Правительству поручено найти объяснение.
По поручению президента России «танцующий» мост через Волгу пройдет несколько дополнительных экспертиз. А Счетная палата проверит эффективность расходования денег на его строительство. Такое решение принято Дмитрием Медведевым по итогам проверки, проведенной его Контрольным управлением и Генеральной прокуратурой.
Уже больше двух месяцев различные комиссии разбираются в причинах колебаний самого длинного моста в Европе, который был сдан в Волгограде в эксплуатацию в октябре прошлого года. Мнения экспертов разделились. Одни считают, что мост опасен для передвижения – как по нему, так и под ним. Другие называют произошедшее редчайшим аномальным явлением, не имеющим каких-либо серьезных последствий.
Пока ведущие телеканалы мира транслируют жуткие кадры «пляшущего» моста, а интернет-форумы пестрят ложными свидетельствами о сотнях жертв и гроздьях авто, свисающих с перил, движение по нему распоряжением губернатора Анатолия Бровко официально возобновлено. Но только для пешеходов и легкового транспорта. Власти уверяют: предположение об образовании трещин не подтвердилось.
– Видимых повреждений конструкции нет, – объявил вице-губернатор Игорь Пикалов. – Эксперты, прибывшие в Волгоград из Москвы, Омска и Петербурга, подтвердили, что мост в удовлетворительном состоянии. Сварочные швы проверялись ультразвуком, по настилу в заданной последовательности проезжали большегрузные автомобили, загруженные щебнем и песком. Никаких внешних трещин и внутренних нарушений!..
По мнению экспертов, в истории балочных мостов случай беспрецедентный, такого еще не было в практике. Главный инженер проекта Сергей Масленников из ОАО «Гипротрансмост» считает, что причиной «пляски» был сильный ветер:
– Ураган предсказать невозможно. Однако мост выдержал это испытание в неожиданном для всех режиме с весьма приличной амплитудой волн! Поэтому мостостроителей второго цикла ругать пока рано… Но доктор физико-математических наук, профессор Волгоградского политехнического университета Александр Морозов уверен, что ни сильный ветер, ни возможные подвижки грунта не могли вызвать такого эффекта:
– Опоры моста простояли без нагрузки настилом около 10 лет. Ведь мост строился без малого 14 лет! За это время опоры моста выдавило чуть вверх. Под ними образовался несколько разжиженный грунт. Настил моста вдавил опоры до дна этого «люфта». Течение Волги, прохождение группы машин над конкретной опорой могли притопить ее в таком грунте, а через секунды позволить «всплыть» на прежнее место. Это и дало зрительный эффект танцующего моста. Будет ли он эксплуатироваться дальше, должны решить эксперты. Но в мировой практике есть пример – Манхэттенский мост в Нью-Йорке качается и вибрирует с момента своего открытия без малого сто лет…
В отличие от ранее проведенных экспертиз, которые выдали заключения об удовлетворительном состоянии «пляшущего» моста в Волгограде, Генеральная прокуратура выявила недостатки в работе федеральных и региональных органов власти в проектировании, строительстве и эксплуатации. До октября правительство РФ обязано проверить соответствие объекта техрегламентам и разработать новые нормативы для конструкций подобного типа: модели балочных мостов впредь должны подвергаться предварительным аэродинамическим испытаниям, а все уже построенные переходы необходимо поставить на учет и испытать, принимая во внимание ЧП в Волгограде. Кроме технических экспертиз президент также поручил Счетной палате РФ до сентября проверить эффективность расходования подрядчиками и администрацией области бюджетных средств, выделенных на строительство объекта.
ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ
Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров провел в Волгограде научно-практическую конференцию «Проблемы аэродинамики на балочных мостовых сооружениях». Региональные власти утверждают, что по ее итогам может быть принято решение об окончательном открытии перехода через Волгу.
Евгения СЕРКОВА