Славу отечественного цирка ?не вернуть без государственной поддержки.
В апреле этого года Владимир Путин дал поручение Министерству культуры разобраться с проблемами российского цирка. Его артисты преисполнились оптимизма – они уже давно просят обратить на себя внимание.
В советские времена наш цирк был «золотым фондом» страны. Каждые гастроли за рубежом приносили СССР солидные доходы. Цирк блистал, постоянно рождая новые шедевры – как большие аттракционы, так и отдельные сольные номера. Государство следило за успехами, не скупилось на средства для создания номеров. В 1978 году аттракцион-спектакль под руководством Владимира Волжанского «Прометей» – пафосное зрелище, впервые соединившее в себе несколько воздушных жанров, получил Государственную премию СССР. Первую и последнюю. Затем в 90?х еще три аттракциона получили Госпремию РСФСР, и на этом все закончилось. Дальше присваивать высокие награды стало вообще?то некому. Развитие цирка словно замерло. Прекратилось государственное финансирование, перестали выпускаться большие групповые номера, а их место заняли парные и соло-артисты. В этом была своего рода экономическая выгода – одному-двум намного проще найти работу, в том числе за рубежом, они мобильнее, более сговорчивее, а значит, импресарио выгодно иметь с ними дело. Постепенно «золотой фонд» начал распадаться, нередко оседая на богатых западных площадках.
«В перестроечные годы мы потеряли многие лучшие наши достижения, – говорит генеральный директор компании «Росгосцирк» Александр Калмыков. – Уехали такие знаменитые воздушные аттракционы, как «Журавли», «Перезвоны», полет Станкевича. Они, что называется, стояли «на плечах» у самых выдающихся мастеров жанра. Заменить их пока нечем».
Один только цирк Дю Солей, который с прошлого года начал завоевывать российское пространство, почти на 80?% состоит из русских и бывших советских артистов. Имея мощную экономическую базу в виде государственной и спонсорской поддержки, Дю Солей продолжает искать все самое лучшее в спорте и в цирке, и заметив, сразу же пытается притянуть на свою сторону.
Частный или государственный?
Сегодня в России есть один частный цирк – Московский на Цветном бульваре. Он существует только за счет самоокупаемости. Сколько продали билетов, столько и денег. С одной стороны, здесь много положительных моментов. Можно самим формировать творческую и экономическую политику, набирать программы, распределять денежные средства. С другой – если сборы плохие, то и распределять нечего, взять и набрать программу из тех номеров, которые хочешь, не всегда получается: компания «Росгосцирк» может их просто не дать (так было еще некоторое время назад), а своих собственных не напасешься. И еще: один из главных камней преткновения – налоги и аренда.
Максим Никулин, директор цирка на Цветном: «Сегодня мы вынуждены платить арендную плату за здание и землю 45 млн рублей в год. Это очень много. При таких условиях мы поневоле вынуждены экономить на бюджете новых программ – на декорациях, на костюмах, что, конечно, приведет к ухудшению качества. Нам бы этого не хотелось, так как цирк на Цветном бульваре – устоявшийся бренд, своего рода знак качества не только для москвичей, но и для всей страны. Что касается статуса, я считаю, частные цирки должны работать в тех же условиях, что и государственные, то есть иметь налоговые льготы».
Подавляющее большинство государственных цирков – в ужасном состоянии. Ремонта требуют и здания, и все внутренние помещения. Александр Калмыков: «Нам выделяют 26 млрд руб. на все цирки, в то время как, для примера, на ремонт одного Большого театра идет порядка 24 млрд. А между тем наше искусство по?прежнему остается важной, если не идеологической, то воспитательной составляющей для народа. В цирки ходят до 10 миллионов зрителей каждый год. По большому счету государство должно взять и отремонтировать все цирки. Но в целом я за то, чтобы они оставались в федеральном управлении».
Не пойти ли в регионы?
Какие еще возможны пути, чтобы вернуть заслуженную славу? Вариант – отдать цирки регионам. То есть сделать ответственным за них местное руководство. Тому есть хороший пример – Ижевский цирк. Он принадлежит Республике Удмуртия, где президент Александр Волков любит цирковое искусство и считает его важной частью культуры. В Ижевске роскошное здание, прекрасные условия для артистов и животных, «зеленая улица» любой пиар-информации о представлениях и событиях. Сегодня для любого циркового номера попасть в Ижевск – благо. И в Екатеринбурге директор, бывший клоун, народный артист России Анатолий Марчевский, будучи депутатом, сумел поставить цирк на должный уровень, привлечь внимание руководства региона.
Но есть и другие примеры. Во Владивостоке цирк решением заместителя губернатора был передан в региональное ведение. И там сразу устроили рыбный терминал, на манеже появились охранники с автоматами. Конечно, это экономическая реальность – рыбный терминал (или автосалон, или казино – были и такие случаи) приносит региону несравнимо больше денег. Но как быть с детьми, для которых цирк – праздник?
«Передача цирков в регионы – смерть, – считает Калмыков. – Перепрофилирование в более экономически выгодные структуры в этом случае неизбежно».
В чем потребность?
Помимо государственной поддержки у российского цирка есть и другая потребность – творческое развитие. «Успех Дю Солея во многом зависел от того, что они нашли новое творческое видение циркового искусства, – говорит Александр Калмыков, – усилили режиссуру, музыкальное, художественное оформление. Конечно, мы всегда были и остаемся сильны классическими жанрами. Но, сохраняя их, нам тоже надо искать новые творческие ходы».
Вообще?то складывается странная ситуация – цирковое искусство по сути зависит от личности конкретного человека. Хороший директор – с цирком все в порядке, нет – упадок и превращение в казино. Любит региональный руководитель цирковое искусство – будет помощь, нет – гори там все огнем! «Когда я был в Китае, узнал, что на цирковой фестиваль всегда приезжает президент страны, – говорит Максим Никулин. – На мой вопрос «Почему так?» китайцы ответили: это естественно, ведь цирк – часть национальной культуры. Мне стало очень обидно, потому что у нас наверху мало кто считает цирк вообще искусством».
Как исправить?
Практически все руководители цирков разных уровней считают, что главным для выживания и последующего процветания должна стать государственная поддержка. Руководитель Комитета по культуре Государственной думы России Григорий Ивлев: «Конечно, мы выделяем средства на помощь цирку, но их пока явно недостаточно. Нужна большая инвестиционная программа, чтобы возродить цирки».
Так считает и Максим Никулин, а Александр Калмыков добавляет: «Кроме господдержки нужны еще две составляющие – стабильное состояние общества, позволяющее людям тратить больше денег на развлечения, и увеличение зарплаты артистам. Сейчас когда я предлагаю спортсменам, например, прийти работать в цирк, они смеются мне в лицо – у них мастер в резерве получает 70 000?руб. в месяц, а у нас столько не платят первым артистам».
Кстати, есть еще вариант: не выделять никаких дополнительных средств, а просто снизить налоги и арендную плату. И это уже будет существенной помощью.