YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Главная новость»118 жизней за старую торпеду
    Главная новость

    118 жизней за старую торпеду

    By Редакция11.08.2010Изменено: Комментариев нет5 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    Российский флот пребывает на задворках. Значит, трагические уроки не выучены

    10 лет прошло со дня гибели атомного подводного ракетного крейсера «Курск». А общество в большинстве своем до сих пор пребывает в неведении: что же случилось с лодкой? Об обстоятельствах рассказывает Игорь Курдин. Капитан первого ранга в отставке, председатель Клуба подводников Санкт-Петербурга: 25 лет на флоте, 15 боевых походов, пять лет командования субмариной.

    – Игорь Кириллович, вы волею судеб оказались тогда в гуще событий…

    – Да. В силу специфики деятельности Клуба подводников. Кроме всего прочего, мы являемся чем?то вроде социального органа: пытаемся помочь своим коллегам и их семьям. А потому тогда, 10 лет назад сочли своим долгом способствовать хотя бы тому, чтобы родственники моряков с «Курска» смогли добраться до Видяева. У многих не было на это средств. И мы работали тогда в режиме благотворительного фонда: люди, пожелавшие помочь, приносили деньги, а мы передавали их родственникам погибших, приобретали для них авиабилеты. Я до сих пор испытываю огромную благодарность аэропорту «Пулково». Тогда стоило сделать один звонок: сегодня нужно столько?то, и места были обеспечены.

    Правда, уже через год клуб поплатился за эту инициативу. Одна за другой у нас прошли четыре проверки по инициативе Генпрокуратуры. И главным вопросом был: кто вам разрешил собирать деньги? Финансовую отчетность проверяли так скрупулезно, что если бы мы не представили по бумажке-расписке на каждый рубль, не знаю, что было бы.

    – Но кроме этого клуб еще попытался защитить интересы родственников погибших юридическими методами…

    – Не совсем так. Мы всего лишь нашли адвоката, который взялся представлять интересы родственников в уголовном деле, – Бориса Кузнецова. Он действительно сделал все, что необходимо, чтобы трагедия была расследована. Кузнецов дошел до Страсбургского суда, когда в 2003?м Военная прокуратура РФ окончательно закрыла уголовное дело, не найдя в действиях должностных лиц состава преступления… А в 2008?м Кузнецов получил политическое убежище в США. Это обстоятельство, признаюсь, до сих пор мучает меня. Неприятный осадок: то ли действительно, как заявил Кузнецов, его в России преследовали за дело «Курска», то ли адвокат просто воспользовался им, чтобы эмигрировать…

    – А что со Страсбургским судом?

    – Совсем недавно я получил известие: дело окончательно и бесповоротно закрыто. Все!

    – Значит, общество никогда не узнает правду?

    – Правда подробно изложена в многостраничных материалах уголовного дела № ?29?/?00?/?0016–00: взрыв учебной торпеды. Я думаю, что так оно и было. Мы с генеральным конструктором ПЛ «Курск» Игорем Барановым и командиром батальона ПЛ Михаилом Кузнецовым в деталях проанализировали события и по сути пришли к тому же выводу, что и Госкомиссия.

    Учебная перекисно-водородная 650? миллиметровая торпеда, ее на флоте называют «толстой», была просто-напросто бракованной. Ее изготовили в Алма-Ате в 1991?м. И до 2000?го ни разу не использовали. Правда, в 1993?м она прошла ремонт. Но какой? В документах значится, что у отдельных комплектующих превышены допустимые сроки годности.

    Надо сказать, что экипаж «Курска» никогда до того не имел дело с «толстыми» торпедами. Да и на других лодках всегда во время пусков таких торпед обязательно присутствовал представитель разработчика. А здесь… ни опыта, ни грамотного советчика…

    Думаю, прямо в торпедном отсеке перекись начала вытекать из торпеды.
    Вы знаете, что происходит, когда перекись водорода попадает на нестерильную поверхность? Она практически вскипает. Мне довелось увидеть кусок корпуса: поверхность торпеды почти впаялась в стенки отсека – так ее «расперло». А потом – взрыв, сила которого вся пошла внутрь лодки. И второй взрыв, в отсеке, где хранился боезапас.

