Ирак не стал моделью для мусульманского мира
Военная фаза операции в Ираке завершится 31 августа. Об этом заявил президент США Барак Обама, выступая перед военными ветеранами в Атланте. Так, почти по?будничному было объявлено, что семилетняя война в Ираке, стоившая сотни тысяч жизней иракцам и репутации Америке, закончена. Однако из речи президента так и не стало ясно, возвращаются ли американские войска с победой, достигнуты ли цели войны, парированы ли угрозы, о которых говорила прежняя администрация.
Официальной причиной для вторжения в Ирак стали опасения администрации Джорджа Буша, что режим Саддама Хусейна производит и накапливает оружие массового уничтожения (ОМУ). Правда, инспекторы ООН, несколько лет проработавшие в Ираке до войны, не смогли найти тому подтверждения. Поэтому ООН не дала согласие на военную операцию против Ирака. Активно и последовательно против нее возражали ФРГ, Франция и Россия. Однако США, создав антииракскую коалицию, 20 марта 2003 года начали вторжение.
Уже 9 апреля практически без боя был взят Багдад, и военная победа США над Ираком, в которой мало кто сомневался, стала очевидной. Но ОМУ так и не было найдено. Причина оказалась поводом, причем липовым. Позднее госсекретарь США Колин Пауэлл публично сокрушался, что ему пришлось с трибуны ООН агитировать за войну с Ираком, опираясь на информацию, которая была неточна или заведомо искажена.
Тем не менее военная победа позволила быстро демонтировать режим Саддама. А это было более очевидной, хотя и не озвученной официально причиной американского вторжения.
Иракский лидер не был в числе любимцев мирового сообщества, однако смог удержать власть после разгрома в войне в Заливе 1991 года и последовавшего затем восстания иракских шиитов и курдов. Веревка, затянувшаяся на его шее после приговора Высшего уголовного трибунала Ирака 30 декабря 2006 года, начала свиваться в петлю после трагедии 11 сентября, когда антиамериканизм Саддама уже не воспринимался как простое упражнение в риторике. Связка «ОМУ – Саддам – Аль-Каида» преподносилась как очевидная угроза не только США, но и всему миру.
Однако ни до, ни после вторжения связи Саддама с Аль-Каидой не были подтверждены. Напротив, эта международная террористическая сеть почувствовала себя вольготно в политическом хаосе, последовавшем за падением тоталитарного иракского режима, стала там важным политическим игроком.
На следующий день после выступления Обамы в окрестностях Багдада террористы убили пятерых полицейских и, взорвав блокпост, водрузили на развалинах знамя Аль-Каиды. Только за 8–9 августа взрывы гремели в Рамади, Басре, Фаллудже. Погибли 53 человека, ранены более 200. В июле от рук террористов погибли 535 человек.
Начиная войну, в США всерьез полагали, что установленный в Ираке силой американских штыков новый демократический режим, обреченный к тому же на процветание из?за вторых в мире запасов нефти, станет альтернативой исламскому фундаментализму в арабском мире и за его пределами, и это в долгосрочной перспективе будет противодействовать росту экстремизма и экспорту терроризма. Увы, все происходит с точностью до наоборот.
Даже сейчас парламент Ирака, избранный в марте 2010 года, так и не смог сформировать правительство. Паралич власти может лишь усилиться с выводом американских войск и дать толчок росту насилия. Кроме того, фракционное противоборство в парламенте вполне может вылиться в борьбу за контроль над нефтью, силовыми структурами и территориями, и борьбу не только политическую, но и вооруженную.
Завершая военную часть операции, Обама все же оставляет в Ираке войсковой контингент в 50 тыс. человек. Их главная задача – обучение иракской армии, антитеррористическая деятельность и защита американского персонала. Смогут ли эти силы в партнерстве с иракской армией и службами безопасности обеспечить стабильность в стране – большой вопрос. Бывший сподвижник Саддама и министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз, отбывающий сейчас 15?летнее заключение, в интервью британской «Гардиан» заявляет, что уход США из Ирака приведет к смерти страны. Возможно, матерый иракский дипломат и сгущает краски, но то, что Ирак не стал моделью для мусульманского мира, – это факт.
Выводя войска из Ирака, США увеличивают свою группировку в Афганистане. И сообщения информационных агентств, и масштабные утечки секретной информации, и чехарда в руководстве американскими силами в этой стране свидетельствуют, что до стабилизации обстановки там еще далеко. Не получить бы вслед за Ираком еще один очаг неуправляемого конфликта, теперь уже у самых границ России.