Организованному криминалитету противостоят профессионалы
Тяжкие и особо тяжкие преступления подследственны Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации. Это определено статьей 151 УПК РФ. Уголовные дела, расследуемые сотрудниками комитета, требуют кропотливой аналитической работы, они одинаково сложны как в раскрытии, так и в сборе доказательств.
Юрий Хорошавин, старший следователь СУ СКП РФ по Новосибирской области
В мае в Новосибирской области был вынесен беспрецедентный приговор по одному из самых громких уголовных дел, расследованных следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Новосибирской области. Впервые на скамье подсудимых оказался чиновник столь высокого ранга. Речь идет о руководителе межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу 56?летнем Леониде Баклицком. Напомним, что в декабре 2008 г. в результате тщательно спланированных действий сотрудников областных управлений СКП РФ и УФСБ чиновник был задержан при получении взятки более 400 тыс. рублей.
Для расследования уголовного дела была создана следственно-оперативная группа в составе 21 человека, возглавлять которую назначен один из лучших сотрудников областного управления СКП РФ старший следователь Юрий Хорошавин.
Работающий в органах следствия с 2003 г., он является одним из тех, кому поручают расследовать сложнейшие уголовные дела коррупционной направленности.
За время следствия, длившегося более года, в помещениях и жилищах лиц, проверяемых на причастность к преступной деятельности, проведено 47 обысков и 24 выемки. Юрий Хорошавин: «Одной из сложных задач, стоящих перед следствием, была необходимость установления всего круга лиц, дававших взятки Баклицкому, а кроме того, и отследить движение денежных средств на многочисленных банковских счетах. В процессе сбора доказательной базы нами были получены результаты 25 криминалистических экспертиз, в том числе фоноскопической, подтверждающих наличие преступных связей, получены и проанализированы результаты допросов 54 свидетелей по уголовному делу».
Кроме того, для обеспечения исполнения приговора или возможной конфискации имущества суд удовлетворил ходатайство следователя и наложил арест на жилища Баклицкого в Москве, Новосибирске и Алтайском крае, а также 9 единиц дорогостоящего огнестрельного оружия, акции и денежные средства на счетах в банках.
Совокупность собранных доказательств позволила следствию предъявить Баклицкому обвинение в 5 эпизодах получения взяток на сумму более 1,3 млн рублей (ч. 3 ст. 290 УК РФ, п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ) и направить 49?томное уголовное дело в суд.
Суд, оценив все доказательства, полученные в ходе предварительного следствия, признал их исчерпывающими и приговорил Баклицкого к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Алла Никонова, руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Иркутской области, государственный советник юстиции 3-го класса
Алла Никонова в органах прокуратуры с 1981 года. Начала карьеру следователем районной прокуратуры. Занимала должности заместителя прокурора города и заместителя прокурора Иркутской области. Самый яркий, насыщенный событиями этап ее работы в прокуратуре наступил, когда она возглавляла первую в России постоянно действующую следственно-оперативную группу. Никонова курировала ход расследования самых громких уголовных преступлений 90?х (заказные убийства, бандитизм). На ее счету более сотни подобных дел. Так, она контролировала расследование преступлений, совершенных бандами из состава Братского криминального сообщества. Члены банды «Пожарников», державшие в страхе Иркутск и Ангарск, совершили около 10 заказных убийств предпринимателей. Сейчас преступники приговорены к длительным срокам заключения. Алла Никонова принимала участие и в следствии по делу банды Скрипника. Члены его группировки совершили ряд дерзких преступлений. В частности, в центре Иркутска на глазах сотен горожан киллеры банды расстреляли восемь человек. В 2006 г. Никонова возглавляла расследование авиакатастрофы в Иркутске.
Иван Шеенко и Максим Салос, следователи СУ СКП РФ по Алтайскому краю
Уголовное дело об убийстве сотрудников патрульно-постовой службы милиции Александра Нефедкина и Виталия Домнина 6 декабря 2009 г. в городе Барнауле прогремело на всю страну. Еще бы, милиционеров при исполнении обязанностей жестоко расстреляли из пистолета в подъезде жилого дома. Несмотря на то, что был поднят весь личный состав Главного управления внутренних дел, создана следственно-оперативная группа, работавшая день и ночь, преступление по горячим следам раскрыть не удалось. Общественность требовала возмездия, а следователи совместно с оперативными службами в напряженном режиме отрабатывали и проверяли версии произошедшего. Как в последующем скажет руководитель следственно-оперативной группы следователь по особо важным делам Максим Салос: «Несмотря на то, что мы иногда заходили в тупик, ощущение, что преступление будет раскрыто, не покидало ни на секунду». Упорство, с которым они добивались цели, поражает своими масштабами: ежедневные оперативные совещания, разработка тактики раскрытия и расследования убийства, бесконечные допросы свидетелей и очевидцев (более 120), назначение и проведение экспертиз (около 100). По прошествии некоторого времени в сугробе недалеко от места происшествия было обнаружено снаряжение, принадлежащее предполагаемым преступникам.
Среди самодельных обрезов, кинжалов и пистолета лежали наручники, глушители и маскировочные костюмы. Следователи предположили, что в совершении убийства участвовали профессионалы, и утвердились в своих подозрениях, когда результаты экспертизы гильз показали, что пистолет, из которого стреляли в милиционеров, числится за убийством охранника винно-водочного магазина, произошедшем в 2001 году. То преступление так и осталось нераскрытым.Руководитель следственно-оперативной группы Максим Салос решил, что любая мелочь поможет найти разгадку в этом запутанном деле. Следователь назначает криминалистическую экспертизу наручников. Из экспертного учреждения пришел ответ о невозможности определения индивидуального номера данных наручников, который был удален злоумышленниками химическим путем.