    – Нештатная ситуация…

    – Да какая там нештатная ситуация! Халатность и разгильдяйство. Торпеду готовил тот, кто не имел на это права, второй, тоже не имевший полномочий, за это расписался, третий ничего не проверил и выдал ее. В этом смысле я согласен с выводами Госкомиссии. Однако следствие при этом заявило, что в действиях комсостава – и первого начальника, и второго, и третьего – не было состава преступления. Действия каждого в отдельности, как записано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, «причинами катастрофы не явились».

    – Русский авось?

    – Именно! И за эту извечную надежду на авось, проявленную теми, кто готовил корабль и осуществлял руководство, ребята расплатились жизнями. 118 жизней.
    Меня и сейчас тревожит вопрос: сколько же времени после взрывов еще жили те 23 человека, которые оказались в девятом отсеке? По выводам следствия – не более 8 часов. По заключению других экспертиз – около трех суток. А значит, их можно было спасти. Но не спасли. И здесь уже авось не при чем. Это уже преступление по статье УК о неоказании помощи.
    У нас не было ни навыков, ни технических возможностей для спасения подводников, а иностранную помощь наше руководство не принимало очень долго. Преступно долго. Средств спасения у нас нет и сейчас. Экспериментальный комплекс «Пантера-плюс» существует в единственном экземпляре. Строительство спасательного судна «Андрей Белоусов» заморожено на три года.

    – Выходит, никаких уроков из страшной истории «Курска» Россия не сделала?

    – Главный урок усвоен. Мы теперь в пиковых ситуациях готовы сразу принять помощь от государств, где технология спасения отработана.

    – Когда?то мы гордились своим подводным флотом.

    – У нас есть причины гордиться им и теперь. Корабли класса «Курска» хорошие. Американцы их уважают и опасаются. В подводном флоте служат прекрасные люди. Но… Наш подводный флот тает. Новые лодки практически не строятся. Сейчас турецкий подводный флот в четыре раза больше нашего. В Петербурге с гордостью говорят о том, что Адмиралтейские верфи загружены работой. Только при этом скромно умалчивается, что старейшее судостроительное предприятие выполняет заказы… Вьетнама на строительство пяти подлодок. А наших там нет! Все просто – как финансируют, так и строят.
    Нет у флота денег и на поддержание боеспособности. Ведь личный состав должен постоянно совершенствовать свои навыки, отрабатывать действия не на тренажерах, как сейчас, а в условиях боевых дежурств. А мы стоим у пирсов.
    Когда погиб «Курск», его командир получал зарплату 6000 рублей. Теперь, слава Богу, денежное содержание выросло многократно. Командир получает до 90 тысяч. Но и здесь есть огромная негативная сторона: если командир уходит на дальнейшее обучение, на повышение своей квалификации, он резко теряет в деньгах. Ему во время учебы платят 15 тысяч рублей. Теперь скажите: кто будет стремиться совершенствоваться? В результате уровень подготовки командиров не растет. Чтобы не сказать большего…

    Наталья Орлова
    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья После «Курска»
    Следующая статья Вино в ответе
    Редакция

    Похожие Статьи

    Президент России посетил съезд Российского союза промышленников и предпринимателей

    17.03.2023

    Президент России провёл совещание по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя

    17.03.2023

    Неизвестное о МТКС «ЭНЕРГИЯ – БУРАН»

    17.03.2023

    Президент России Владимир Путин встретился с Президентом Сирии Башаром Асадом

    15.03.2023

    Президент России выступил на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры

    15.03.2023

    Эксклюзив: Открытое обращение немецкого политика Вальдемара Гердта

    09.03.2023
    Написать комментарий

    Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

    Рубрики
    • Армия и ВПК (177)
    • В мире (63)
    • Главная новость (4 484)
    • Дети (22)
    • Закон (313)
    • История России (24)
    • Культура (153)
    • Медицина (66)
    • Наши расследования (36)
    • Новости президента (164)
    • Образование и наука (64)
    • Общество (303)
    • От первого лица (15)
    • Политика (238)
    • Происшествия (86)
    • Спорт (46)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (170)
    YouTube VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2023 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc