НАНОСЯТ КАБИНЕТНЫЕ ЧИНОВНИКИ, ПРЕДЛАГАЯ ОТЛОЖИТЬ ДЕЛО ГАГАРИНА НА ПОТОМ.
Образ России как страны, осуществившей прорыв в космос, позволяет сохранить некоторые атрибуты великой державы. Однако мир не стоит на месте. Сегодня статусом космических держав обладают уже 10 стран. Это кроме России США и Китай, имеющие по пять космодромов, Япония с двумя космодромами, Франция, обладающая на паритетных началах с Европейским космическим агентством одним космодромом, а также Индия, Бразилия, Северная Корея, Республика Корея и Израиль. В США есть планы расширения сети космодромов и мест запуска до 15–18, в основном для развития коммерческих услуг. Китай уже строит шестой космодром.
Все ведущие космические державы ведут запуски по государственным программам со своей территории. Трассы активного участка полета ракета-носителей не проходят над территориями иностранных государств, тем самым гарантируется выполнение важнейшего требования международного космического права – абсолютной ответственности государства за ущерб от такого рода деятельности.
Государственные интересы России включают сохранение статуса ведущей космической державы, расширение участия российских организаций на мировом рынке космических товаров и услуг, развитие внутреннего рынка таких товаров и услуг.
Большинство запусков космических аппаратов, в том числе все пилотируемые полеты, выполняются Россией с Байконура. Это позволяет решать задачи связи, управления, контроля воздушного пространства, метеообеспечения, навигации, дистанционного зондирования Земли и др. С космодрома Плесецк (Архангельская область) осуществляются запуски космических аппаратов на ограниченное количество орбит. Единичные старты выполняются с базы Домбаровский (Оренбургская область).
Возможности космодрома Плесецк обеспечивают решение менее трети необходимого объема научных и социально-экономических задач (по особенностям расположения, энергетическим возможностям средств выведения и т.?п.). Принципиальным является также тот фактор, что отсюда не может поддерживаться существующая пилотируемая космическая программа.
Выполнение перспективных задач и развитие Россией космических услуг требует либо коренной модернизации Байконура, что невозможно как по условиям договора аренды космодрома, так и по причине отсутствия правового решения вопроса собственности, не говоря уже о существенных рисках, прежде всего политических, либо строительства новой стартовой площадки на своей территории. Решение есть – создание и эксплуатация космодрома Восточный. Мобилизация необходимых ресурсов для строительства, монтажа, отработки и эксплуатации сложной техники приведет в движение весь регион. Восточный позволяет создавать и использовать новые средства выведения космических аппаратов, но предполагает создание наземной инфраструктуры (пусковых установок и необходимого окружения), создание систем жизнеобеспечения, условий для обслуживающего персонала. Если решение первых двух частей этой триединой задачи производится в соответствии с Федеральной космической программой, то третьей – создания обеспечивающей инфраструктуры – предусмотрено постановлением правительства в рамках отдельной подпрограммы ФЦП «Развитие российских космодромов». Она разработана и представлена в заинтересованные министерства на согласование.
Несмотря на прямые указания президента и правительства, сроки ввода в строй нового космодрома Восточный оказываются под угрозой срыва: при согласовании подпрограммы от министерств экономического блока после странного требования сравнивать все проекты с аналогами (а где их взять для прорывного инновационного проекта?) поступило еще одно «интересное» предложение: отложить создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома до более благоприятной экономической ситуации!
Подобная отсрочка означает, что уже вложенные средства могут оказаться потраченными впустую. Без обеспечивающей инфраструктуры, создаваемой с опережением, космодром не заработает, будь там распрекрасные ракеты и пусковые установки.
Любая задержка строительства космодрома означает уход России с рынка космических услуг и потерю статуса космической державы. Между тем этот рынок, по оценкам экспертов, приближается сегодня к 100 млрд долларов США и ожидается его бурный рост. Однако «извозчичья» деятельность занимает здесь далеко не ведущее место, главное – это как раз услуги по связи, управлению, метеообеспечению, навигации, дистанционному зондированию Земли и т.? п.
К сожалению, сегодня в международном «разделении труда» Россия может реально рассчитывать только на часть дохода от запусков и практически отстранена от более серьезных денежных потоков, а в перспективе в случае принятия решения об отсрочке создания обеспечивающей инфраструктуры более решительные участники дележки «космического пирога» не оставят нашей стране и нынешней скромной доли.
На всех презентациях инвестиционных проектов России в АТР безразличное или несколько высокомерное выражение лиц иностранных участников резко сменялось заинтересованностью при переходе к обсуждению проекта строительства космодрома. При подготовке деловой поездки полномочного представителя президента на Дальнем Востоке в Японию нашей стороной был выслан предварительный список предметов обсуждения. Официальный ответ принимающей стороны: «Зам. премьера готов принять делегацию». После отправки скорректированного списка (вспомнили, что надо включить в перечень космодром в Амурской области) пришел другой ответ: «Премьер-министр с удовольствием примет вас».
Маленький пример иллюстрирует значение имиджа России как космической державы. Какова цена удара по нему? Воспользуемся еще одним примером: Россия как продавец оружия только по факту отказа от поставки уже собранных концерном «Алмаз-Антей» и оплаченных Ираном пяти комплектов ракетных комплексов С-300 кроме потери потраченных на производство средств, оцениваемых в почти миллиард долларов, заплатит штрафные санкции – до 30?% от стоимости контракта и может утратить многомиллиардный оружейный рынок. Китай уже предложил Ирану свои ракеты.
Александр Пецко, ?член Общественной академии национальной безопасности.