Законопроекту, предусматривающему налоговые льготы для благотворителей ?и меценатов, после долгого лежания в Госдуме дал ход Дмитрий Медведев.
Не случайно в России появился даже новый термин – социальное инвестирование. Однако за двадцать лет «новой истории» отечественной благотворительности она так и не стала реальным направлением государственной политики. Существующий сегодня федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» давно уже не соответствует реалиям времени. Именно об этом шла речь на прошедшей на днях встрече президента Дмитрия Медведева с Попечительским советом Национального благотворительного фонда.
По мнению ряда экспертов, в условиях мирового финансового кризиса пожертвования организаций и простых граждан могли бы стать серьезным источником для решения социальных проблем. Что мешает превратить достаточно скромные пока, если судить по мировым меркам, ручейки отечественной благотворительности в мощную реку?
Камнем преткновения у российских меценатов стала прежде всего несовершенная законодательная база – особенно в части налогообложения. Простой пример: российский инвалид получил коляску из?за рубежа и сразу же попал в долговую яму, потому что не мог оплатить все необходимые налоговые сборы.
Должно ли государство стимулировать благотворительность – не только морально (хотя и это необходимо), но и материально – через систему налоговых льгот? Мировой опыт на этот вопрос отвечает однозначно: да, должно! Такие льготы действуют, например, в США, и благотворительность там – целая индустрия, огромная машина по сбору денег. Повсеместно рассылаются письма – электронные и бумажные – с рассказами о социальной деятельности организаций, которым требуется финансовая помощь, ставятся ящики в супермаркетах и почтовых отделениях, проводятся sms-акции. То есть применяются очень простые, удобные и максимально открытые технологии, которые позволяют принять помощь от миллионов обычных граждан, способных дать хоть немного денег на благое дело. Это одна сторона дела. Другая, более весомая по финансам, – благотворительные взносы фирм и корпораций. Ежегодно они публикуют данные о своих тратах на помощь нуждающимся и получают за это налоговые послабления. У нас, повторим, ничего подобного нет. Не потому ли, по данным Министерства юстиции РФ, число благотворительных организаций в России уменьшилось с 5021 до 4447. Для сравнения: в Соединенных Штатах таких организаций – более 50 тысяч.
Социальные законы, как и законы природы, не отменишь: благотворительность активно развивается тогда, когда она выгодна не только тем, кому жертвуют, но и тем, кто жертвует. Именно этим руководствовались авторы проекта государственной Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ до 2020 года, разработанной в Минэкономразвития России. Концепция прежде всего предусматривает расширение налоговых стимулов как для физических, так и для юридических лиц. Согласно проекту нового законодательства, предлагаемого министерством, социальный налоговый вычет частные жертвователи смогут получить непосредственно у своего работодателя (как это сейчас происходит с имущественным налоговым вычетом на приобретение или строительство жилья). Добровольцы смогут также получить льготу на проезд и аренду жилья. Для предприятий основным стимулом станет вычет по налогу на прибыль.
И еще один важный аспект. «В настоящее время, – сказано в концепции, – благотворительные организации могут создаваться только в форме общественного объединения, фонда или учреждения. На практике существуют некоммерческие организации (НКО), подпадающие под определение «благотворительная организация», безвозмездно помогающие детям, инвалидам, бездомным, социально незащищенным группам населения, но при этом созданные в организационно-правовых формах, не указанных в федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Концепция предлагает четкие критерии для получения статуса благотворительной организации: наличие попечительского совета, публикация отчетности (к ней будут предъявлены особые требования) в Интернете, ежегодный независимый аудит, наличие в уставе организации закрытого списка видов деятельности. По мнению некоторых экспертов, не исключено, что будет создано специальное федеральное агентство для контроля за соблюдением всех этих критериев, но возможен и общественный контроль или объединенный – государственно-общественный.
Параллельно с разработкой концепции Минэкономразвития подготовило и направило в правительство законопроект, содержащий изменения действующего законодательства в части, касающейся развития благотворительности и добровольчества. Этот документ согласован во всех профильных министерствах, в июне положительное заключение по нему дала Общественная палата.
Между тем наши депутаты демонстрируют порой полное понимание. Когда их очень «попросят», они могут проявить завидную оперативность: буквально в несколько дней принять спущенный сверху законопроект. Этот подобрался теперь и сверху, и снизу.
ДИАЛОГ НЕДЕЛИ
Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ:
«Для некоммерческих организаций из бюджета выделяются весьма приличные деньги, гранты. Ну и одним из организаторов конкурса по распределению этих средств как раз традиционно является Национальный благотворительный фонд. Фонд работает уже продолжительное время, активно привлекает и распределяет частных лиц и компании. За прошедшие годы были получены пожертвования более чем от 800 организаций и граждан. Я хотел бы всем им сказать огромное спасибо, потому что это на самом деле проявление абсолютно истинных гражданских чувств».
Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ:
«Деятельность Национального благотворительного фонда сегодня направлена на то, чтобы использовать ресурсы благотворителей для оказания помощи семьям военнослужащих, а также сотрудникам специальных служб, правоохранительных органов. Немалая доля средств фонда расходуется на помощь детям».
Дмитрий ИВАНОВ