В отдельно взятой области назревает научно-техническая революция
Крайне амбициозную цель поставили в Ульяновске: стать авиационной столицей России. То есть коренным образом изменить идеологию промышленного производства, перейти к принципиально новым технологиям и организационным формам. В регионе создается авиационный кластер. В него войдут завод «Авиастар-СП», предприятия, выпускающие авионику, научно-исследовательские институты и КБ, вузы и технические училища. Идея такого объединения ненова. Его аналог или прообраз – НПО Советского периода, связавшие заводы с научно-исследовательскими институтами и базовыми ПТУ. Сегодня к ним добавляются звенья современной экономической цепочки: предприятия логистики, изучения рынка и прогнозирования спроса.
Идея ульяновцев нашла поддержку в Объединенной авиастроительной корпорации РФ. Здесь принято решение о строительстве в регионе завода по производству композитного крыла для самолетов МС-21.
Инновации по графику
На Ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» строятся новые летные образцы Ту-204СМ и Ил-476, проходят модернизацию легендарные Ан-124 «Руслан». Осуществляется проект по конвертации лайнеров «Аэрбас» из пассажирских в грузовые.
В ближайшие годы в отрасли ожидается пополнение. Как объявил президент ЗАО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский, на производственной площадке «Авиастара-СП» будут изготавливать так называемые черные крылья для российского «лайнера будущего» МС-21. Из нового композитного материала, получаемого с использованием нанотехнологий.
Композиты, или препреги, образуются в результате пропитки армирующей волоконной основы полимерными связующими. Использование таких материалов в авиастроении позволяет снизить вес деталей и конструкций, следовательно – сократить расход топлива, увеличить срок эксплуатации.
В состав нового производственного центра войдут два завода. Планируется производить консоль, крыло, центроплан, хвостовое оперение. На одном из заводов будет налажен выпуск композитных деталей, на стапелях второго – начнется сборка готовых конструкций.
На данный момент в Австрии делается 10?метровый прототип крыла МС-21 из композитного материала. К концу года он должен быть передан на испытания. В Ульяновске по графику работ в ближайшее время начнется контрактация по созданию завода. Предполагается широкая кооперация с зарубежными и отечественными производителями. В 2013 г. Ульяновский завод должен выпустить готовые изделия для первого самолета МС-21.
«Аэрокомпозит» уже запланировал поставки необходимых материалов зарубежного производства. Однако в России существует своя опытно-промышленная линия по изготовлению углеволоконных материалов. В перспективе именно она будет обеспечивать производство сырьем.
В августе в Ульяновске побывала делегация представителей госкорпорации «Роснано». Они изучили возможности региона и остались довольны увиденным. По мнению главы корпорации Анатолия Чубайса, «подход к отечественному производителю должен быть особый. Здесь необходим неформальный элемент взаимодействия, чтобы всегда оставалась альтернатива. Мы готовы предложить самые современные технологии и продукты, из которых в дальнейшем может изготавливаться «черное крыло». Надеюсь, что мы сумеем довести нашу дочернюю компанию УК «Композит» до стадии, когда она станет ключевым поставщиком для «Авиастара».
Зона экономической свободы
Новым предприятиям с уникальными современными технологиями, пусть даже инфраструктурно обеспеченным, нужно, как говорится, «вписаться» в экономическое пространство региона. Что очень непросто. Более комфортные для бизнеса условия создаются в так называемых свободных экономических зонах. Еще в июне 2008 г. область победила в конкурсе на право создания ОЭЗ портового типа на базе аэродрома «Ульяновск-Восточный». Основные направления деятельности предприятий, входящих в зону, – производство авиационных комплектующих и самолетов, техническое обслуживание и конвертация воздушных судов, логистика, гражданские и грузовые перевозки.