Однако настойчивость следователя принесла результат – повторная криминалистическая экспертиза все?таки определила индивидуальный номер наручников. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что преступление раскрыто следственным путем. 16 апреля 2010 г. лиц, причастных к совершению убийства сотрудников милиции, задержали.
Нигде неработающие бывший сотрудник органов внутренних дел Евгений Панченко и его брат Олег возвращались с сорвавшегося «дела». Длительное время они вели наблюдение за автозаправочным комплексом для совершения на него разбойного нападения. Вечером 6 декабря 2009 г. их и остановили сотрудники патрульно-постовой службы, которые проверяли сообщение о вскрытии электрощитов в подъезде дома по улице Юрина, поступившее от его жителей. Встреча оказалась для милиционеров роковой. Профессионально владеющий навыками стрельбы из огнестрельного оружия, Евгений Панченко хладнокровно расстрелял сотрудников милиции на лестничной площадке, а затем скрылись с братом с места происшествия.
За примерное исполнение служебных обязанностей и высокий профессионализм, положительную и безупречную службу в Следственном комитете, выполнение заданий особой важности и сложности приказом председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина награждены медалями те, для которых было долгом чести раскрыть убийство алтайских милиционеров: медалью «За заслуги» – заместитель руководителя Следственного комитета Иван Шеенко, медалью «За отличие» – следователь по особо важным делам Максим Салос. Остальные сотрудники поощрены внеочередными званиями и ценными подарками.
Вячеслав Поляков, руководитель отдела по расследованию особо важных дел СУ СКП РФ по Республике Бурятия
В свои 27 лет он руководитель важнейшего следственного подразделения. Главные качества Полякова, по мнению коллег, – скромность, интеллигентность, порядочность, принципиальность и надежность. Молодой следователь завоевал заслуженное уважение своих более опытных и старших коллег. За несколько лет работы в органах следствия он стал одним из признанных профессионалов.
Сам Вячеслав Поляков признается, что выбор профессии для него не был дилеммой. Он целенаправленно выбрал юриспруденцию. Один из самых престижных юридических вузов – Уральскую государственную юридическую академию окончил с отличием. Свою работу следователь Поляков считает настоящей, мужской. Для него принципиально важно – честно довести следствие до логического завершения, скрупулезно отработать все версии. Ему доверяют расследование сложных и резонансных преступлений, совершенных в республике.
Следователи по особо важным делам расследуют дела о жестоких убийствах, изнасилованиях, разбоях и бандитизме. А также коррупционные преступления, которые совершают чиновники, то есть лица, наделенные особым правовым статусом в уголовном судопроизводстве. Следствие в отношении таких «спецсубъектов» требует особой щепетильности и принципиальности. Вячеслав Поляков расследовал не одно дело, связанное со скандальной нечистоплотностью чиновников республики. Все они дошли до суда, в отношении должностных лиц вынесены обвинительные приговоры. Начинающих следователей он всегда поддерживает профессиональными советами, делится своим опытом работы и знаниями.
Как руководитель отдела, он непосредственно участвует в расследовании самых громких дел повышенной сложности. Одно из них – дело о тройном убийстве семьи Манзыревых, которое произошло 2 февраля 2009 года. Жестокое убийство 40?летней женщины, ее 6?летней дочери и 70?летней матери получило большой общественный резонанс. Ранее в Бурятии подобные преступления не совершались. Все члены семьи были жестоко зарезаны. По горячим следам раскрыть тройное убийство не удалось. Была создана следственно-оперативная группа, которую возглавил Вячеслав Поляков. Отрабатывались различные версии. Спустя два месяца в ходе беседы с одним из родственников погибших, бывшим зятем Жубриным, Вячеслав Поляков обратил внимание на порез на его руке. Это и оказалось той зацепкой. Следователь не оставил рану без внимания. Впоследствии выяснилось, что Сергей Жубрин получил рану, когда убивал беззащитных женщин и девочку. После чего, смывая следы крови, вытер руки полотенцем, оставленным на месте преступления.
Сложная генетическая экспертиза подтвердила, что кровь на полотенце принадлежит Жубрину. Версия его причастности к убийству подтвердилась и другими доказательствами. Жубрин признался, что на совершение преступления его подбила бывшая супруга Ирина Манзырева, дочь и сестра убитых женщин. А мотивом совершения преступления стал корыстный мотив – трехкомнатная квартира. Ирина Манзырева не раз требовала от матери разменять квартиру, однако неизменно получала отказ. Свою причастность к совершению убийства подозреваемая отрицала. После смерти своих близких родственников она оставалась единственной наследницей квартиры матери, и у следователей имелись все основания ее изобличить. 11 июня вердиктом присяжных заседателей Сергей Жубрин и Ирина Манзырева признаны виновными в циничном преступлении. Жубрин осужден к пожизненному сроку.
Манзырева к 19 годам колонии общего режима. Оба осужденные на суде не признали свою вину. Однако следственно-оперативная группа под руководством Полякова отработала очень профессионально. Все добытые доказательства в ходе следствия оказались в суде неопровержимыми.
Спустя год Бурятию потрясло новое громкое преступление. В феврале 2010 года в Джидинском районе республики убиты семь предпринимателей, пять из которых женщины. Это преступление удалось раскрыть по горячим следам. Вячеслав Поляков в составе следственно-оперативной группы выезжал на место преступления. В ходе предварительного расследования удалось установить подозреваемых. Ими оказались трое жителей города Закаменска, двое из которых несовершеннолетние. Мотив преступления, по мнению следователя, – устранение конкурентов на местном рынке междугородних пассажирских перевозок и желание завладеть деньгами предпринимателей. Это уголовное дело уже близко к завершению. В скором времени подозреваемым будет предъявлено обвинение.