Развивать региональную инфраструктуру – значит мониторить сначала ход работ, а затем состояние объектов. Контроль нужен в частности на уровне «общество–государство». Не секрет, что последнее часто злоупотребляет властными полномочиями. Граждане страны в свою очередь смогут в полной мере реализовать конституционное право участвовать в управлении делами государства (ст. 32). К примеру, для мониторинга и контроля инфраструктуры России достаточно организовать единый информационный веб-сервис и периодически проводить спутниковую съемку тех или иных объектов.
До недавнего времени использование спутниковых снимков высокого разрешения для задач, в частности, дорожного хозяйства было в России ограничено. Однако еще в 2005 г. центр «СканЭкс», выполняя заказ Федерального дорожного агентства, разработал и усовершенствовал методику оценки состояния объектов в труднодоступных регионах России по материалам космосъемки. Позже были созданы и обновлены геоинформационные системы автотрассы «Амур» Чита–Хабаровск, а также участка федеральной трассы М29 «Кавказ», проходящей по Чечне. Магистраль Чита–Хабаровск протяженностью 2100?км строится уже более 30 лет. По графику к 2010 г. трасса должна была быть сдана в эксплуатацию по второй стадии с асфальтобетонным покрытием. Однако, как сообщает официальный сайт amur-trassa.ru, «для завершения строительства автомобильной дороги «Амур» Чита–Хабаровск в 2010 г. необходимо ввести 572,9?км. С начала строительного сезона уложены первые 100?км асфальтобетона». Тем не менее есть цифровые карты местности, составленные на основе спутниковых снимков с разрешением 5,8–10?м, которые позволят жестко контролировать ход работ.
Пристальное внимание уделяется реализации Восточной газовой программы. На повестке дня строительство через пролив Невельского морской части перехода – одного из наиболее сложных объектов будущего газопровода «Сахалин–Хабаровск–Владивосток». Опасность для прокладки и дальнейшей эксплуатации представляют особенности ледовой обстановки в проливе. Имея ширину порядка 20?км и максимальную глубину до 24?м, пролив с конца декабря по апрель покрыт льдом, толщина которого в среднем составляет около метра. В прибрежных зонах вода промерзает до дна: во время становления припая образуются стамухи и гряды торосов. В этом году на основе данных детальной спутниковой съемки IKONOS с помощью программного обеспечения ScanEx Image Processor в «СканЭкс» разработана цифровая модель рельефа припайного льда в проливе.
Это позволит корректно оценить риски, которые могут возникнуть при строительстве и эксплуатации газопровода. Проектно-изыскательные работы в районе продолжаются.
Важнейшим событием года в области спутникового мониторинга инфраструктуры России можно считать заключение многолетнего контракта между ИТЦ «СканЭкс» и американской компанией GeoEye. С нынешнего года осуществляется спутниковая съемка сверхвысокого разрешения объектов инфраструктуры, основных населенных пунктов и туристических баз по всей России и окрестным территориям. Проект предусматривает покрытие космосъемкой площади более 2 млн кв. километров.
Спутниковая съемка объектов инфраструктуры проводится в интересах различных организаций и учреждений, в том числе МЧС России, для обновления картографических материалов, повышения безопасности жизнедеятельности и т. п. Учитывая масштабы страны и отсутствие современных картографических материалов, космические снимки станут основным достоверным источником информации о состоянии территорий.