ЕврАзЭС пытается вырваться из тисков сырьевого пакта.
Символикой отмечен нынешний саммит ЕврАзЭС: 10?летием союза собравшихся государств и 70?летием его председателя Нурсултана Назарбаева. Саммит отличается серьезными экономическими новациями. Окончательно легализовано единое таможенное пространство. Вступил в силу единый Таможенный кодекс. Создан суд ЕврАзЭС, а значит, интеграция вступает в завершающую фазу, ведь суд нужен тогда, когда есть реальные отношения. Впереди формирование единого экономического пространства.
Несмотря на то что внешне товарооборот между странами – членами ЕврАзЭС крепнет и ширится, по мнению экспертов, объемы торговли обеспечены всего лишь ростом цен на экспортируемые энергоносители. Динамика цен на углеводороды – а торговля внутри ЕврАзЭС в основном именно нефтью и газом – демонстрирует блестящий прирост товарооборота. Эта тема призраком шествовала практически за всеми обсуждениями и соглашениями. Вот и Минск, без ритуальных танцев, а сразу в лоб: раз Таможенный союз заработал, то пошлины на нефтепродукты отменить в 2010 году, а на нефть – с 1 января 2011 года!
Закономерен вопрос, каково будущее ЕврАзЭС? Только как сырьевого пакта? Ведь экономики основных членов организации по крайней мере пока продолжают развиваться в русле сырьевой направленности. К примеру, намерения России и Казахстана подписать соглашения о сотрудничестве в космической области и ядерной энергетике во время саммита в Астане, как ранее сообщал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, так и остались намерениями.
Правда, саммит дал толчок реализации крупномасштабного инвестиционного проекта. В Астане заключено Соглашение о финансировании строительства третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2. Евразийский банк развития и Внешэкономбанк на паритетных началах предоставят мультивалютный 15?летний кредит на 770 млн долларов.
«Проект способствует восстановлению единства энергосистем России и Казахстана, развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Это важный шаг к формированию единого энергетического рынка в рамках ?ЕврАзЭС, – отметил председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов. – Проект обеспечивает рост взаимной торговли и взаимных инвестиций: станция принадлежит на паритетных началах российскому и казахстанскому акционерам, значительная часть электроэнергии, производимой станцией, экспортируется в единую энергосистему Российской Федерации, оборудование для нового энергоблока будет поставляться российскими машиностроителями».
Следующий этап развития ?ЕврАзЭС – формирование единого экономического пространства. В планах России сделать Москву региональным финансовым центром. «Уже в ближайшее время мы обсудим этот вопрос с нашими партнерами по Таможенному союзу, по ЕврАзЭС. Развитие центра, я надеюсь, позволит существенно укрепить позиции рубля как одной из возможных резервных валют, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Наш интерес очевиден – для модернизации нам необходима развитая и конкурентоспособная на глобальном уровне национальная финансовая система. Таким образом, развитая финансовая индустрия является для нас и средством, и одной из самостоятельных целей модернизации».
На экспертном уровне трех государств (России, Белоруссии и Казахстана) идут активные обсуждения введения единой валюты. Изначально идея создания межгосударственной расчетно-платежной единицы стран Евразийского экономического сообщества – «евраз» или «евразия», – принадлежит Нурсултану Назарбаеву. Такая валюта, полагает президент Казахстана, «должна обеспечить устойчивые безналичные транзакции между государствами, юридическими и физическими лицами внутри и между странами ЕврАзЭС». А эмитироваться она должна исключительно в интересах стран ЕврАзЭС и мирового сообщества. По мнению экспертов, основным тормозом на пути новой валюты является доверие стран к ее надежности и предсказуемости. Но это дело времени.
Российский бизнес сейчас имеет уникальную возможность расширить свою деятельность, выйдя за пределы России в страны ЕврАзЭС. Особенно в новых отраслях – там, где нет привязки к устаревшим производствам, и есть возможность сразу начинать развитие новых технологий, – убежден Сергей Глазьев, академик РАН, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС. – Перспективны такие направления, как нано- и биотехнологии, клеточная медицина, новые направления электротехники, солнечная энергетика. Большие перспективы у атомной промышленности. Эти секторы формируют основу нового технологического уклада в экономике и растут примерно на 35?% в год по всему миру, несмотря на кризис.
У отечественного бизнеса есть прекрасный шанс вырваться вперед. Однако время не стоит на месте: развивать все эти направления нужно быстро, потому что через 5–7 лет свободные сейчас ниши могут быть заняты другими странами – нашими потенциальными конкурентами.
ЦИТАТА
Президент РФ Дмитрий Медведев:
– Иногда, может быть, нам казалось, что мы стоим на месте, что мы обсуждаем какие-то вопросы, которые уже давным-давно решены. На самом деле двигались мы быстро. Соизмерьте только то, что происходило у нас в рамках ЕврАзЭС, в рамках объявленного теперь Таможенного союза, с тем, как происходила интеграция, допустим, в Европе. Мы двигаемся быстрее; это не значит, что мы двигаемся без проблем, мы обсуждаем многие вопросы, обсуждаем их подчас горячо и весьма заинтересованно и в конечном счете выходим на договоренности.
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС
Лариса СИНЕНКО
СНГ, ЕврАзЭС, ШОС: кто богаче, активнее, дальновиднее?
В ходе подготовки исследования о евразийской интеграции 30 независимым экспертам из СНГ был предложен опросник, посвященный оценке деятельности интеграционных организаций, прежде всего СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, так как для всех трех структур характерна многофункциональность и схожесть представительств стран-участниц. В результате мнения экспертов по вопросу о заявленных целях рассматриваемых организаций распределились следующим образом. В отношении СНГ большинство экспертов считают заявленные цели организации формальными (47%). В 3% ответов эти цели определены как реалистичные. Существенная доля ответов (22%) указала на невозможность достижения заявленных целей. Причем более половины опрошенных дали низкую оценку ресурсной обеспеченности этой организации. 32% специалистов полагают, что в целом организация располагает достаточными ресурсами.
Цели ЕврАзЭС, по мнению экспертов, сформулированы реалистично и носят практический характер (55%). При этом более трети респондентов полагают, что это соответствие выше среднего значения. Относительно ШОС эксперты оценивают структуру организации как адекватную для достижения поставленных задач. Порядка трети отмечают соответствие выше среднего.
А вот как наиболее эффективные в сфере политического сотрудничества и обеспечения безопасности организации экспертами названы СНГ и ШОС. Помимо этих двух направлений эксперты также отметили эффективность СНГ в социальном развитии (11%) и секторе энергетики (8%).
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что ШОС лидирует в оценке прогресса в реализации подписанных соглашений. Несмотря на то что политическое сотрудничество является существенной частью деятельности ЕврАзЭС (так считают 16% экспертов), эта организация демонстрирует все же б?ольшую эффективность в сфере продвижения торговли и инвестиций (37%), энергетики (27%), а также в развитии банковского сектора в государствах-участниках.
НАШЕ ДОСЬЕ
Евразийское экономическое сообщество образовано на основе созданного в 1995 году Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. С инициативой преобразования Таможенного союза в новую международную экономическую организацию в мае 2000 года выступил президент России Владимир Путин. ЕврАзЭС наделено функциями формирования общих внешних таможенных границ входящих в него государств, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.
Участниками ЕврАзЭС являются Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. В 2008 году Узбекистан приостановил членство в организации.
Лариса СИНЕНКО