Наукоград Жуковский стал столицей мирового машиностроения.
Международный форум «Технологии в машиностроении-2010» в подмосковном Жуковском снискал лавры крупнейшего машиностроительного смотра в России. Триста участников из 18 стран представили буквально все новинки – от электрического велосипеда до беспилотного самолета. Причем любой экспонат можно было не только лицезреть, но и обсудить. Для этого на выставке и были открыты дискуссионные площадки.
Такой смотр должен привлечь инвесторов в отечественное машиностроение, надеялись в правительстве. Недаром в день открытия его посетил премьер Владимир Путин. Выступая на форуме, он призвал иностранные компании активнее сотрудничать с российскими предприятиями. В том числе по схеме: мы вам долю в наших компаниях, вы нам – новые технологии.
В ходе дискуссии с руководителями российских и зарубежных корпораций много говорилось о международной кооперации в высокотехнологичных отраслях. «Мы считаем, что сотрудничество с Россией в плане модернизации ее экономики – это прежде всего передовые технологии, – сказал гендиректор Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф. – Мы исходим из того, что постоянные и тесные контакты с нашими партнерами создают хорошие условия для передачи таких технологий».
Путин мгновенно отреагировал: «Что касается так называемой передачи технологий, это очень странная формула, – сказал он. – Никто никому в том мире, в котором мы живем, просто так ничего не передает, кроме гуманитарной помощи… Все продается. Современные технологии – это товар, который наши партнеры хотят произвести и продать, а мы готовы их купить за хорошие деньги. Если не хотите продавать – не надо, но мы говорим, что нам нужен этот товар хороший. Мы его возьмем, а вы его хотите продать, и как можно дороже, это предмет переговоров».
При этом премьер заверил, что иностранцам не стоит бояться воровства ноу-хау: «Не нужно представлять дело таким образом, что в России кто?то собирается действовать, как в одном из наших известных художественных произведений, – утащить с хозяйской кухни вкусный кусочек технологий, а потом под одеялом тихо, стараясь не чавкать, съесть его и куда?то там переправить. Нет такой политики в Российской Федерации».
Некоторые зарубежные партнеры, судя по всему, это уже усвоили. По словам Петера Лешера, президента Siemens, чья история сотрудничества с Россией насчитывает 157 лет, возглавляемый им концерн не только ищет для себя краткосрочные возможности в России, но совершенно осознанно работает на долгосрочную перспективу, именно на стратегическую перспективу.
Гораздо позже пришедшая в Россию французская компания Renault уже работает с АвтоВАЗом по схеме: акции – в обмен на технологии. Один из французских топ-менеджеров даже заинтриговал аудиторию и пообещал наладить производство в Тольятти уникального автомобиля.
Путин в свою очередь напомнил, что АвтоВАЗ в ближайшее время должен выпустить не одну, а пять новых моделей. России же по плечу занять достойную нишу на мировом авиастроительном рынке. На днях двигатель нового отечественного лайнера «Сухой Суперджет 100» получил европейский сертификат. К концу года должны начаться его поставки заказчикам.
Среди участников встречи был президент российского научного центра «Курчатовский институт» академик Евгений Велихов – один из самых известных в мире ядерщиков. Новейшие технические разработки, похоже, поражают и его воображение. «Если у вас сломается что?нибудь в вашем скелете, то вы можете в тот же день сделать хорошую компьютерную томографию и по Интернету тут же послать в наш центр, – увлеченно рассказывал Велихов. – Там делается трехмерная копия абсолютно без вмешательства человека. И эту трехмерную копию получает хирург для того, чтобы он мог приготовиться к операции. В конце концов обычный, так сказать, процесс, и все равно на выходе стоит самая замечательная машина – человек».
Академику возразил Путин: «Какую бы трехмерную модель головы мы ни сделали, все равно содержание будет сильно отличаться от оригинала. Это зависит от тех, кто реализует те или иные задачи. Какую бы трехмерную модель головы академика Велихова мы бы ни сделали, все равно она пока будет уступать оригиналу. Это очевидный факт».
Участники дискуссии обратили специальное внимание на то, что безвизовый режим с Евросоюзом упростил бы взаимодействие бизнесменов. Путин отметил: «Мы сейчас технологически даже готовы, чтобы перейти к безвизовому режиму с объединенной Европой». Однако в самом Евросоюзе, объединяющем 27 стран, до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. «И я знаю, насколько сложно приходить к консенсусу в Европейском союзе», – констатировал премьер РФ.
Затем Путин посетил выставочный павильон форума. Вместе с ним экспозицию российского оборонно-промышленного комплекса осматривал прибывший в Москву президент Йемена Али Абдалла Салех. Премьер посоветовал арабскому гостю прицениться к танку Т-90 и реактивной системе «Смерч». Как говорится, импорт зарубежных технологий – хорошо, а экспорт отечественных – лучше.
Юрий ПАНИЕВ