В смотре силы и ловкости, от участия в котором самоустранились три ведущих ведомства страны.
Продолжает набирать обороты II спартакиада сотрудников министерств и ведомств Российской Федерации. Это совместный проект Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Центрального спортивного клуба государственной службы РФ (ЦСК ГГС) и Департамента физической культуры и спорта города Москвы.
В конце июня во Дворце игровых видов спорта «Содружество» прошел четвертый этап спартакиады – соревнования по настольному теннису, в которых приняли участие 73 человека (22 женщины и 51 мужчина) из 24 министерств и ведомств.
Спартакиада, в программу которой включены соревнования по восьми самым демократичным, а значит, и самым массовым видам спорта, пришлась явно по душе тем, для кого она, собственно, и была создана. Достаточно сказать, что если в прошлом году в ней участвовали 22 министерские и ведомственные команды, то в этом году только в состязаниях по настольному теннису на старт вышли 24 команды. Отметим, что первые очки в свой актив записали представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, разделившие 19–20-е места с коллегами из Министерства связи и массовых коммуникаций.
Лично-командные соревнования по настольному теннису прошли в два этапа: первый – отборочный по круговой системе, второй – по олимпийской системе на вылет. Лучше всех, как выяснилось, в нынешнем году играет в пинг-понг команда Федеральной налоговой службы в составе Натальи Гудковой, Михаила Сергеева и Бориса Веденеева. Прошлогодние победители соревнований по настольному теннису – работники Генеральной прокуратуры РФ – на сей раз финишировали третьими. А вот представители Счетной палаты РФ оказались на редкость стабильными, повторив свой прошлогодний серебряный результат.
В личном первенстве среди женщин сильнейшей теннисисткой стала Татьяна Баденкова из Генеральной прокуратуры, а среди мужчин – работник Федеральной налоговой службы Михаил Сергеев.
В номинации «За волю к победе» главные призы достались Татьяне Гудковой и Борису Веденееву из Федеральной налоговой службы. Награды «За активное участие в турнире» – Елене Романенковой из Министерства транспорта и Ивану Мельникову из Счетной палаты.
Напомним, что соревнования по настольному теннису стали четвертым этапом нынешней спартакиады. Началась она с лыжных гонок, прошедших в начале года в подмосковных Химках. Кстати, лыжные гонки – это новая дисциплина, включенная, по словам заместителя генерального директора ЦСК ГГС Андрея Кускова, в программу спартакиады в этом году в связи с тем, что Россия готовится принять у себя следующую Белую олимпиаду. Зимние дисциплины должны быть и в программе спартакиады. Сейчас обсуждается возможность включения в нее хоккея, но пока этот вопрос остается открытым: слишком уж затратным является этот вид спорта. Одна экипировка чего стоит, не говоря уж об аренде ледовой площадки. Но желающих играть в хоккей много, так что не исключено, что решение в его пользу будет принято.
После лыжных гонок лидерство в командном зачете захватили работники Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Но во втором виде программы – шахматах, соревнования по которым прошли в Центральном доме шахмат на Гоголевском бульваре, представители этого министерства явно оплошали, заняв лишь 17?е место. На черно-белом шахматном поле лучше всех себя проявили представители Государственной думы, но 11?е место, занятое в лыжах, не позволило им вырваться вперед в общем зачете. Соревнования возглавила команда Счетной палаты, которая, к слову, выиграла спартакиаду 2009 года.
Заняв пятое место на третьем этапе – в соревнованиях по мини-футболу, прошедших в рамках церемонии открытия спартакиады-2010 на Северном ядре «Лужников», Счетная палата сохранила за собой лидерство, а после турнира по настольному теннису еще более укрепила его. На втором месте после четырех видов программы идет команда Генеральной прокуратуры, на третьем – Министерства транспорта. Это своего рода неожиданность, поскольку в прошлом году «транспортники» финишировали лишь восемнадцатыми.
Следующие в программе спартакиады – состязания по плаванию, потом – бадминтон и волейбол. Кстати, еще одно новшествое спартакиады-2010 касается волейбола. В прошлом году в волейбольных командах играли вместе мужчины и женщины. В этом по просьбе представительниц слабого пола решено женские соревнования проводить отдельно от мужских.
Ну и завершат спартакиаду по традиции мастера бильярда.
Впрочем, мастера – слишком громко сказано. Спартакиада работников министерств и ведомств РФ – яркая иллюстрация известного олимпийского принципа «главное – участие». Победы, конечно, важны и почетны, и соревновательный принцип на спартакиаде, безусловно, присутствует. Но все же главная ее задача, как говорит президент ЦСК ГГС, вице-президент Олимпийского комитета России Геннадий Алешин, – это привлечение работников министерств и ведомств к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. И в этой связи удивляет, например, отсутствие среди ее участников Министерства образования и науки, Управления делами Президента РФ и Министерства экономического развития.
Ни на одном из прошедших этапов они все еще не отметились.
В проверке использования средств на Олимпийские игры в Ванкувере.
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин подвел на состоявшемся в Московской области заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи основные итоги проверки эффективности использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, направленных на подготовку и проведение XXI зимних Олимпийских игр и X зимних Паралимпийских игр 2010 г. в Ванкувере (Канада). Контрольное мероприятие было проведено по поручению президента России.
В результате проверки было установлено, что на подготовку и участие сборных команд России в XXI зимних Олимпийских играх и X зимних Паралимпийских играх 2010 года в г. Ванкувере за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из внебюджетных источников было израсходовано около 6,2 млрд руб., в том числе 5,8 млрд руб. – по олимпийским видам спорта и 378 млн руб. – по паралимпийским. Цена одной олимпийской медали (условно) составляет не менее 388 млн руб., цена одной паралимпийской медали (условно) – не более 10 млн руб.
Были отмечены проблемы в системе спортивного управления – и организационного, и финансового. В стране в период подготовки к Играм в Ванкувере не было единого субъекта, который бы целенаправленно занимался всем циклом «подготовки олимпийских побед» и отвечал за это. Реальное взаимодействие государственных органов, Олимпийского комитета и спортивных федераций началось практически накануне Олимпийских игр. Сам оргкомитет был создан за десять месяцев до Олимпиады. В результате все необходимые решения принимались с опозданием. Так, Концепция подготовки спортсменов России к XXI зимним Олимпийским играм 2010 г. в г. Ванкувере была принята Росспортом со значительным опозданием и носила формальный характер.
Проверка показала, что система реализации единого календарного плана спортивных мероприятий, в рамках которого осуществляется подготовка спортсменов, неэффективна, несовершенна, несет в себе коррупционную составляющую и в целом требует кардинальных изменений. Так, в течение всего олимпийского цикла непосредственным финансированием работ (услуг), связанных с подготовкой спортсменов, занимались коммерческие организации, фактически выполняющие функции расчетно-кассового центра и насчитывающие в штате несколько человек. Тем не менее ежегодно в распоряжение указанных организаций поступало 2–3,5 млрд рублей.
Были установлены случаи закупок товаров и услуг у единственного поставщика. Так, в декабре 2009 г. товар, закупленный по госконтракту у единственного поставщика на бесконкурсной основе прошел по бухгалтерским документам как минимум у четырех коммерческих фирм-посредников, которые за свои «услуги» заработали 3 млн рублей.
По результатам проверки Счетной палатой были подготовлены рекомендации и предложения. В частности отмечена необходимость разграничить финансирование мероприятий в области массового спорта и мероприятий, связанных с подготовкой спортсменов к участию в Олимпийских играх.
Счетная палата считает необходимым четко распределить полномочия, ответственность и финансы в треугольнике: министерство – Олимпийский комитет России – спортивные федерации. Возможно, будет целесообразным считать ответственным за олимпийские результаты и всю систему подготовки сборных Олимпийский комитет России.
Кроме того, отмечалась необходимость программно-целевого подхода в финансировании мероприятий олимпийского цикла и создания системы внутреннего контроля и антикоррупционной профилактики в Минспорттуризме России и подведомственных ему государственных учреждениях, отвечающих за развитие российского спорта. Субсидирование целесообразно было бы осуществлять на основании трехсторонних соглашений: Олимпийский комитет, министерство, спортивная федерация. При этом в федерациях необходимо наладить качественный финансовый менеджмент и аудит целевых расходов.
Счетная палата выступила с предложением рассмотреть вопрос о создании при Олимпийском комитете России автономной некоммерческой организации с функциями дирекции целевых программ по подготовке российских сборных к Олимпийским играм. Было обращено внимание и на спортивные лотереи, по итогам которых было недополучено 2,5 млрд рублей.
Итоги проверки будут доложены президенту России. Кроме того, Счетная палата по результатам контрольного мероприятия направила обращения в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации и МВД России, информационные письма в правительство, ФНС России, Росстрахнадзор, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Общероссийский союз физкультурно-спортивных объединений «Олимпийский комитет России» и мэру Москвы Юрию Лужкову. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального собрания и правительство России.
Департамент информации Счетной палаты Российской Федерации.
Борис ВАЛИЕВ