Саммит ОДКБ очертил круг задач России на центрально-азиатском направлении
Организация Договора о коллективной безопасности скорее всего будет трансформирована. Такое решение стало главным итогом прошедшего в Ереване неформального саммита ОДКБ, в котором приняли участие лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Президент Узбекистана Ислам Каримов не смог прибыть из?за болезни.
ОДКБ ответила отказом на просьбу Временного правительства Киргизии ввести миротворческие силы в зону межнационального конфликта, ссылаясь на отсутствие в уставе организации правовых оснований для вмешательства во внутренние дела страны-участницы. Необходимость формирования внутри ОДКБ системы кризисного реагирования стала очевидной. Как организация должна воздействовать на ситуацию, подобную киргизской, станет ясно в декабре, когда поправки к документу будут представлены на саммите ОДКБ в Москве. Обсуждение изменений в уставе обещает быть непростым. Вряд ли те государства, между которыми сложились напряженные отношения, захотят, чтобы организация получила в руки рычаги влияния на их внутреннюю жизнь.
Независимость для многих членов ОДКБ имеет приоритетный статус, а нежелание поступаться суверенитетом как раз и мешает сделать ее эффективной.
Россия продолжит лоббировать оказание помощи Бишкеку. По предложению Дмитрия Медведева президенту Розе Отунбаевой первой дали слово, чтобы она ознакомила коллег с ситуацией в Киргизии. Итоги встречи, на которой ключевым вопросом планировалось как раз обсуждение военно-технической помощи Киргизии, так и не внесли ясности.
Закрытая часть саммита затянулась на несколько часов, что явно свидетельствовало об отсутствии единогласия. А запланированная пресс-конференция была заменена заявлением для прессы. Позже Роза Отунбаева оптимистично заявила, что «неформальный саммит глав государств-участников ОДКБ, а также встреча с президентом России Дмитрием Медведевым были весьма продуктивными как в плане обсуждения перспективы совместных действий, так и в практическом плане».
Планы трансформации ОДКБ и оказание помощи Киргизии сами по себе являются приоритетом России, но теперь они также становятся составной частью общих усилий Москвы на афганско-пакистанском направлении в свете намечающегося вывода иностранных войск из Афганистана. На встрече Медведева с лидерами Афганистана, Пакистана и Таджикистана 18 августа в Сочи обсуждались «дежурные» проблемы: незаконная контрабанда наркотиков и терроризм. Очевидно, что во второй раз квартет (впервые в таком составе президенты встретились в прошлом году в Душанбе) собрался с иной целью. Москва осторожно нащупывает точки, по которым возможно будущее сотрудничество с Пакистаном и Афганистаном. В первую очередь, это безопасность для граничащих с конфликтным регионом стран Центральной Азии. А также бизнес-проекты, одним из которых может стать план переброски электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан, известный как CASA-1000. Реализовать эту масштабную задумку без участия России, с помощью которой была в свое время создана мощная энергетическая инфраструктура Центральной Азии, представляется маловероятным.
Осуществление проекта связано со многими трудностями. В первую очередь, это нестабильность в Афганистане и Пакистане, где нужно прокладывать мощные линии электропередач. Другое препятствие связано с проблемами взаимоотношений стран Центральной Азии. Узбекистан, уже снабжающий электричеством по построенным во времена СССР линиям приграничные афганские провинции и Кабул, намерен и дальше быть основным поставщиком энергии южным соседям. И выступает категорически против строительства новых ГЭС в Таджикистане и Киргизии, необходимых для экспорта, но способных затруднить водоснабжение обширных сельхозугодий в густонаселенном Узбекистане. «Водный» конфликт между Ташкентом и Душанбе, мечтающим восполнить недостаток нефти и газа экспортом электроэнергии, вышел далеко за рамки спора, приняв характер недружественных действий.
Таджикистан в споре с Узбекистаном надеется на российскую поддержку. На двустороннюю встречу в Сочи с Дмитрием Медведевым президент Таджикистана пришел в том числе с предложением о строительстве нескольких средних ГЭС. Проект, если верить утечкам информации, отложен в сторону, пока не будут разрешены все проблемы двусторонних отношений. Это и давно обещанные таджикской стороной подключение РТР «Планета», возвращение долгов за потребленную электроэнергию и разрешение для российских военных использовать военный аэродром Айни. Но и в случае положительного решения этих вопросов, энергетическое сотрудничество России с Таджикистаном не станет полноценным, пока не будут учтены интересы третьей стороны – Узбекистана. На сегодня отсутствие консолидации усилий стран Центральной Азии становится тормозом не только для масштабных международных проектов. Обеспечение безопасности этих стран, а также реорганизация ОДКБ с целью повышения ее эффективности никак не могут быть достигнуты, пока между странами региона отсутствует доверие. Формальные союзники когда?нибудь должны превратиться в настоящих – возможно, это станет самой сложной задачей российской внешней политики на центральноазиатском направлении.