Лучший бомбардировщик Второй мировой создали «враги народа»
Первое учреждение такого рода появилось в Советском Союзе в декабре 1929?го. Эти «особые конструкторские бюро», или, как называли их сами узники, шарашки, существенно отличались от обычных тюрем. В быту ученые-зэки иногда могли себя чувствовать даже более комфортно, чем их коллеги на воле. Они носили костюмы и галстуки, получали питание ресторанного типа (по предварительному заказу). Числясь врагами народа, они имели доступ к секретной информации, к данным технической разведки, и все же оставались в первую очередь заключенными ГУЛАГа, хотя и элитными.
В накаленной социально-психологической атмосфере тех лет обвинение во вредительстве было наиболее простым и распространенным. В ноябре 1929 г. были арестованы два ведущих авиаконструктора – Поликарпов и Григорович, а кроме них еще целый ряд их сотрудников. Следствие было недолгим. Всех обвинили во вредительстве и саботаже. Коллегия ОГПУ (Объединенного государственного политического управления) вынесла вердикт: «с целью социальной защиты народа – расстрелять». Однако руководство (и страны, и ОГПУ) прекрасно понимало, что если привести в действие все смертные приговоры, то самолеты от этого в воздух не поднимутся. Поэтому в декабре 1929 г. в Бутырской тюрьме были собраны все арестованные авиаконструкторы и им был предложен выбор: либо приговоры немедленно вступают в силу, либо они сейчас на месте сделают то, что не смогли на воле. Так возникла первая шарашка.
Деятельность инженеров и ученых в тюрьме оказалась чрезвычайно эффективной. Если ранее на создание самолета им давали два года и они не справились, то теперь сроки ставились гораздо более жесткие, а работа была завершена в два раза быстрее, чем требовалось. Группа «врагов народа» проявила себя блестяще. Был создан и принят на вооружение истребитель под маркой И-5. Он имел очень высокие летные характеристики и состоял на вооружении ВВС Красной армии 9 лет, до 1939 года. Машина оказалась настолько удачной, что ее растиражировали в 800 с лишним экземплярах.
После успешных испытаний самолета конструкторы получили поощрения: им повысили зарплату, разрешили еженедельные свидания с семьей, улучшили питание. А 10 июля 1931 г. в газете «Правда» было опубликовано постановление ВЦИК: «Амнистировать всех инженеров и техников, приговоренных ОГПУ к различным мерам социальной защиты за саботаж и вредительство, а ныне добросовестно работающих в Центральном конструкторском бюро».
Шарашки сделал знаменитыми автобиографический роман Солженицына «В круге первом». Он был написан еще в 1955–1958 годах. А после того как в 1968?м вышел на Западе, об Особых конструкторских бюро узнал весь мир. Устами своих героев Солженицын дал в романе характеристику шарашке. Новоприбывший зэк восклицает, восторгаясь мягкостью режима: «Завтра меня не погонят в ледяную воду, сорок граммов сливочного масла, черный хлеб на столах, не запрещают самому бриться, надзиратели не бьют зэков. Может быть, я умер, может быть, мне это снится, мне чудится, что я – в раю». Старожил шарашки отвечает: «Нет, уважаемый, вы по?прежнему в аду, но поднялись в его лучший, высший круг – в первый. Вы спрашиваете, что такое шарашка? Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался – куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад.
Но совесть возрождения не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место…»
В 2005 г. по сценарию Солженицына был снят многосерийный телефильм, который получил то же название. О секрете эффективности ОКБ говорит сам писатель – именно он читает закадровый текст: «На воле невозможно собрать в одной конструкторской группе двух больших инженеров или двух больших ученых: они начинают бороться за имя, за славу, за Сталинскую премию. А на шарашке? Ни славы, ни деньги никому не грозят – Николаю Николаевичу полстакана сметаны и Петру Петровичу полстакана сметаны. Может, изобретем что?нибудь? Давайте. Так было создано многое в нашей науке. В этом была основная идея шарашек».
В 1931 г. сотрудников Особых технических бюро было в Советском Союзе 433 человека. Почти все они после выполнения поставленных задач были освобождены и вернулись к своей работе уже в качестве вольных граждан. В 1935 г. шарашки были полностью упразднены, но ненадолго. Уже в 1937?м они в большом количестве появились в ведении НКВД. Именно в это время появилась знаменитая шарага Туполева. Им и Петляковым были созданы два самолета, которые составили основу нашей фронтовой бомбардировочной авиации в годы войны: пикирующий Пе-2 и фронтовой Ту-2. Последний по своим характеристикам многими авиационными специалистами признавался лучшим в своем классе во Второй мировой войне. Ту-2 мог отправляться на задание без сопровождения. Скорость его была выше, чем почти у всех модификаций вражеского истребителя «Мессершмитт-110». А в случае надобности Ту-2 мог вполне за себя постоять. На нем устанавливались семь стволов оборонительного вооружения, в том числе две 22-?миллиметровые пушки. В общей сложности за годы войны этих машин было построено свыше 18 тысяч. Это составляло более половины всего парка бомбардировочной авиации Красной армии, участвовавшей во Второй мировой войне.
