Никольского народного театра. Это ее усилиями теплится зажженный Соколовыми огонек, каждые два года проходят «театральные встречи», продолжается «осмысленная жизнь».