YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Главная новость»Главная роль села Никольское
    Главная новость

    Главная роль села Никольское

    By Редакция16.09.2010Изменено: Комментариев нет4 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    Получив благословение корифея сцены, амбарный театр играет 112?й сезон

    Народный театр села Никольское называют «старшим братом» Московского художественного. В шутку, конечно. Однако со столпом сценического искусства сельских любителей больше ста лет назад породнил сам основатель МХТ Станиславский…

    Сельцо Никольское Верхнехавского района, что в 80 километрах от Воронежа, и по нынешним понятиям место глухое. Нет здесь ни школы, ни магазина, не работает мобильная связь. Что уж говорить о позапрошлом веке! Но именно сюда, во тьму и непролазную грязь деревенской жизни, отправились в 1894 г. из Москвы по доброй воле супруги Соколовы, люди небедные, образованные, можно сказать, высшего круга, водившие дружбу с художественной элитой столицы. Константин Константинович – известный врач, главный хирург Бахрушинской больницы. Его жена Зинаида Сергеевна – родная сестра Константина Станиславского, не меньше брата влюбленная в искусство, участница всяческих театральных кружков. И вдруг такое семейное решение – ехать «в народ», непременно в самые глухие и бедные места, «чтобы дать (как они говорили) возможность хоть одной деревне пожить осмысленной сознательной жизнью».

    Над такими «хождениями» идеалистов-толстовцев нынче принято иронизировать, как над барской забавой, на деле не приводящей ни к чему доброму. Конечно, всякие бывали «народники», случались среди них и любители покрасоваться, побренчать звонкой фразой, расписаться в любви к графу Толстому, а там и сбежать после первой же осенней распутицы. Не то Соколовы. Купив простенькое именьице в Никольском (место выбрали по рекомендации писателя Александра Эртеля, чья усадьба располагалась по соседству), супруги тут же развернули кипучую деятельность по устройству «осмысленной жизни» – не своей, а в первую очередь окрестного населения. Константин Константинович в собственном доме приступил к приему больных крестьян со всей округи. А «Зюля», поначалу помогавшая мужу в «лечебе», как она шутя называла его деятельность, взялась за организацию школы. Построили ее Соколовы на свои средства. В том самом скромном здании, пережившем все лихолетья XX века, помещается сейчас сельский Дом культуры. Здесь теперь раз в два года проходят «Театральные встречи в Никольском» – областные фестивали любительских драматических коллективов.

    «Зюля» не была бы младшей сестрой «Кости», если б не попыталась и в такой глуши, где отродясь не видели никогда никаких развлечений, создать хоть какое?то подобие театра. Сначала вовлекла в постановки крестьянских детей, которых учила грамоте. Потом, увидев, с каким интересом и восхищением смотрят на представления их матери и отцы, созвала и взрослых. «Как будто сама жизнь указывала, что нужно крестьянам, – вспоминала Зинаида Сергеевна. – На спектакли для крестьян мы смотрели не как на приятное препровождение времени, но как на возбудителей новых чувств, мыслей, переживаний. Счастливей нас, кажется, не было людей на земле! Какой свет сиял в наших душах!». Для представлений выбрали общественный амбар, в нем помещались до 600 зрителей. Репертуар составляли пьесы Островского, Чехова, Потехина, Шпажинского, Сологуба.

    На сельском клубе в Никольском – памятная доска: «В июне 1901 г. здесь останавливался выдающийся реформатор русской сцены Константин Сергеевич Станиславский с женой актрисой МХТ М.?П. Лилиной». Вот как вспоминала об этом приезде Зинаида Сергеевна: «Брат Костя и Маруся гостили у нас пять дней. Мы играли для них «Кручину» и «Бездольную». Были они и на репетициях. Отношение актеров к делу, игра без утрировки очень понравились им. Костя сказал, что был буквально выбит из колеи всем – публикой, мизансценами, игрой». Станиславский так влюбился в крестьянский театр, что всерьез уговаривал его руководителей – сестру и зятя – поступать в замышляемый им Московский художественный. Доктор Константин Константинович только хохотал, приговаривая: «Ну какой же я для вас актер? Я играю, как птицы поют. Я у вас затоскую, когда мне по нескольку лет придется ждать роли. Нет уж, лучше здесь быть первым, чем у вас последним! Да и как же никольских оставить без заботы, без лечения?». Четверть века продолжалась деятельность Соколовых на Воронежской земле. Константин Константинович не «оставил никольских» до смертного своего часа, упокоился на сельском кладбище в 1919 г., умер от тифа, спасая от эпидемии здешних мужиков.

    С возложения венков к его могиле начинается всякий раз театральный праздник в селе. В этом году участниками фестиваля стали 11 любительских театральных коллективов области, в основном из сельских районов. Жюри во главе с профессором Воронежской академии искусств Алексеем Дундуковым и столичным искусствоведом Норой Муллер признало лучшим спектакль Бутурлиновского народного театра по пьесе Николая Коляды «Всеобъемлюще». Хозяева показали представление «Три мешка сорной пшеницы» по одноименной повести Владимира Тендрякова. А прошлой зимой никольские побывали на гастролях в областном центре – впервые за век существования театра. Большого ажиотажа у воронежской публики не наблюдалось, а все же свободных мест в зале городской библиотеки не было. «Женитьбу Бальзаминова» сельские артисты разыграли весело и непринужденно, возмещая недостаток профессионализма неподдельной искренностью.

    Амбарные театры на заре XX в. существовали в России чуть ли не в каждом уезде. А вот до 112 лет дожил едва ли не один. Самое удивительное – как удается по двум невеликим селам, в Никольском и соседней Малой Приваловке, в которых и молодежи?то почти не осталось, собирать любителей, готовых после работы и домашних забот идти в клуб, читать роли, репетировать! Наталья Акиньшина, Михаил Сапрыкин – учителя, Евгений Яковлев – военнослужащий, Леонид Привалов – водитель, Виктор Пенкин – строитель, Валентина Рогова – пенсионерка… Многие из них по десять и более лет увлечены сценой. Крепкий фундамент заложили Соколовы, благодарную память, пережившую столетие, оставили о себе в здешнем народе. Эту память поддерживают воронежские театралы, историки, энтузиасты народного творчества. Прежде всего – Светлана Сукочева, нынешний руководитель Никольского народного театра. Это ее усилиями теплится зажженный Соколовыми огонек, каждые два года проходят «театральные встречи», продолжается «осмысленная жизнь».

    Геннадий Литвинцев
    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья Верните «Боян»!
    Следующая статья Ядерный могильник
    Редакция

    Похожие Статьи

    Московские и Рязанские активисты доставили гумпомощь в Донецк и Луганск

    25.03.2023

    Российско-китайские переговоры состоялись в Москве

    25.03.2023

    Президент России посетил съезд Российского союза промышленников и предпринимателей

    17.03.2023

    Президент России провёл совещание по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя

    17.03.2023

    Неизвестное о МТКС «ЭНЕРГИЯ – БУРАН»

    17.03.2023

    Президент России Владимир Путин встретился с Президентом Сирии Башаром Асадом

    15.03.2023
    Написать комментарий

    Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

    Рубрики
    • Армия и ВПК (178)
    • В мире (64)
    • Главная новость (4 486)
    • Дети (23)
    • Закон (313)
    • История России (24)
    • Культура (154)
    • Медицина (66)
    • Наши расследования (36)
    • Новости президента (165)
    • Образование и наука (64)
    • Общество (304)
    • От первого лица (15)
    • Политика (238)
    • Происшествия (86)
    • Спорт (46)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (170)
    YouTube VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2023 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc