Приватизируют ли чиновники «единую россию»?
Фактически уже 13 июля стартует осенняя выборная кампания. С 12 по 21 июля представительские органы муниципальных образований должны утвердить 10 октября днем своих выборов. После этого решения они могут выходить на старт нового выборного сезона. Но уже не во всех регионах страны партия власти безусловный фаворит этой гонки. Причины веские: авторитет «едроссов» в глазах жителей резко подорвали ее местные лидеры своими пустыми обещаниями и коррупцией. Особенно это заметно на примерах многих районов Московской области.
Наркомания и коррупция одолели Подмосковье. Его губернатор вообще парит в облаках: «Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин – дороги не нужны», – такой совет дает губернатор Борис Громов по части преодоления автопробок. Но это не единственная удушающая проблема региона: казнокрадство, десятки уголовных дел против районных руководителей, антисанитария (брюшной тиф в Солнечногорском районе), попытки местных воротил приватизировать партию власти – одного этого уже достаточно, чтобы говорить о некомпетентности подмосковных руководителей.
Сегодня мы прогнозируем итоги осенних выборов-2010, а также ведем наше журналистское расследование в одном из районов Московской области, в котором, как в капле воды, отражаются все социально-экономические болезни, политические выверты его элиты.
Пару лет назад региональные выборы почти перестали привлекать к себе интерес и общественности, и специалистов за счет неумолимой запрограммированности их результатов. Электорату неохота было ходить на выборы, политологам – анализировать формулу «два плюс два». Партия власти была обречена на победу «за подавляющим преимуществом». Свои штатные проценты получали коммунисты и «жириновцы» (в зависимости от степени продвинутости или депрессивности региона). «Справороссы» болтались на грани проходного порога (как правило, не переступая его). Демократы слились со статистической погрешностью.
И не потому, что результаты фальсифицировались и буйствовал административный ресурс. Любому политтехнологу известно, что этот ресурс обеспечивает 5–10% прироста к естественному волеизъявлению, но не того заоблачного «госзаказа» в 60–70%, который спускался из центра в регион и неизменно успешно выполнялся. На самом деле в какой?то период была достигнута точка оптимального взаимодействия федеральной составляющей (официально провозглашенного статуса «Единой России» как партии власти, освещенной авторитетом ее лидера) и регионального, местного административного ресурса. Эти две составляющие не просто добавляли друг друга, но вызывали «коммулятивный эффект».
Но вот уже два сезона региональных выборов (осень 2009?го и весна 2010 г.), как в этом, казалось бы, отлаженном механизме начались сбои, идущие по нарастающей. И речь идет не только о спекулятивной потере «единороссами» пары мэрских постов. Если не брать регионы с высокой «корпоративной демократией», например Северный Кавказ, то результаты местных выборов все чаще срываются ниже «психологического порога» в 50%. Социология в межсезонье (то есть без задействования административного ресурса) топчется вокруг отметки в 40%.
Партийные функционеры уже не заикаются об олимпийских планках голосов в свою пользу. Перед последними региональными выборами партийное руководство даже приняло официальное решение не спускать конкретные проценты победы. По-видимому, поняли, что имиджевые потери от несоответствия плановых показателей реальным, даже «отрихтованным» результатам куда чувствительнее, чем сами скромные результаты (меньше позора). Теперь речь идет только о простом большинстве. Чтобы можно было заявить о победе относительно отдельно каждого из участников выборов. Поскольку сумма голосов оппонентов в местных представительных органах власти – это новая головная боль «единороссов».
В чем причина? Первая – она же оправдание местных партаппаратчиков, их «отмазка», вроде бы лежит на поверхности – последствия кризиса. Действительно, сокращение производства, реальное сокращение доходов и понижение уровня жизни прямо ведут к росту протестных настроений и создают благоприятную почву для агитации оппозиции в предвыборный период. А раз так (причина?то объективная), то и спроса с местных партийцев особенно строгого быть не может. И это был бы для партии лучший вариант: мол, кризис минует и восстановим позиции.
Но причины глубже. И они имеют отношение, к сожалению, не просто к нашей российской специфике, но и к некоторым системным элементам. И вот в качестве таковых это становится не только головной болью центрального аппарата «Единой России», но и предметом внимания и озабоченности всего общества. Ведь речь идет о качестве исполнительной власти на местах.
Это только формально в нашей стране на выборах соревнуются различные партийные силы. Еще очень и очень долго выборы будут оставаться референдумом населения относительно реального авторитета власти. Выше говорилось об успехах предвыборного тандема «федеральный статус, авторитет лидера – местный административный ресурс». Но в том-то и дело, что в этой паре все чаще слабым звеном становится второй элемент. Социология четко показывает, что 40–50% поддержки партии в регионах – заслуга федеральной составляющей, точнее федеральных СМИ. Ее нейтрализация (игровая ситуация на фокус-группе: отвлечемся от личности В. Путина и посмотрим на местных «единороссов») напрочь обваливает позиции партии.
Складывается критическая ситуация, опасность которой все четче осознается высшим партийным руководством. Практика автоматического назначения главы исполнительной власти региона руководителем местной партийной организации явилась настоящей ловушкой для «единороссов». Особенно когда стало понятно, что президент Д. Медведев не кокетничал, объявляя войну коррупции. И вот, например, в Московской области (и не только) целый ряд глав местных администраций нередко вместе со своими замами становятся фигурантами уголовных дел. А ведь это руководители и члены политсоветов местных парторганизаций, призванные мобилизовать электорат на поддержку своей партии.
И оппоненты «Единой России» с удовольствием пользуются таким свалившимся им на голову подарком. Так, коммунисты на последних местных выборах не упустили такую возможность и стали практиковать абсолютно беззатратный и относительно «чистый» способ контрагитации. Печатаются портреты местных чиновников, по совместительству активистов местных отделений «Единой России», в отношении которых идет уголовное разбирательство, в обрамлении стилизованной тюремной решетки, и никаких комментариев. В ряде мест этого было достаточно, чтобы свести на нет высокотехнологичную работу «единороссовских» специалистов и накачать рейтинги своих кандидатов.
Парадокс ситуации заключается в том, что самих местных партийных лидеров такое положение ничуть не смущает. Вот в известном на весь мир наукограде Королеве бывший мэр Морозенко, ныне отстраненный от занимаемой должности в связи сразу с двумя уголовными делами, до последнего противился уходу с поста председателя политсовета местной партийной организации. Вынужденно уйдя со всех постов, он продолжает не только неформально руководить городским хозяйством и строить далеко идущие планы по приватизации городского жилищно-коммунального комплекса, но и целиком контролировать партийную организацию, включая назначение руководителей и утверждение кандидатов от партии на предстоящих выборах в городское собрание. Нелишне заметить, что все это происходит на глазах у местных жителей, формирующих свое представление о партии в целом по ее местным «вождям».
Говоря о дискредитации авторитета местной чиновничьей власти, не стоит сбрасывать со счетов возможностей административный ресурс. Напротив, он обогатился опытом и не перестает проявлять чудеса настойчивости и изобретательности. Иное дело – моральные и политические последствия такого рода стараний, но главное – кому и чему они служат на самом деле.
Во многих регионах административный ресурс по?прежнему бульдозером идет по предвыборному полю. Чего только стоит «зачистка» поля перед началом кампании, выбраковывание через инструмент отказа в регистрации наиболее авторитетных и влиятельных конкурентов. Здесь несомненное первенство принадлежит той же Московской области. Через это уже прошел ряд ее районов в ходе последних региональных выборных кампаний, оставивших за собой густой шлейф громких судебных разбирательств. Такая участь ждет, по?видимому, и предстоящую кампанию в Королеве. Не стало секретом, что теневые администраторы уже «спроворили» планы по «взаимодействию» с территориальной избирательной комиссией относительно того, кто может, а кто не может воспользоваться своим конституционным правом избираться в органы власти. И опять делается это якобы в высших интересах партии власти.
Вообще пример Королева можно считать наглядным пособием по тому, как определенная часть российской чиновничьей братии видит свои ?взаимоотношения с партией власти. Сразу скажем – чисто потребительски. Проиллюстрируем это на примере. Так, местные теневые стратеги, контролирующие партийную организацию, формируют список кандидатов, которые пойдут на выборы, исходя не из того, насколько эти кандидаты смогут успешно противостоять конкурентам, а из того, насколько послушно они проголосуют в будущем городском совете за выгодную теневому кукловоду форму приватизации жилищно-коммунального комплекса. А как же риск провала «серых лошадок»? А вот тут и должна заработать тяжелая артиллерия федерального партийного ресурса, партийный бренд.
Но самое замечательное в этой истории то, что ударные силы будущих приватизаторов, которые также идут на выборы, сознательно выведены за рамки партийного списка и будут регистрироваться как самовыдвиженцы. Почему такое пренебрежение партийными знаменами? Просто закулисным стратегам известно, до чего бывшая городская (она же партийная) власть довела свою парторганизацию. Уровень ее популярности – один из самых низких в Московской области – чуть выше 30%. А среди горожан, когда?либо соприкасавшихся с деятельностью местной парторганизации, до 75% эту деятельность не одобряют. А значит, нельзя допустить, чтобы ВИП-персоны «стралили» на себя весь негатив и разочарование населения от деятельности городской «руководящей и направляющей». Вот поэтому они, являясь членами «Единой России», будут маскироваться под самовыдвиженцев.
Таким образом, местный чиновник все поставил с ног на голову. Фактически речь идет не о поддержке «Единой России» местными административными ресурсами, а наоборот – о продвижении своих личных властных (на самом деле коммерческих) интересов путем циничной эксплуатации федерального партийного бренда. А как свидетельствуют новейшие тенденции, в конце концов за свое благополучие чиновник расплачивается падением авторитета партии власти, утратой этой партией того самого властного статуса.
Возникает вполне определенная ассоциация с червями, смачно жующими ствол дерева. Однако это – аргумент для людей, которые думают пусть даже о своем благополучии, но на перспективу. Но, видно, с лихими 90?ми не ушел период временщиков, стремящихся хапнуть здесь и сейчас. А авторитет партии как?нибудь сдюжит. Примерно так думали большие и малые вожди КПСС. Тогда – не пронесло.
Валерий НОВИКОВ,кандидат политических наук.