Еще в 1933 г. очередным циркуляром ОГПУ все арестованные, у которых было высшее, среднее и специальное техническое образование, должны были попадать на особый учет. Все они распределялись по стройкам народного хозяйства исключительно по нарядам ОГПУ. Для многих из них работа в шарашке стала спасением.
Сотрудники шарашек жили лучше, чем обычные советские граждане. Туполев потребовал от Берии, чтобы все его сотрудники получали табак и сигареты, а для себя лично выписывал «Герцеговину Флор», тот самый табак, который курил Сталин. Одежда, приличные костюмы отечественного производства, рубашки, галстуки, обувь – все выдавалось бесплатно. В библиотеку шарашки специально доставляли научную, справочную и вообще любую затребованную зэками из ОКБ литературу.
Работали в шарашке по 10–12 часов в сутки, и никто зэков к этому не принуждал. Увлеченные своими идеями, они сами горели желанием работать больше. Во время полевых испытаний оружия выезжали в командировки – только в купированном вагоне в сопровождении конвоира в штатском.
Если первыми начальниками Особых конструкторских и технических бюро были специалисты экономического управления ОГПУ, которые умели лишь выявлять вредителей в промышленности и на транспорте, то со временем в начальники шарашек пришли технически более подготовленные люди. В 1938 г. в НКВД по партийному набору в массовом порядке были приняты десятки молодых специалистов.
Метод «кнута и пряника» действовал безотказно. Сроки, к которым приговаривались инженеры и ученые, – от 10 до 25 лет, не имели никакого значения. Сотруднику шарашки важно было выполнить задачу, после этого он выходил на свободу и продолжал работать по специальности. Многие часто оставались работать в том же КБ уже в качестве вольнонаемного.
До 1944 г. немецкая промышленность компенсировала вермахту все боевые потери военной техники. В Германии полным ходом шли разработки новых видов вооружения и, возможно, только запредельно жесткая линия НКВД позволила достичь того, что даже после разгромных первых дней войны гитлеровцы так и не получили серьезного перевеса в танках, самолетах, пушках, стрелковом оружии и всем том, что было необходимо фронту для победы.
Ближе к концу войны стало ясно, что одна из важнейших задач ближайшего времени – перехватить техническую документацию и опытные образцы вооружения, которые разрабатывали немцы. Борис Евсеевич Черток (после войны – член-корреспондент РАН, доктор технических наук) плотно общался со своими коллегами из шарашки и в сущности они занимались одними и теми же вопросами. В своих воспоминаниях Черток пишет: «Из всех источников мы уже знали, что разработка баллистических ракет дальнего действия в Германии достигла весьма высокого уровня. В области создания жидкостных ракетных двигателей немцы обошли всех. Кроме того, выяснилось, что немецкие ученые были очень близки к созданию куда более страшного оружия – атомной бомбы».
Учитывая идеологию и степень агрессивности тогдашних немецких политиков, трудно представить себе, как повернулась бы мировая история, если бы война продлилась какое?то время. Однако этого не случилось. Третий рейх пал, а немецкие разработки попали в руки ученых и военных из Америки. Высадка американцев на Луну во многом оказалась возможной благодаря использованию интеллектуальных способностей «бригады фон Брауна». Немецкие специалисты руководили созданием самого мощного в мире носителя «Сатурн -5», который и обеспечил успех шести экспедиций на Луну.
Для наших ученых немецкие разработки стали неоценимой помощью. Найденные материалы сразу же оказывались в самых надежных и засекреченных бюро и лабораториях, а попросту – в тюремных ОКБ. В шарагах работали люди, для которых сам процесс творчества – цель и основа жизни. К тому же они знали, что их труд нужен обороне страны. Репрессивная система делала войну осязаемой для инженеров. В тюрьме время многократно спрессовывалось и из технологической цепочки практически исключался этап неторопливых экспериментов. Какому количеству ученых такой интенсивный труд сломал жизнь и сколько жизней простых солдат он спас?
К началу Великой Отечественной войны в конструкторских бюро НКВД, или, говоря по-простому, в шарагах, трудились около 1800 ученых, конструкторов, инженеров.
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА
В тюремных НИИ и КБ созданы:?Истребитель И-5 (под рук. Н.? Г. Поликарпова, 1930)
Высотный бомбардировщик ДВБ-102 (под рук. В.? М. Мясищева, 1938)
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (под рук. В.? М. Петлякова, 1939)?Фронтовой бомбардировщик Ту-2 (под рук. А.? Н. Туполева, 1941)?Авиационные двигатели РД-1 (2, 3, под рук. В. ?П. Глушко, 1942–1944)?Универсальная артиллерийская система 152?мм?Полковая 75?миллиметровая пушка образца 1943 года
СЛОВАРЬ
Шарашка (шарага) – жаргонное название секретных НИИ и КБ, подчиненных НКВД СССР, в которых работали заключенные инженеры и ученые. В системе НКВД официально именовались «Особыми техническими бюро» (ОТБ) или «Особыми конструкторскими бюро» (ОКБ).