Действующее законодательство дает этим компаниям ряд преференций. В частности, обнуляются ставки имущественного и транспортного налогов, на четыре процента снижаются отчисления от прибыли в местный бюджет. Предусмотрено субсидирование затрат ЗАО «Аэрокомпозит» на подведение, подключение и технологическое присоединение инженерных сетей. Все льготы предоставляются на восемь лет со дня присвоения проекту статуса инвестиционного, реализуемого в особых условиях.
Значение этого проекта для развития ульяновского авиакластера трудно переоценить. Помимо масштабных инвестиций, рабочих мест и современных технологий создание нового производства даст загрузку смежным предприятиям. «Формирование в регионе подобной структуры позволит стимулировать инновационную деятельность, ускорить разработку и реализацию других проектов, – поясняет генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Дмитрий Рябов. – Кроме того, правительством региона реализуются масштабные мероприятия по привлечению, подготовке и закреплению персонала на предприятиях отрасли».
Региональные машиностроительные заводы и конструкторские бюро, мужественно пережившие и перестройку, и кризис, восставшие после многих лет простоя, сохранили инженерный потенциал. И в последние годы испытывают трудности не столько с заказами и финансированием, сколько с кадрами. Вырастить квалифицированного рабочего-авиастроителя очень сложно. Сегодня на это работают колледж и лицей. Однако, как показывает практика, даже потребности «Авиастара» пока не удовлетворены. Кто придет на смену нынешним токарям и фрезеровщикам?
Кто освоит профессии будущего?
Эту проблему придется решать региональному правительству и организациям, ответственным за профессиональное образование. В пору перестройки его стройная структура окончательно рухнула. Предприятия отказались от базовых училищ, забыли о системе наставничества. А этим летом было принято решение о закрытии одного из самых крупных ПТУ, готовившего кадры для машиностроения в течение почти ста лет.
Нынче рабочего-авиастроителя ищут через биржу труда. Чаще всего напрасно. Гораздо успешнее идет подготовка пилотов. Недавно принято решение о совместной подготовке водителей воздушных лайнеров силами Оксфордской академии (Великобритания) и Ульяновского высшего училища гражданской авиации. Таким образом, город на Волге постепенно станет кузницей кадров не только для ПФО, но и для России.
Встречные инициативы Роснано и администрации Ульяновской области воплотились в целевую программу сотрудничества на 2010–2014 годы. Она охватывает все сферы деятельности – от модернизации системы образования до внедрения инноваций на действующих предприятиях, строительства новых производств. Для осуществления программы будет привлечено до 15 млрд долларов инвестиций. За пять лет предполагается осуществить 20 инновационных проектов.
ПЕРСПЕКТИВА
Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области:
– По научно-инновационному потенциалу Ульяновская область входит в первую двадцатку регионов России. А по коэффициенту активности изобретателей в последние два года мы заняли первое место в ПФО и четвертое в России. Даже в кризисном 2009?м затраты на научные изыскания и разработки выросли на 17?%, количество работников, занятых исследованиями, впервые за последние годы увеличилось на 3%. Сотрудничество с госкорпорацией «Роснано» имеет важное значение для модернизации региональной экономики на основе новейших достижений. Приставка «нано» сегодня служит пропуском для перехода на новую ступень развития. Реализация таких проектов дает возможность переоснастить производственные мощности на принципиально иной технологической основе, найти новые рынки сбыта. Для региона в целом это значит коренным образом изменить качество жизни граждан, придать мощный импульс развитию науки и производства.
БИЗНЕС-ПЛАН
Начальные инвестиции в предприятие по выпуску композитных деталей составят более 250 млн долларов. Ввод в эксплуатацию намечен на 2013–2014?й, в течение следующих двух лет планируется организовать серийное производство. Выход на полную производственную мощность даст как минимум 600 рабочих мест. Линии рассчитаны на выпуск 30, 70 или 100 комплектов композитных крыльев в год в зависимости от производственной программы. На заводе будут организованы также изготовление и сборка центропланов и хвостового оперения для семейства самолетов МС-21, среднемагистрального SSJ-100, других перспективных воздушных судов.